Файл: 1. Теоретические аспекты проблемы развития мышления в среднем дошкольном возрасте 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
могли правильно исключить лишний предмет, но в некоторых заданиях затруднялись с решением или не могли объяснить причину исключения. 9 детей (45%) группировали предметы и выделяли лишний только с помощью взрослого, а трем детям (15%) выполнений задания было недоступно.

После проведения развивающих занятий 11 детей (55%) могли самостоятельно не только объединить предметы и исключить лишнее, но и объяснить свое решение, а 9 детей (45%) выделяли лишнее, но при этом испытывали затруднения с объяснением решения и допускали ошибки в некоторых заданиях, которые, после оказания помощи, могли исправить. Детей, не справившихся с заданием, в контрольном эксперименте не выявлено.

Статистический анализ показал, что различия в уровнях наглядно-действенного мышления в констатирующем и контрольном экспериментах значимые – Uэксп=36; для p≤0,01 (см. таблицу). Значимость различий позволяет утверждать, что дидактические игры, используемые в программе, способствуют развитию наглядно-образного мышления у детей среднего дошкольного возраста.

Динамика развития способности к обобщению представлена на рисунке 2.


Рисунок 2. Динамика развития способности к обобщению
Согласно рисунку, исходный уровень способности к обобщению (анализу и синтезу) составлял 1,4 балла из трех возможных. После развивающих занятий он увеличился до 2,7 балла.

В начале учебного года никто из детей группы не смог самостоятельно, без помощи и подсказки взрослого, обобщить предметы. Половина детей (10 человек) называли обобщающие понятия, но не все или с помощью взрослого. 8 детей (40%) отвечали только с помощью взрослого, договаривая начатое слово, а двоим детям (10%) обобщение было недоступным.

В конце учебного года 14 детей (70%) самостоятельно справлялись выделением общего признака, правильно называя его и добавляя несколько предметов в группу (как правило, больше трех), а остальные дети (30%) могли обобщить предметы по родовому признаку, но не всегда, порой он пользовались помощью взрослых. Эти дети так же испытывали затруднения в назывании дополнительных предметов – называли не больше двух


Различия способности к обобщению в контрольном и констатирующем экспериментах значимы - Uэксп=30; для p≤0,01 (см. таблицу), что указывает на эффективность использования дидактических игр для развития аналитико-синтетической функции мышления.

Сравнение средних значений наглядно-действенного мышления у детей до проведения занятий и после них представлено на рисунке 3.



Рисунок 3. Динамика развития наглядно-действенного мышления
Динамика развития наглядно-действенного мышления, согласно рисунку, положительная. В констатирующем эксперименте средний показатель составлял 2,2 балла, а в контрольном – 2,95. Такие высокие значения объясняются тем, что наглядно-действенное мышление развивается уже в более ранние возрастные периоды, тогда как в среднем дошкольном возрасте оно переходит на более высокий уровень наглядно-образного мышления.

В констатирующем эксперименте 6 детей (30%) самостоятельно справлялись с заданием, правильно и без помощи взрослого собирая картинки из 6 частей. 12 детей (60%) при складывании картинок иногда прибегали к помощи взрослого, а двое детей (10%) собирали изображение только с помощью взрослого.

После проведения формирующего эксперимента, только один ребенок (5%) использовал помощь взрослого при выполнении задания, остальные дети (95%) самостоятельно собирали картинку, не допуская ошибок и не обращаясь за помощью.

Данные статистического анализа показали значимость различий результатов первичного и повторного обследования - Uэксп=69; для p≤0,01 (см. таблицу), что так же подтверждает то, что дидактические игры способствуют развитию мышления в среднем дошкольном возрасте.

Изменения способности к логическому мышлению представлены на рисунке 4.


Рисунок 4. Динамика развития логического мышления
Согласно рисунку, в начале эксперимента уровень логического мышления был крайне низким, что свойственно для детей 4-5 лет. Средние значения исходного уровня составляли 0,65 балла. После проведения развивающих занятий он составил 1,95 балла. Различия показателей логического мышления значимые - Uэксп=39; для p≤0,01 (см. таблицу).

В констатирующем эксперименте дети испытывали значительные затруднения в группировании геометрических фигур по форме, цвету и величине. Только двое детей смогли разделить все фигуры по цвету, хотя, при показе, например, большой и маленькой фигуры одного цвета, они

могли ответить на вопрос, в чем их различие (большая и маленькая). При показе одинаковых фигур по цвету и размеру, они не могли сказать, чем они отличаются. Возможно, это связано с незнанием названия форм предметов (недостаточность номинативной речи).

9 детей смогли объединить 2-3 фигуры по цвету или размеру, не добавляя другие фигуры со сходными признаками, и не называя признака, по которому выделили фигуры. И столько же детой совсем не справились с заданием.

После проведения развивающих занятий уже только 4 ребенка испытывали трудности с группированием фигур, тогда как 13 детей могли выделить группы фигур по одному какому-либо признаку, иногда используя помощь взрослого. А 3 ребенка самостоятельно группировали фигуры по всем трем признакам без помощи взрослого.
Вывод:
Сравнительный анализ результатов диагностики мышления на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что дидактические игры способствуют развитию мышления в среднем дошкольном возрасте, что подтверждается данными статистического анализа.

В процессе обучения у детей среднего дошкольного возраста полностью 1   2   3   4   5   6   7   8   9

Заключение



Целью нашего исследования работы было определение роли дидактической игры в развитии мышления детей среднего дошкольного возраста.

Анализ теоретического материала позволил выдвинуть предположение о том, что использование дидактических игр способствует развитию мышления в среднем дошкольном возрасте, что обеспечивается 1) направленностью дидактических игр, 2) дифференциальным походом к выбору дидактических игр в соответствии с возрастными особенностями мышления детей среднего дошкольного возраста.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы был решен ряд задач: проведено теоретическое исследование особенностей развития мышления в среднем дошкольном возрасте; рассмотрены виды и задачи дидактических игр и их использование в развитии мышления в среднем дошкольном возрасте; проведено практическое исследование влияния дидактических игр на развитие мышления в среднем дошкольном возрасте; проанализированы полученные результаты и сделаны выводы о роли дидактических игр в развития мышления детей среднего дошкольного возраста.

Теоретическое исследование позволило сделать следующие выводы. Основные достижения среднего дошкольного возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

В среднем дошкольном возрасте мышление перестает быть наглядно-действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно- следственные отношения между событиями и явлениями. В данном возрасте психические процессы становятся более опосредованными в качестве специфических средств образного мышления выступают наглядные модели. Данный возраст
переломный в опосредовании психических процессов, в 4- 5 лет резко возрастает речевая опосредованность мышления.

Педагог должен моделировать ту умственную деятельность, которая нужна на данном этапе развития.

Проанализировав возможность использования дидактических игр в обучении дошкольников и их роли в развитии познавательных процессов детей, можно сделать вывод о том, что обучение детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр ориентируется на общедидактические положения, а также имеет собственную специфику, связанную с психологическими особенностями детей среднего дошкольного возраста.

Для проверки гипотезы была составлена программа, направленная на развитие мышления дошкольников. В программу заложена идея приобщения дошкольников к познавательной деятельности через игровые формы обучения, в качестве основных используются дидактические игры. Игровая деятельность наиболее адекватна для дошкольников и позволяет создать условия для позитивной самооценки, ощущения успешности.

Основным принципом деятельности педагога является работа в «зоне ближайшего развития», поэтому в программу были включены игры, направленные на развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, последовательность соответствует этапам развития мышления у дошкольников.

Оценка роли дидактических игр в развитии мышления детей проводилась путем сравнительного анализа результатов контрольного и констатирующего этапов работы с использованием методов математической статистики.

Сравнительный анализ результатов диагностики мышления на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что дидактические игры способствуют развитию мышления в среднем дошкольном возрасте, что подтверждается данными статистического анализа.

В процессе обучения у детей среднего дошкольного возраста полностью формируется наглядно-действенное мышление, значительно развивается наглядно-образное мышление и элементы логического.

Таким образом, гипотеза полностью подтверждена. Достоверность результатов обеспечена данными математической статистики.