Файл: «Органы государственного управления» (Сущность принципа разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно–правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.1

Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно–правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

Тематика принципа разделения властей показывает, насколько важна теоретическая правовая база как подготовительная ступень для реального

1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2006. С. 84.

осуществления на практике — в государственно-правовом строительстве. Правильно выведенное содержание, анализ и чётко определённый круг необходимых критериев объективных и субъективных факторов, предложение различных вариантов с сохранением основной конструкции в теории помогут избежать болезненных «опытов» на практике, ломающих порой судьбы поколений и отдельных людей. Естественно при создании правового государства, в котором принцип разделения властей занимает важнейшее место, «творцам» нужно учитывать как богатый теоретический, так и практический опыт.


Успешное взаимодействие органов государственной власти характеризует устойчивость построения власти в государстве. Устойчивость в свою очередь достигается внедрением эффективно действующей системы «сдержек и противовесов». Эта система предполагает введение определенных ограничений в пользовании ресурсами власти, разумным распределением функций и полномочий государственной власти между ее органами, различаемыми по уровню политического властвования, по функциям властной деятельности.

Практически она воплощается, например, в рациональном сочетании сильной исполнительной власти с наделенной необходимыми контрольными полномочиями представительной властью; в четко определенном правовом порядке действия исполнительной власти при ее «раздвоении»; в жестком разграничении полномочий между органами центральной власти и органами власти составляющих государство субъектов; во внятном соотношении конституционной концепции местного самоуправления как негосударственной сферы и государственно-властных полномочий его органов.

Введение механизма «сдержек и противовесов» призвано исключить диктат одной из ветвей власти, ограничить возможность занятия ею доминирующего положения в общегосударственной властной структуре, обеспечить реальное позитивное соотношение законодательной власти, исполнительной власти и контрольно- регулятивной деятельности судебной власти.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Нормативно-правовые акты

1. 1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

1. 2 О судебной системе Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ: по сост. на 5 февраля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №51. - Ст. 5712.

1. 3 О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 № 1-ФКЗ: по сост. на 28 декабря 2016 г.

// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - № 13 - Ст. 1447.

1. 4 О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ: по сост. на 28 декабря 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 57. – Ст. 5712.

1. 5 О Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 N 3-ФКЗ: по сост. на 15 февраля 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - N 6. - Ст. 550.


1. 6 О прокуратуре Российской Федерации: от 17 января 1992 № 2202-1: по сост. на 19 декабря 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №47. - Ст. 4472.

1. 7 О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78- ФЗ: по сост. на 3 июля 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.

- 1995. - № 1. - Ст.2.

1. 8 О счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11 января 1995 № 4- ФЗ: по сост. на 3 июля 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 3. – Ст. 167.

1. 9 О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ: по сост. на 3 июля 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 22. - Ст.2591.

1. 10 О мировых судьях Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 1998 № 188 – ФЗ: по сост. на 5 апреля 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №51. - Ст. 6270.

1. 11 О финансировании судов Российской Федерации: Федеральный закон от

10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ: по сост. на 12 марта 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 7. - Ст. 877.

  1. 12 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ: по сост. на 28 декабря 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - N 42.

- Ст. 5005.

1. 13 О национально-культурной автономии: федеральный закон Российской Федерации от 17 июня 1996 № 74-ФЗ: по сост. на 4 ноября 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 25. – Ст.2965.

1. 14 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ: по сост.на 28 декабря 2016 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - N 24. - Ст. 2253.

1. 15 О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ: по сост. на 3 июля 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - № 31. -Ст. 3215.

1. 16 О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 N 59-ФЗ: по сост. на 3 ноября 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 19. - Ст.2060.

1. 17 Об исполнительном производстве: федеральный закон от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ: по сост. на 28 декабря 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 41. - Ст. 4849.

1. 18 О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: постановление от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД: по сост. на 16 мая 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - N 21. - Ст. 2462.


1. 19 О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012.- № 19. - Ст.2334.

1. 20 Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. - № 52 (часть 1). – Ст.7753.

1. 21 О Министерстве культуры Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 № 590: по сост. на 1 июля 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. - № 31. – Ст. 4758.

1. 22 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 N 317: по сост. на 15 апреля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. - N 18 (ч.II). - Ст.2163.

1. 23 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295: по сост. на 27 апреля 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. - № 17. – Ст.2058.

1. 24 О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: Федеральный закон от 19 декабря 2016 N 415-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. N 52. Ст. 7464.

Научная литература

    1. Авдеев Д.А. Принцип разделения властей как способ организации власти / Д.А. Авдеев // Разделение властей в современной России: проблемы и перспективы:

мат. всерос. науч.-практич. конф. /под ред. М.С. Матейковича. - Тюмень, 2008. - С. 120.

    1. Авдеев Д.А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России / Д.А. Авдеев // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - N 9. - С. 14-35.
    2. Авдеев Д.А. Республиканский монократизм или конституционализация Российской формы правления / Д.А. Авдеев // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 3. – С. 54-62
    3. Авдеев Д.А. Тенденция конституционного развития современной формы государства. / Д.А. Авдеев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2016. Том 2. - № 1. - 140-149.
    4. Андреев А.В. Представительная власть в субъектах Российской Федерации: общее и особенное. Правоведение / А.В. Андреев, А.Т. Карасев - 2003. -

№ 1. - 548 с.

    1. Антология мировой правовой мысли / Национальный общественно научный фонд. В 5 т. Справочное изд. - М.: Мысль, 2009. – 750 с.
    2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов / М.В. Баглай. - М., 2006. – 348 с.
    3. Байкин И.М. Современный взгляд на проблему теории разделения властей Ш.Л. Монтескье / И.М. Байкин// Современное право. - 2010. - № 7. - С. 11-14.
    4. Байкин И.М. Правовой анализ полномочий органов исполнительной ветви власти и прокуратуры/ И.М. Байкин // Российский юридический журнал.- 2011. - № 5. - С.8-17.
    5. Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, и развитие / Базовый учебник: Теория государства и права / А.М. Барнашов - М.: Норма, 2007. – 295 с.
    6. Белкин А.А. Наименование отрасли: Государственное и конституционное право / А.А. Белкин. // Правоведение. - 2007. - № 4. – С. 86 – 87.
    7. Блажич Н.И. Российское разделение властей в трактовке Конституционного Суда РФ / Н.И. Блажич // Государственная власть и местное

самоуправление. - 2004. - № 1. – С. 28-32.

    1. Бланкенагель А. Конституционный суд как гарант разделения властей. Введение // Конституционное право: восточноевропейское обозрение / А. Бланкенагель. – М.: Изд. Института права и публичной политики, - 2008. - №4 (47). – С. 43-49.
    2. Виноградов, А.С. Органы судебной власти Российской Федерации как субъекты права законодательной инициативы / А.С. Виноградов // Представительная власть. – 2009. - № 6. – С.34-37.
    3. Гриньков Н.В. Конституционный контроль за обеспечением судебной защиты прав и свобод граждан / Н.В. Гриньков // Представительная власть. – 2009. -

№ 8. – С.11-14.

    1. Данилов Ю. Принципы разделения властей как политико-правовая теория / Ю. Данилов. [Электронный ресурс] – URL: http://fb.ru/article/8726/printsipyi- razdeleniya-vlastey-kak-politiko-pravovaya-teoriya (дата обращения: 14.12.2016)
    2. Добрынин Н.М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов. Практическое руководство. Современная версия новейшей истории государства. / Н.М. Добрынин. - Новосибирск: Наука, 2009. – 228 с.
    3. Дондоков Ц.С. Понятие принципа разделения властей: историко- правовой аспект / Ц.С. Дондоков, Д.А. Кужиков // Вестник ЗабГУ. – 2014. - № 07 (110). – С. 148-154.
    4. Дубинина Е. С. Принцип разделения властей как основа построения системы органов государственной власти в Конституции РФ 1993 года / Е. С. Дубинина // Основы экономики, управления и права. -2013. - № 5. - С.95-97.
    5. Ильиных А. В. Конституционная идея разделения властей в условиях федеративного государства и её современная трактовка / А.В. Ильиных, О.С. Смородина // Социум и власть. – 2014. - № 5 (49). – С.27-32.
    6. Калинин А.Ю. Влияние особенностей исторического развития и реализации принципа разделения властей на процессы правообразования в России / А.Ю. Калинин // Представительная власть. – 2009. - № 7. – С.17-22.
    7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби; Проспект, 2006. – 556 с.
    8. Кокотов А.Н. Конституционное право России / А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - М.: Юристъ, 2003. - 540 с.
    9. Комбарова Е. В. Принцип разделения властей в конституционном механизме власти России / Е.В. Комбарова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2014.- № 1 (960. – С.98-101.
    10. Курманов М.М. Законодательные проблемы роспуска законодательного органа субъекта Российской Федерации / М.М. Курманов // Представительная власть.

- 2009. - № 9. – С.44-46.

    1. Локк Дж. Два трактата о правлении / Антология мировой политической мысли. В 5т. Т.1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция / Дж. Локк. - М., 1997. - 64 с.
    2. Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации / Е.А. Лукьянова // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 15. - С.4-11.
    3. Марченко М.Н. Соотношение законодательной и исполнительной властей в современной России / М.Н. Марченко // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11, Право.