Файл: «Органы государственного управления» (Сущность принципа разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с тем обстоятельством, что принцип разделения властей является базовым принципом в государственном механизме правовых государств. В большинстве современных государств данный принцип одновременно служит и функциональной основой, которая обеспечивает эффективную деятельность государственного механизма, и способствует оптимальному развитию отношений в обществе и государстве.

И хотя в Российской Федерации система федеральных органов государственной власти также функционирует на основе базового принципа разделения властей, в субъектах фактическая реализация принципа разделения властей усложняется тем обстоятельством, что не во всех субъектах функционируют судебные органы власти.

Реализация принципа разделения властей предполагает обеспечение сбалансированности полномочий, исключение сосредоточения всех полномочий или их большей части в ведении одного органа либо должностного лица.

Развитие различных видов организации и деятельности региональных органов государственной власти указывает на необходимость дальнейшего совершенствования взаимодействия органов государственной власти посредством сбалансированной системы сдержек и противовесов. Выбор темы выпускной квалификационной работы, кроме прочего, обусловлен недостаточной разработанностью оптимальной конструкции правовых и политических отношений, связанных с реализацией принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации.

В настоящее время проблема разделения властей в Российском государстве чаще исследуется применительно к федеральному уровню функционирования государственной власти. Различные аспекты этой проблемы нашли отражение и в работах современных исследователей: С.А. Авакьяна, Байкина И.М., Добрынина Н.М., Дубининой Е. С., Лукьяновой Е.А., Скуратова Ю.И., Чиркина В.Е. и других авторов.

При этом необходимо отметить, необходимость дальнейшего исследования основных составляющих элементов проблем реализации принципа разделения властей.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе закрепления и реализации конституционно-правового принципа разделения властей в Российской Федерации.

Предметом исследования являются формы и механизмы реализации принципа разделения властей при формировании и функционировании системы государственной власти в Российской Федерации.


Цель работы состоит в анализе основных теоретических и практических характеристик конституционного принципа разделения властей и особенностей его реализации в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • исследовать сущность принципа разделения властей;
  • осуществить анализ государственного механизма реализации принципа разделения властей;
  • изучить правовую природу законодательной власти Российской Федерации;
  • дать характеристику органов исполнительной власти в Российской Федерации;
  • определить место органов судебной власти в процессе реализации принципа разделения властей.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовались как общенаучные (системный), так и частные (исторический, сравнительно – правовой, метод политического анализа) методы познания.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Ряд выводов и предложений может способствовать совершенствованию системы государственного управления субъектов Российской Федерации.

Отдельные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего исследования данной тематики в процессе функционирования государственной

власти на уровне Российской Федерации.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Во введении обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, определен объект, предмет исследования, цель и задачи, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе выпускной квалификационной работы исследуется сущность принципа разделения властей, а также особенности государственного механизма реализации принципа разделения властей.

Во второй главе подробно представлена правовая природа законодательной власти Российской Федерации, дана характеристика органов исполнительной власти, определено место органов судебной власти в процессе реализации принципа разделения властей. В заключении выпускной квалификационной работы подводятся итоги.

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

    1. Сущность принципа разделения властей


Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождается поиском человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В науке и практике сформировалась классическая модель разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Эта классификация не является общепризнанной1.

Аристотель разделил государственную власть – власть, публичном обсуждении вопросов, государственной власти и судебной власти. Гегель разделил власть на три ветви: монарх, законодательный орган и правительство (исполнительная власть). Однако утверждение разделения властей как составной части учения о демократическом государстве связано с революциями XVII-XVIII вв., когда Дж. Локк (Великобритания) и Ш. Монтескье (Франция) сформулировали этот принцип как важную гарантию против концентрации и злоупотребления властью, свойственных феодальным монархиям2. Противоположного мнения придерживался Ж.-Ж.Руссо. Он считал невозможным разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. «Одна только общая воля может управлять силами Государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо».

Однако Франция одна из первых закрепила данный принцип в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет конституции». В советский период построение государства основывалось на взглядах и учениях К. Маркса и Ф. Энгельса. Они отстаивали единство власти в стране, а теорию разделения властей представляли как

1 Дондоков Ц.С. Понятие принципа разделения властей: историко-правовой аспект // Вестник ЗабГУ. 2014. № 07 (110). С. 148.

2 Локк Дж. Два трактата о правлении / Антология мировой политической мысли. В 5т. Т.1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. М., 1997. С.16.

«не что иное, как прозаическое деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля». Ситуация стала меняться с началом конституционной реформы в РСФСР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР впервые закрепила принцип разделения властей. Так среди прочего утверждалось разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. В современной России принцип разделения властей закреплен в ст.10 Конституции РФ 1993 г.1 как одна из основ конституционного строя. Данная статья гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».


Политико-правовая среда Российской Федерации определяет разделение властей как разграничение государственных функций, реализация которых осуществляются самостоятельными органами, действующими в соответствии с предписаниями закона, и связанными юридическими обязательствами по отношению к индивидам в виде неотъемлемых прав человека и гражданина2.

А.Н. Кокотов так говорит о принципе разделения властей: «Разделение властей – теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле – в качестве основ конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделения властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности»3.

Этот принцип является основополагающим и обязательным не только для государственных органов на федеральном уровне, но и государственной власти на уровне субъекта. Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

2 Комбарова Е. В. Принцип разделения властей в конституционном механизме власти России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014 № 1 (960. С.98.

3 Кокотов А.Н., Кукушкин М.И. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2003. С.331.

властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов власти, Конституция предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, входящих в ее состав республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Независимость законодательной, исполнительной и судебной власти не должно быть абсолютным. Как государственные органы, они должны сотрудничать друг с другом в пределах своих полномочий, таким образом, сохраняя принцип единства государственной власти, но и уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Монтескье был первым, кто предложил использовать систему сдержек и противовесов в организации функционирования государственной власти1. Монтескье утверждал, что все три власти должны существовать в любом государстве, при этом уравновешивая друг друга, не давая осуществлять бесконтрольные действия в рамках своей компетенции.


В соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательная власть в стране принадлежит Федеральному Собранию, состоящему из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительная власть представлена Правительством Российской Федерации, и правосудие осуществляется только судом2.

Поэтому, несмотря на то, что власти действуют самостоятельно в пределах своих полномочий, следует говорить только об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом Несмотря на то, что в Конституции прямо закреплено разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, некоторые авторы выделяют дополнительные ветви власти. А. Н. Кокотов в системе разделения власти кроме законодательной, исполнительной, судебной систем, выделяет также органы

1 Комбарова Е. В. Принцип разделения властей в конституционном механизме власти России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014 № 1 (960. С.99.

2 Дондоков Ц.С. Понятие принципа разделения властей: историко-правовой аспект // Вестник ЗабГУ. 2014. № 07 (110). С. 149.

прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации1.

С.А. Авакьян предлагает выделять учредительную, народную, президентскую, законодательную, исполнительную, судебную, прокурорскую, избирательную, финансово-банковскую и контрольную ветви власти. М.В. Баглай говорит о принципе разделения властей в зависимости от формы правления в государстве. В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно2.

В соответствии с главой 4 Конституции Российской Федерации президент является главой государства, гарантом конституции. Формально он не отнесен ни к одной ветви власти, хотя большее количество полномочий президента связано с исполнительной властью. Конституция наделяет Президента весьма широким кругом прав, который, по существу, охватывает все сферы и направления организации и осуществления в стране государственной власти3.

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;