Файл: 1. Теоретические аспекты проблемы развития мышления в среднем дошкольном возрасте 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 243
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 -4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 – 10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.
Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.) Такое задание дается детям в младшей группе.
В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др.
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих.В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка?», «Магазин», «Да – нет» и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?». Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает» и др.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка [9].
Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.
В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре «Угадай, что мы задумали» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами «да» или «нет».
Таким образом, проанализировав возможность использования дидактических игр в обучении дошкольников и их роли в развитии познавательных процессов детей,
можно сделать вывод о том, что обучение детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр ориентируется на общедидактические положения, а также имеет собственную специфику, связанную с психологическими особенностями детей среднего дошкольного возраста.
2. Практическое исследование роли дидактической игры в развитии мышления детей среднего дошкольного возраста
2.1. Описание и ход эксперимента
Цель работы: выявить роль дидактической игры в развитии мышления детей среднего дошкольного возраста.
Задачи экспериментального исследования:
1. Провести диагностику мышления детей среднего дошкольного возраста (констатирующий этап эксперимента).
2. Составить комплекс дидактических игр, направленных на развитие мышления и апробировать его в группе детей 3-4 лет (формирующий этап).
3. Провести повторную диагностику мышления дошкольников с целью определения динамики его развития и оценки эффективности использования дидактических игр в развитии мышления в среднем дошкольном возрасте (контрольный этап).
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Объект исследования: развитие мышления в среднем дошкольном возрасте.
Предмет: роль дидактической игры в развитии мышления детей среднего дошкольного возраста.
База исследования: детский сад №…. г. …
Испытуемые: в исследование приняли участие дети средней группы детского сада в возрасте от 4 до 5 лет, психически здоровые, воспитывающихся в родительских семьях. Всего – 20 детей, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Эксперимент состоит их трех этапов:
1 – констатирующий эксперимент – диагностика исходного уровня развития мышления детей 4-5 лет;
2 – формирующий эксперимент – проведение развивающих занятий с использованием дидактических игр.
3 – контрольный эксперимент – повторная диагностик с целью исследования динамики развития мышления и определения роли дидактических игр в его развитии.
Для диагностики мышления были использованы следующие методики [12, c. 25-27]:
1. Выделение лишнего
Цель: выявить умение детей группировать предметы по общим признакам и выделять лишний предмет.
Методика направлена на диагностику наглядно-образного мышления.
Педагог предлагает ребенку из стоящих на столе предметов (мяч, машина, чашка, кукла) убрать лишний предмет (чашка).
«Почему ты так думаешь?» (потому что игрушек много, а чашка одна, это – посуда).
Игра «Четвертый лишний» - ребенку показывают картинку «Какой предмет здесь лишний? Почему?». Стимульный материал представлен в приложении 3.
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно группирует предметы, правильно выделяет лишний предмет.
2 балла – ребенок затрудняется в группировании некоторых предметов.
1 балл – ребенок группирует предметы только с помощью взрослого.
0 баллов – выполнение задания ребенку недоступно.
2. Обобщающие понятия
Цель: исследование способности детей к обобщению.
Ребенок по картинкам должен назвать предметы одним словом:
- Тарелка, чашка, вилка – что это? (Посуда)
- Какую посуду ты еще знаешь?
- Рубашка, шорты, платье. Что это? (Одежда)
- Какую одежду ты еще можешь назвать?
- Сапоги, туфли, ботинки – что это? (Обувь)
- Какую обувь ты еще знаешь?
- Яблоко, апельсин, груша – что это? (Фрукты)
- Какие фрукты ты еще знаешь?
На усмотрение педагога проверяются обобщающие понятия «мебель», «транспорт», «цветы» и др.
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно называет обобщающее слово и называет к названной группе 2-3 предмета
2 балла – ребенок при ответе пользуется помощью взрослого, обобщающие понятия называет не все
1 балл – отвечает только с помощью взрослого, договаривает начатое слово
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
3. Разрезные картинки
Цель: исследование наглядно-действенного мышления, выявление умения ребенка собирать картинки или кубики из 4-6 частей.
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно собирает картинки или кубики из 4-6 частей.
2 балла - ребенок самостоятельно собирает картинки или кубики из 4-х частей, картинку из 6 частей собирает с помощью взрослого.
1 балл - собирает картинки или кубики из 4-6 частей с помощью взрослого.
0 баллов – выполнение задания недоступно.
4. Группировка предметов по цвету, форме и величине
Цель: выявить умение детей группировать предметы по характерным признакам (оценка логического мышления).
На столе разложены предметы разной формы – треугольники, квадраты, круги, ромбы, разного цвета – красные, желтые и зеленые, и разной величины – большие и маленькие.
Ребенку предлагают разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.
Спросить, чем похожи предметы в группе?