Файл: 1. Теоретические аспекты проблемы развития мышления в среднем дошкольном возрасте 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 238
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список литературы
-
Арсентьева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: Учеб. пособие / В. П. Арсентьева. — М. : ФОРУМ, 2009. — 144 с. -
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с. -
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009. – 400 с. -
Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. - Минск: Универсiтэцае, 1999. – 160 с. -
Герасимова А. С., Жукова О.Н. и др. Программа развития и обучения дошкольника. 4 года. — СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003. — 128 с. -
Губанова, Н.Ф.Развитие игровой деятельности в средней группе. - М:Мозаика-Синтез, 2009. – 194 с. -
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Академия, 2006. – 288 с. -
Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с. -
Дидактические игры детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] //URL: http://doshvozrast.ru/metodich/seminar01_1.htm -
Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 2007. – 368 с. -
Ермолаева, М.В. Психология развития и возрастная психология /Учебно-методический комплекс.– М.: МПСИ, 2007.-102 с. -
Злобенко М.П. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста. – Волгоград: Учитель, 2010. – 110 с. -
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. –М.: «БУК-МАСТЕР», 2004.– 191 с. -
Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2003. – 512 с. -
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-хт.Т.2.— М.: Академия, 2007. – 320 с. -
Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1981. С. – 5-7. -
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с. -
Менчинская Н.А., Божович Е.Д. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избранные психологические труды. – М.: МПСИ, 2004. – 512 с. -
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2006. - 608 с. -
Новиков А.М. Методология игровой деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2006. – 48 с. -
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Высшее образование, МГППУ, 2007. – 464 с. -
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с. -
Педагогические технологии: Учебное пособие /Под ред. В.С. Кукушкиной. – М.:ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с. -
Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2005. – 266 с. -
Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005, 524 с. -
Психология: Учебник для гуманитарных вузов. - 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с. -
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с. -
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – М.: Олма-Пресс, 2002. – 656 с. -
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с. -
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. – 720 с. -
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с. -
Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников / Под ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, 2001. – 220 c. -
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с. -
Смирнова Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: ВЛАДОС, 2006. — 366 с. -
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: Академия, 2003. – 336 с. -
Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Владос, 1995. – 296 с. -
Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1981.- 176 с. -
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. – М.: Академия, 2001. – 416 с. -
Эриксон Э. Детство и общество. – 2-е изд. – СПб.: Ленато, 2006. – 420 с.
Приложение 1
Результаты исследования мышления
Таблица 1.1. Первичные результаты диагностики мышления в констатирующем и контрольном экспериментах
№ исп. п/п | Выделение лишнего | Обобщающие понятия | Разрезные картинки | Группировка предметов по цвету, форме и величине | ||||
Конст. | Контр. | Конст. | Контр. | Конст. | Контр. | Конст. | Контр. | |
1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 |
2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 |
3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 0 | 2 |
4 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 0 | 1 |
5 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 0 | 1 |
6 | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 | 3 | 0 | 2 |
7 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 |
8 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 0 | 2 |
9 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 0 | 1 |
10 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 0 | 1 |
11 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 |
12 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 |
13 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 |
14 | 0 | 2 | 0 | 2 | 3 | 3 | 0 | 2 |
15 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
16 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 0 | 2 |
17 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 |
18 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 |
19 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 |
20 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 |
Таблица 1.2. Различия уровня развития мышления в констатирующем и контрольном экспериментах
| Эксперимент | Среднее значение | Уровень достоверности различий (Uэксп) |
Наглядно-образное | констатирующий | 1,25 | 36 |
контрольный | 2,55 | ||
Способность к обобщению | констатирующий | 1,4 | 30 |
контрольный | 2,7 | ||
Наглядно-действенное | констатирующий | 2,2 | 69 |
контрольный | 2,95 | ||
Логическое | констатирующий | 0,65 | 39 |
контрольный | 1,95 |
Рисунок 1.1. Динамика развития наглядно-образного мышления
Рисунок 1.2. Динамика развития способности к обобщению
Рисунок 1.3. Динамика развития наглядно-действенного мышления
Рисунок 1.4. Динамика развития логического мышления
Приложение 2
Описание проведения дидактических игр
НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ
Ход игры. Для данной игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В про¬цессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание.
— Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задание; здесь стоят на столе игрушки. Я сосчитаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые игрушки. Будьте внимательны! Раз-два-три! Одинаковые найди! — заканчивает воспитатель.
Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к воспитателю и называют их. Чтобы усилить внимание играющих, воспитатель ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрешки, одинаковые по размеру, но в разных платочках). Затем дает сигнал:
— Раз, два, три! Одинаковых найди!
Дети сразу пытаются назвать двух матрешек воспитатель напоминает о том, что игрушки должны быть совсем одинаковые.
Дети молчат. Далее воспитатель переставляет игрушки и незаметно ставит к грузовой машине, у которой зеленый кузов, такую же машину, у которой красный кузов, а матрешек ставит одинаковых, только подальше друг от друга.
— Раз, два, три! Одинаковых найди! — говорит педагог. Дети внимательно смотрят на все игрушки и находят двух
одинаковых матрешек. Воспитатель привлекает чаще к этой игре детей рассеянных, невнимательных, которые торопятся ответить, не подумав, способствуя тем самым формированию умения преодолевать негативные проявления характера.
НОВОСЕЛЬЕ КУКЛЫ
Ход игры. Воспитатель освобождает игровой уголок от всех игрушек и оставляет лишь на полу ковер. Все убранство и игрушки расположены на столах в стороне, у стены комнаты.
— У нас, ребята, сегодня новоселье. К нам приехала новая кукла Рита, и мы должны ей помочь устроить квартиру. Давайте познакомимся с новой куклой! — начинает игру воспитатель.
Дети рассматривают куклу, называют свои имена, знакомятся.
Педагог говорит:
— Вот теперь мы и поиграем в игру — новоселье. Рита посмотрит, как вы умеете играть. Правило игры такое: я буду называть предметы одним словом, а вы будете находить все нужные предметы и ставить их в комнату, где будет жить Рита. Будьте внимательны! Нам нужна будет мебель. Пойдут Света, Юля и Марина и найдут все, что нужно из мебели. А все остальные проверят, то ли они принесли.