Файл: «Органы государственного управления» (Сущность принципа разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В президентских и полу президентских республиках создаются особые должности премьер-министров, советы министров, которых нет в традиционных президентских республиках (Бразилия, Мексика, США и др.). Должность премьер-

министра обособляется от должности президента, юридически многие функции исполнительной власти изымаются из ведения президента, хотя фактически он остается главным руководителем правительства, а премьер-министр нередко является лишь административным премьером. Это относится и к ситуации и в некоторых пост социалистических государствах, где президент непосредственно руководит деятельностью некоторых ключевых министров (обороны, внутренних дел, иностранных дел и др.), которые не подчиняются премьер-министру или, как считается, находятся в двойном подчинении: правительству как коллегии (фактически премьер-министру) и президенту.

На местах исполнительную власть осуществляют главы субъектов федерации (губернаторы и др.), формируемые парламентом местные правительства, избранные или назначенные губернаторы областей, начальники районов, префекты и другие представители президента и правительства. Им подчинен местный государственный аппарат, иной, чем аппарат органов местного самоуправления.

В отличие от судебных и представительных органов система органов исполнительной власти представляет собой единую вертикаль: нижестоящие должностные лица и органы подчинены вышестоящим, обязаны исполнять не только закон, но и указания вышестоящих органов и должностных лиц. Акты нижестоящих органов, могут быть отменены вышестоящими органами.

О «двухголовости» исполнительной власти применительно к России пишет Д.А. Авдеев: «…властные полномочия, осуществляемые Президентом, с одной стороны, и полномочия, исполняемые Правительством — с другой, в совокупности образуют дуалистическую природу исполнительной власти»1

В Российской Федерации высшим органом исполнительной власти является Правительство Российской Федерации. Оно состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается

1 Авдеев Д.А. Принцип разделения властей как способ организации власти // Разделение властей в современной России: проблемы и перспективы: мат. всерос. науч.-практич. конф. /под ред. М.С. Матейковича. Тюмень, 2008. С. 120.

Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Президент Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.


Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.

В результате проведения административной реформы 2004 г. уточнен статус, и распределение функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в ведении Президента (так называемые силовые ведомства) и Правительства.

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (статья 2 Закона «О Правительстве Российской Федерации1»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5712.

культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства должны быть обязательно приняты к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.1


Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует реализацию внутренней и внешней политики России.

Полномочия Правительства Российской Федерации неразрывно связаны с реализацией норм ст. 71 Конституции Российской Федерации, определяющей предметы ведения Российской Федерации. Непосредственное отношение к деятельности Правительства Российской Федерации имеет указание на такие предметы ведения, как федеральная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в конкретных областях развития страны; установление правовых основ единого рынка, федеральный бюджет, федеральные налоги, внешнеэкономические отношения, оборона и

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5712.

безопасность.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов также имеют непосредственное отношение к полномочиям федерального Правительства: защита нрав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; вопросы распоряжения природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование, охрана окружающей среды; общие вопросы образования, науки, культуры; здравоохранение; защита семьи; социальная защита; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

1. В сфере экономики на Правительство Российской Федерации возложены разработка и организация исполнения федерального бюджета и представление бюджета и отчета о его исполнении на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации. Порядок составления бюджета, источники формирования его доходной части и основные направления бюджетных расходов определяются в соответствии с бюджетным, налоговым и иным законодательством Российской Федерации.

Так в декабре 2016 года был внесён проект федерального закона

«О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»1 был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 28 октября 2016 года

№2263-р.

Федеральный закон принят Государственной Думой 9 декабря 2016 года и одобрен Советом Федерации 14 декабря 2016 года. Федеральным законом устанавливаются основные характеристики федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. При этом в соответствии со ст.1.

указанного ФЗ, утверждены основные характеристики федерального бюджета на


2017 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего

продукта в размере 86 806,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,0

процента (декабрь 2017 года к декабрю 2016 года):

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. N 52. Ст. 7464.

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 13

487 566 771,6 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 16 240 809 139,5

тыс. рублей;

3) нормативную величину Резервного фонда в сумме 6 076 420 000,0 тыс.

рублей;

4) верхний предел государственного внутреннего долга Российской

Федерации на 1 января 2018 года в сумме 10 351 623 798,0 тыс. рублей;

5) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации

на 1 января 2018 года в сумме 53,6 млрд. долларов США, или 48,7 млрд. евро;

6) дефицит федерального бюджета в сумме 2 753 242 367,9 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2018 год и

на 2019 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего

продукта в размере соответственно 92 296,0 млрд. рублей и 98 860,0 млрд. рублей и

уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2018

года к декабрю 2017 года) и 4,0 процента (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2018 год

в сумме 14 028 491 907,1 тыс. рублей и на 2019 год в сумме 14 844 810 911,9 тыс.

рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета на 2018 год в сумме 16 039

684 681,9 тыс. рублей и на 2019 год в сумме 15 986 976 437,9 тыс. рублей;

3) нормативную величину Резервного фонда на 2018 год в сумме 6 460 720

000,0 тыс. рублей и на 2019 год в сумме 6 920 200 000,0 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внутреннего долга Российской

Федерации на 1 января 2019 года в сумме 11 580 940 617,2 тыс. рублей и на 1 января

2020 года в сумме 12 788 386 631,1 тыс. рублей;

5) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации

на 1 января 2019 года в сумме 52,8 млрд. долларов США, или 48,0 млрд. евро, и на 1

января 2020 года в сумме 53,6 млрд. долларов США, или 48,7 млрд. евро;

6) дефицит федерального бюджета на 2018 год в сумме 2 011 192 774,8 тыс.

рублей и на 2019 год в сумме 1 142 165 526,0 тыс. рублей1.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупать товары, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае если сумма закупки товара, работы или услуги не превышает 400 тыс. рублей. Это позволит упростить процедуру приобретения необходимого инвентаря и другой продукции для детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Законопроект рассмотрен и одобрен 27 декабря 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

  1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об аккредитации в национальной системе аккредитации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации»

Законопроект, в частности, направлен на устранение недостатков правового регулирования некоторых актуальных для бизнес-сообществ процедур в сфере аккредитации, гармонизацию российского законодательства в сфере аккредитации с требованиями международных организаций.

Законопроект рассмотрен и одобрен 5 декабря 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

  1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор»

Законопроектом предлагается конкретизировать объекты земельных отношений, по которым соответствующими государственными органами власти проводятся мероприятия по государственному земельному надзору. Предлагаемые законопроектом изменения позволят сократить избыточные процедуры по направлению материалов проверок, проведённых одним федеральным органом исполнительной власти для рассмотрения дел об административных

правонарушениях в другой федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на рассмотрение соответствующих дел об административных правонарушениях.

Законопроект рассмотрен и одобрен 27 декабря 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

  1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации”»

Законопроектом предлагается перейти от системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих к системе их профессионального развития на протяжении всего периода замещения должностей государственной гражданской службы. Существующую периодичность направления гражданских служащих на дополнительное профессиональное образование (один раз в три года) предлагается отменить. Предусмотрено также введение нового механизма организации повышения квалификации гражданских служащих на основе государственных образовательных сертификатов.