Файл: «Понятие и виды вещных прав» (Понятие вещного права в гражданском праве).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
Введение
В настоящее время вещные права, известные еще древнеримскому праву, находятся в центре внимания отечественной науки гражданского права.
Наиболее пристальное внимание к этой категории наблюдается еще в конце ХIХ века. Вещным правам посвятили свои научные работы видные русские правоведы: К.П. Победоносцев, Г.Ф. Шершеневич, Д.И. Мейер, В.И. Синайский, Ю.С. Гамбаров, И.А. Покровский и др. Многие работы цивилистов того периода представляют собой фундаментальные труды, которые являются основным источником правовых исследований и в сегодняшние дни.
Вещные права традиционно занимают одно из центральных мест в исследованиях цивилистов. Конкуренцию им в этом отношении могут составить только обязательства. Это объясняется тем, что все мы живём в мире вещей. Вещи – это первое, что стремится подчинить себе человек в своей деятельности и, конечно же, основная причина споров между людьми.
В отечественной цивилистической науке и правовой системе в целом все вещные права долгое время сводились к одному праву собственности. Исходя из этого, совершенно естественным представляется повышенный теоретический интереса к вещным правам.
Вещное право разделяет внешний мир материальных предметов на сферы «своего» и «чужого». В связи с этим, вещное право уверенно можно считать одной из вечных тем юридической науки. В этом же и заключается актуальность проведенного исследования.
Объектом данной работы является система вещных прав как институт гражданского права.
Предмет курсовой работы - правовое регулирование системы вещных прав в гражданском законодательстве РФ.
Целью курсовой работы является анализ действующего гражданского законодательства и постановка предложений по совершенствованию института вещных прав.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- описание сущности понятия вещных прав,
- изучение видов вещных прав,
- анализ федеральных нормативно-правовых актов, регулирующих вещно-правовые отношения,
- определение основных проблем правового регулирования вещных прав,
- постановка предложений по совершенствованию гражданского законодательства РФ, регламентирующего институт вещных прав.
Теоретическую основу исследования составили работы известных отечественных правоведов разного времени. В их числе Д.Д. Гримм, Д.И. Мейер, Л.И. Петражицкий, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершеневич, Я.М. Магазинер, И.Б. Новицкий, В.К. Райхер, Е.А. Флейшиц, Р.О. Халфина, Б.Б. Черепахин, В.В. Витрянский, Б.М. Гонгало, Д.В. Дождев, В.А. Дозорцев, А.В. Копылов, Ю.К. Толстой, Д.О. Тузов, Л.В. Щенникова и др.
Нормативной основой исследования явились положения действующего российского законодательства.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения, библиографии.
Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы и определяется категориальный аппарат.
Первая часть включает в себя общие положения и теоретические основы системы вещных прав.
Вторая часть заключается в изучении нормативно-правовой базы, регламентирующей вещные права, и постановке предложений по повышению качества правового регулирования вещно-правовых отношений.
В заключении представлены основные выводы по курсовой работе.
Выбранная структура работы отличается глубиной раскрытия исследуемой проблемы, так как наиболее полно раскрывает вопросы выбранной темы.
Глава 1 Теоретические основы вещных прав
1.1 Понятие вещного права в гражданском праве
Вещное право представляет собой специальную часть гражданского права. Оно включает в себя нормы о правах субъектов права на вещи —наиболее распространенные объекты гражданских правоотношений.[1] Вещные права оформляют и закрепляют принадлежность вещей субъектам гражданских правоотношений.
Категория вещных прав в силу исторических причин была воспринята именно в континентальной правовой системе, прежде всего в германском гражданском праве. Она отсутствует и до настоящего времени в англо-американском праве, которое взамен выработало систему «прав собственности». В Европе понятие «вещное право» стало применяться с XVIII века.[2]
В Российском гражданском праве вещные права были известны как неполные права собственности (т. X ч. 1 ст. 432 Свода законов Российской империи). В гражданском кодексе РСФСР 1922 г. эта категория была названа общепринятым термином.[3] При проведении кодификации гражданского законодательства в начале 60-х гг. XX в. вещные права были полностью ликвидированы и даже формально сведены к праву собственности, что привело к временному исчезновению научных исследований данной проблематики и терминологии вещного права.
Вновь вещное право появилось в Законе о собственности 1990 г., а затем и в новом Гражданском кодексе РФ.
В настоящее время вещное право в российском законодательстве является ведущим институтом гражданского права, а также рассматривается как самостоятельное объективное и субъективное гражданское право. Однако, до сих пор в этой категории много неизученных моментов, касающихся как практического применения норм о вещных правах, так и некоторых её теоретических характеристик.
Таким образом нельзя не согласиться с известным российским юристом Ю.К. Толстым в том, что «категория вещных прав находиться в том же положении, что и другая не менее уязвимая категория - интеллектуальная собственность... ... интеллектуальная собственность - это скорее всего литературный образ, нежели точный юридический термин. По-видимому, то же можно сказать и о вещном праве».[4]
Так что же такое вещное право? Вымысел правоведов, который не имеет ничего в своем содержании, или обоснованный правовой институт?
К сожалению, в действующем российском законодательстве нет четкого определения вещного права.
Круг вещных прав, в отличие от обязательственных прав, очерчен законом.[5] Специфику вещных прав легче понять при сравнении их с обязательственными или иными правами. Так, лицо не вправе по своему усмотрению создавать новые разновидности вещных прав. Напротив, участник обязательственных отношений может согласно ст. 8 ГК РФ вступать в сделки, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.[6] Вещное право, в отличие от обязательственного, является разновидностью абсолютного права, т.е. обладателю вещного права (права собственности, сервитута и т.п.) противостоит неограниченный круг субъектов, обязанных не нарушать его право на вещь. Владельцу обязательственного права противостоит круг лиц, ограниченных обязательственным отношением, и только они обязаны не нарушать его право (заказчик-подрядчик, продавец-покупатель и т.д.).[7]
Еще одной особенности вещного права является наличие у его владельца правомочий следования и преимущества. Первое означает, что обладатель вещного права продолжает сохранять его и тогда, когда вещь переходит к новому владельцу (так, в случае перехода права собственности на заложенное имущество право собственности залога в отношении имущества сохраняется). Общее правило о том, что переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество, закреплено в п.3 ст. 216 ГК РФ. [8]
К признакам, позволяющим отграничить вещное право от других абсолютных прав (на имя в авторском праве, на жизнь, на свободу передвижения и др.), относится его объект. Этим объясняются специфические способы защиты вещных прав. Например, возможность признания права (собственности, хозяйственного ведения) на индивидуально-определенную вещь (здание, автомобиль и т.п.), истребования этого имущества из чужого незаконного владения и т.д.
Существует две точки зрения на понятие вещного права:
1. это отношение между управомоченным лицом и всеми третьими лицами;
2. это господство управомоченного лица над вещью и обязанность всех третьих лиц признавать и не мешать этому господству.[9]
Е.В. Васьковский допускал двойную конструкцию вещного права, согласно которой его можно определить «как меру власти над вещью по отношению ко всем согражданам или как меру власти над согражданами относительно вещи». По его мнению, доминирует первое, т.е. юридическое отношение между, лицом и вещью. [10]
Г.Ф. Шершеневич определял, что абсолютному праву соответствует обязанность всех сограждан воздерживаться от действий, не согласованных с ним. Обязанности пассивных субъектов носят отрицательный характер, тогда как в обязательствах обязанность имеет положительный характер. Указанным признаком вещные права, как правило, противопоставляются правам относительным. Сущность вещных прав Г.Ф. Шершеневич видел в установлении непосредственного отношения лица к вещи, в силу которого лицо для осуществления своего права не нуждается в посредничестве третьих лиц .
Д.И. Мейер отмечал, что объектом вещного права является чужая вещь, а объектом обязательственного права - чужое действие.
В современных исследованиях вещного права также нет единства в определении его понятия.
О.С. Иоффе, справедливо отмечал, что категория вещных прав не представляет собой единого, однородного целого, состоит из разнородных прав, поэтому дать исчерпывающее и адекватное их определение не представляется возможным.[11]
Таким образом, из приведенных выше определений можно сделать вывод, что вещные права, пользующиеся абсолютной защитой, образуют некоторую связь лица с вещью на юридических основаниях, то есть это право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства.
Главными правомочиями субъекта в отношении вещей принято считать:
1) право владения вещью,
2) право пользования вещью,
3) право распоряжения вещью. [12]
Право владения подразумевает условное или материальное обладание — господство лица над вещью, начиная с самого в бытовом отношении примитивного — возможности держать в руках, до права заявить о принадлежности вещи тебе перед другими лицами, в любой момент потребовать гарантированности этого материального обладания. [13]
Право пользования подразумевает употребление вещи для собственных материальных или духовных нужд, в том числе использование как субстанции вещи, так и приносимых ею плодов, доходов, употребление как непосредственно личное, так и через посредство других лиц. [14]
Право распоряжения подразумевает возможность, не считаясь с требованиями третьих лиц, распорядиться вещью по своему усмотрению, вплоть до полного ее уничтожения в физическом смысле или в юридическом (передав вещь на тех или других условиях третьему лицу).[15]
Только в случае совокупности этих трех правомочий принято говорить о праве собственности.
Однако, анализ содержания данного субъективного права нельзя ограничить рассмотрением лишь прав владения, пользования и распоряжения, так как все эти три правомочия могут принадлежать и несобственнику - как, например, в случае с правом полного хозяйственного ведения или пожизненного наследуемого владения. Следует обратить внимание на то, что только в отношении собственника законодатель прямо указывает на право распоряжаться вещью по своему усмотрению (п. 2 ст. 209 ГК), то есть воля собственника ограничена только Законом и его власть существует независимо от власти (воли) любых других лиц относительно той же самой вещи, а все иные лица ограничены также и его волей.[16]
Из сказанного не следует делать вывод, что власть собственника в отношении принадлежащей ему вещи безгранична. Общие пределы осуществления им своих гражданских прав, установленные статьёй 10 ГК, ограничивают и осуществление им своих прав собственности.[17]
Право собственности является комплексным правовым институтом. Отношения собственности регулируются нормами конституционного, гражданского, административного, налогового, трудового и других ветвей права. Наиболее принципиальные положения, относящиеся к законодательной, исполнительной и правоприменительной деятельности государства в вопросах о собственности, прежде всего формах собственности, субъектам, объектам и защите права собственности, содержатся в Конституции РФ.[18] Основу правового регулирования содержания права собственности, его приобретения и прекращения, функционирования правоотношений собственности составляют нормы гражданского права.