Файл: Порядок проведения приватизации(Общая характеристика приватизации имущества в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку логическим завершением процедуры приватизации является совершение гражданско-правовой сделки (если мы говорим о первых четырёх способах), то в отношении такой сделки применимы не только общие положения гражданского законодательства о договоре купли-продажи, но и положения ст. 37 ЗК РФ[104]. Несмотря на то, что нормы ГК РФ относят цену договора купли-продажи к его обычным условиям, начальная цена земельного участка должна быть обязательно указана в решении об условиях приватизации. Поэтому сведением, которое необходимо включать в такое решение, является первоначальная цена продажи земельного участка.

В решении об условиях приватизации земельного участка должна быть указана рыночная стоимость, которая будет рассматриваться как начальная цена объекта приватизации[105].

В отношении объекта недвижимости, который расположен на земельном участке, в прогнозном плане указывается лишь его наименование (например, нежилое здание, склад, гараж и т.д.).

Рассмотренные сведения являются основными, и их включение в решение о приватизации того или иного земельного участка является обязанностью компетентного органа.

Для того, чтобы стать потенциальным покупателем государственного или муниципального имущества, помимо заявки на участие в торгах, гражданин или юридическое лицо должны предоставить определенный перечень документов. Так, физическое лицо обязано предоставить только документ, удостоверяющий его личность. Законодатель в качестве альтернативы предусмотрел возможность предоставления копий всех страниц паспорта, с указанием на то, что должны быть представлены копии всех листов указанного документа, независимо от того имеются на них сведения иди нет. Как указывают судебные инстанции, положения законодательства о перечне необходимых документов носят императивный характер, нарушение этих правил будет являться основанием для отказа в допуске к участию в торгах.

В отношении юридического лица, перечень необходимых документов является более широким. В частности, в него входят: заверенные копии учредительных документов, свидетельство о государственной регистрации организации, выписка из Единого реестра юридических лиц, а также документ, подтверждающий полномочия руководителя организации на осуществление действий от имени юридического лица.

При этом, не предоставление необходимых документов является одним из оснований к отказу в допуске к участию в торгах.


Претенденты могут предоставить указанные документы как непосредственно в орган, уполномоченный осуществлять продажу государственного и муниципального имущества, так и в электронной форме, при условии проведения продажи в такой форме. Следует отметить, что возможность продажи имущества в электронной форме является новеллой российского законодательства, которая еще не успела набрать должных оборотов.

Хотелось бы отметить, что установление исчерпывающего перечня необходимых для предоставления документов претендентами на заключение договора купли-продажи объекта приватизации, с одной стороны является гарантией надлежащего соблюдения прав физических и юридических лиц, желающих приобрести приватизируемое имущество, которая выражается в исключении возможности субъективного подхода к конкретному претенденту, а с другой стороны – гарантией соблюдения экономических интересов продавца приватизируемого имущества, выражающаяся в недопущении причинения экономического ущерба последним[106].

Центральной стадий приватизации является аукцион. Проведение аукциона основано на нормах не только ФЗ № 178, но также на общих положениях гражданского законодательства, а также следует отметить наличие подзаконных правовых актов, регулирующие отношения в данной сфере.

Анализируя законодательные положения об аукционе, можно сделать вывод о двойственной составляющей такой формы торгов. Во-первых, победителем аукциона становится тот субъект, который предложил самую высокую цену за имущество, выставленное на аукцион. Во- вторых, победитель аукциона вправе распоряжаться приобретенным им имуществом без каких- либо ограничений (т.е. не обязан выполнять условия, необходимые для победы в торгах)[107].

Аукцион является открытым по составу участников, что означает, что в нём может принять участие любое физическое и юридическое лицо, желающие приобрести в собственность государственное или муниципальное имущество.

Проведение аукциона может быть осуществлено в открытой форме (если предложение о цене поступает открыто в ходе проведения торгов) или в закрытой (в данном случае предложение о цене поступает в заранее запечатанных конвертах, что исключает возможность заранее знать, какие предложения поступили от других участников). Форма должна быть определена в конкретном решении об условиях приватизации, что означает, что органы власти субъектов и органы местного самоуправления вновь самостоятельно решают указанный вопрос. Но следует отметить, что поведение аукциона в закрытой форме редко используется при приватизации земельного участка с объектом недвижимости.


Для реализации своего права на участие в аукционе претендент на покупку земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, должен выполнить два условия. Первым таким условием является предоставление заявки на участие. Срок подачи, форма заявки, а также перечь документов, который необходимо предоставить одновременно с заявкой утверждается продавцом имущества в отдельном информационном письме.

Вторым условием, которое обязан выполнить претендент, является внесение задатка, чей размер и иные существенные условия также определены в информационном сообщении. Задаток по своей правовой природе является некой гарантией для продавца имущества, которая выражается в желании претендентов участвовать в торгах, а значит, обеспечивает возможность проведения аукциона. Размер задатка определяется в размере 20% от начальной цены имущества. Доказательством внесения задатка будет являться выписка с лицевого счёта органа, уполномоченного выступать в качестве продавца земельного участка. Подтверждение внесения задатка является основанием признания конкретного претендента участником аукциона (при выполнении остальных условий), что, в свою очередь оформляется протоколом. В течение суток с момента оформления указанного протокола все лица, подавшие заявки должны быть уведомлены о принятом продавцом решении.

По окончании проведения аукциона его результаты оформляются протоколом, являющийся документом, который удостоверяет право победителя на заключение договора купли-продажи земельного участка с расположенным на нем зданием, строением или сооружением.

Завершение аукциона характеризуется не только организационными вопросами подписания итоговых документов. Так, аукционист должен исключить наличие оснований признания торгов несостоявшимися. Действующим законодательством предусмотрено несколько таких оснований. В частности, им может послужить любая ситуация, при которой аукцион утратит свою специфическую черту – конкурентоспособность, например, в случае участия в аукционе только одного субъекта или в случае, если не было подано ни одной заявки на участие. Следует отметить, что законодатель не предусматривает в качестве императива не заключать договор купли-продажи в случае, если аукцион был признан несостоявшимся.

Завершающим этапом процедуры приватизации земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимости является заключение договора купли-продажи с победителем аукциона. Договор должен быть заключен в течение 5 рабочих дней с момента, когда были подведены итоги торгов, в случае если победитель аукциона уклоняется от заключения договора, то для него могут наступить отрицательные последствия двоякого рода. С одной стороны, лицо получит отказ на возращение суммы задатка (как известно, победителю сумма задатка не возвращается, а зачитывается в счёт предмета торгов), а с другой – потеряет право на заключение договора купли-продажи.


Недобросовестные участники аукциона должны быть внесены в реестр, дабы в дальнейшем не допустить такого субъекта к участию в торгах. Под недобросовестным же участником понимается в том числе и лицо, которое уклоняется от заключения договора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Понятие «приватизация» имеет экономический и юридический аспекты. При этом юридическое понятие приватизации значительно уже его экономических трактовок. Приведенные в работе правовые определения свидетельствуют о необходимости отличать приватизацию от приватизационных сделок, разграничение которых позволяют трактовать приватизацию в узком и широком смысле. Несмотря на двойственную природу термина «приватизация», лишь комплексное, как экономическое, так и юридическое, понимание этого сложного явления позволит наиболее полно уяснить сущность указанного процесса.

2. При изучении проблемы становления законодательства о приватизации имущества был сделан вывод о регулировании земельных отношений ещё во времена правления первой царской династии. С начала правления Советской власти была упразднена частная собственность на землю. Такое положение просуществовало в России вплоть до 1990 г. Институт приватизации стал одним из инструментов, который в начале 90-х гг. прошлого столетия позволил успешно стартовать масштабному процессу экономических реформ.

3. Современная российская правовая база, регулирующая приватизацию земельных участков, весьма разнообразна. Свои истоки нормы о приватизации берут еще в Конституции РФ, при этом нельзя обойти вниманием большое количество подзаконных нормативных актов, затрагивающие важнейшие вопросы в изученной сфере.

4. Важнейшее значение имеет принятие отдельного Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества, на основе которого формируется всё законодательство о приватизации.

5. Исследование нормативной базы по вопросам приватизации позволило заключить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления наделены достаточной самостоятельностью при решении важнейших приватизационных вопросов, что, в свою очередь, свидетельствует о

трехзвенной системе законодательства о приватизации, которую составляет законодательство Российской Федерации, законодательство о приватизации, формирующееся на уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований.


6. Субъектами приватизационных отношений с одной стороны являются покупатели, которыми могут быть физические и юридические лица. При этом на основе норм российского законодательства была выведена классификация субъектов, чьё участие в роли покупателей ограничено законом. С другой стороны, субъектами исследованных отношений является государство, как собственник приватизируемого имущества.

8. Объекты приватизационных отношений весьма разнообразны. Земельный участок является одним из самых специфических таких объектов, ввиду чего была разработана классификация земельных участков на основе понятия оборотоспособности для определения тех земельных участков, которые могут являться объектов приватизации.

9. При изучении порядка приватизации земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости, был сделан вывод о подчинении процесса приватизации таких объектов нормам Закона о приватизации, что кардинальным образом отличается от механизма перехода в частную собственность незастроенных земельных участков, приватизация которых осуществляется но основе положений Земельного законодательства.

10. Порядок приватизации земельных участков был рассмотрен поэтапно. В работе выделение этапов приватизации было осуществлено на основе норм Закона №178 с учетом особенностей приватизации земельных участков с находящимися на них объектами недвижимости.

Таким образом, введение в отечественный правовой оборот понятия «приватизация», неизвестное ранее советскому государству, позволило обеспечить проведение реформ, начатых в 90-х гг. двадцатого столетия, положило начало формированию класса частных собственников на землю, что стало основой становления Российской Федерации как государства, где признано и действует право каждого иметь в собственности землю.

Действующее отечественное законодательство о приватизации, несмотря на свою сложную и многоуровневую структуру, отвечает требованиям полноты, согласованности и определенности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014 г. - № 31. - Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994 г. - № 32. - Ст. 3301.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136- ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001 г. - № 44. - 4147.
  4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 06.10.1999 года № 184-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001 г. - № 2. - Ст. 1724.
  5. О приватизации государственного и муниципального имущества: федер. закон от 21.12.2001 года № 178-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002 г. - № 4. - Ст. 251.
  6. О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности: постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. № 96 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 51. - Ст. 4085.
  7. О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом: Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432 (ред. от 29.06.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008 г. - № 23. - Ст.2721.
  8. Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. № 1303-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991 г. № 22. Ст. 768. – Утратил силу.
  9. Основы Законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990 г. № 10. Ст. 129 - 130. – Утратил силу.
  10. Закон от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Ведомости Совета народных депутатов Российской Федерации и Верховного совета Российской Федерации. 1990. № 26. Ст. 324. – Утратил силу.
  11. Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 «О земельной реформе» // Ведомости Совета народных депутатов Российской Федерации и Верховного совета Российской Федерации. 1990. № 26. Ст. 327. – Утратил силу.
  12. О реализации конституционных прав граждан на землю: Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 (с изменениями от 25 января 1999 г.) // СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1026. – Утратил силу.
  13. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5085. – Утратил силу.
  14. Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4191. – Утратил силу.
  15. Декрет Совета народных Комиссаров от 29 декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью», Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах», Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О недрах земли». – Утратили силу.