Файл: Порядок проведения приватизации(Общая характеристика приватизации имущества в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно с уверенностью сказать, что и приватизационные отношения отвечают всем выше перечисленным признакам. Исходя из названных признаков, а также используя понятие «приватизация», данное законодателем в статье 1 ФЗ № 178 о приватизации, можно заключить, следующие: приватизационное отношение – общественное отношение, складывающееся между покупателями государственного и муниципального имущества и государственными или муниципальными органами, наделенными властными полномочиями, в сфере возмездного (в случаях предусмотренных законом безвозмездного) отчуждения такого имущества способами, предусмотренными законом и в соответствии с ним.

Представляется необходимым заключить, что выделение отношений, которые складываются в сфере приватизации имущества, в качестве самостоятельной и целостно структурированной обособленной совокупности, является обязательным.

Приватизационные отношения, как и любые другие правоотношения, состоят из взаимосвязанных элементов, образующие в своей совокупности целостное отношение, урегулированное нормой права, к которым в теории права традиционно относят субъект, объект и содержание[65].

Итак, перейдем непосредственно к анализу элементов приватизационного правоотношения, и начнём с субъектов таких отношений, поскольку именно субъект характеризуется особыми свойствами и играет наиважнейшую, наиболее активную роль в генезисе самого правоотношения. Под субъектом в теории права понимаются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношения, т.е. могут быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

Перечень субъектов приватизационных отношений достаточно широк. Для того, чтобы быть субъектом, в том числе приватизационных отношений, необходимо обладать определенными свойствами. К этим свойствам относится комплексное понятие правосубъектности, которое включает в себя наличие правоспособности и дееспособности[66]. В соответствии с данными категориями будет проведен дальнейший анализ субъектов указанных отношений.

Но для начала, следует сказать о том, что всех участников приватизационных правоотношений можно разделить на две группы, к первой из которых относятся обладатели субъективных прав – покупатели государственного и муниципального имущества, а ко второй – участники, являющиеся собственниками такого имущества, а также наделенные юридическими обязанностями и государственно – властными полномочиями[67].


В соответствии с ФЗ о приватизации: «Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица»[68]. Законодатель использует метод исключения, определяя субъектов, которые не могут являться участниками приватизационных отношений. Таких «исключительных субъектов» в соответствии с действующим приватизационным законодательством можно для удобства разделить на три группы, к первой из которых относятся организации, осуществляющие свою деятельность в следующих организационно – правовых формах: государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также юридическое лицо любой организационно – правовой формы, если в его уставном капитале доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%.

То есть в данном случае законодатель запрещает передавать в собственность указанных субъектов государственное или муниципальное имущество в порядке приватизации. Такое ограничение вполне обоснованно, поскольку при наличии возможности такого отчуждения пропадает смысл приватизации, т.к., по сути, имущество перейдет от публично – правового образования к такому же публично – правовому субъекту.

Ко второй группе исключительных субъектов законодатель относит отдельные категории как физических, так и юридических лиц, которые в принципе не могут быть участниками гражданских отношений[69]. Анализируя действующее законодательство, можно прийти к выводу, что такие ограничения не редкость и содержатся во многих законах. Приведём несколько примеров. ЗК РФ гласит, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях (п. 3 ст. 15 ЗК РФ)[70]. Следовательно, это ограничение распространяется и на случаи приватизации таких земельных участков. ГК РФ содержит следующее ограничение: «Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица» (п. 6 ст. 98 ГК РФ)[71].

Таким образом, если такое акционерное общество создано выше указанным способом, то оно не может быть субъектом не только гражданских отношений, но и приватизационных отношений соответственно.

К третьей группе законодатель относит акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, которым предписан запрет на участие в приватизации в качестве покупателей в случае, если они являются покупателями своих долей или своих акций в уставных капиталах, подлежащих приватизации. В качестве гарантии такого запрета в ФЗ о приватизации закреплено правило, согласно которому претенденты на участие в торгах, прежде чем их признают участниками, должны подтвердить свое право быть полноценным участником, покупателем приватизируемого имущества[72].


Как видно, далеко не любые физические и юридические лица могут выступать в качестве покупателей отчуждаемого государственного и муниципального имущества.

Итак, обращаясь к нормам ГК РФ, а именно, к главе 3, посвященной физическим лицам, можно заключить, что законодатель признает правоспособность за всеми гражданами в равной степени, и такая способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности возникает с момента рождения[73]. Полной гражданской дееспособностью лицо наделяется по достижении им совершеннолетия, а в некоторых случаях ранее указанного момента (ст. 21, 27 ГК РФ). Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что для гражданина, чтобы стать потенциальным субъектов приватизационных отношений, по общему правилу достаточно лишь достичь 18-го возраста.

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть и юридические лица. Участие таких субъектов в приватизационных отношениях также основано на понятии правосубъектности, которое, в отличие от физических лиц, как законодателем, так и доктриной воспринимается как целостное и не разбивается отдельно на право-, и дееспособность. Правосубъектным юридическое лицо становится с момента государственной регистрации, а точнее с момента внесения сведений о создании или реорганизации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц[74].

С другой стороны, субъектом приватизационных отношений выступает продавец государственного и муниципального имущества. Государство действует через свои органы и соответствующих должностных лиц. А поскольку в результате приватизации происходит отчуждение имущества, являющегося собственностью РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, то правами продавца соответственно наделены органы федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления. Положения ГК РФ гласят: «от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов» (ст. 125 ГК РФ)[75]. В сфере приватизации от имени РФ действует Правительство РФ, которое является высшим государственным органом исполнительной ветви власти. Именно Правительство РФ призвано реализовать единую государственную политику в сфере приватизации[76]. Несмотря на то, что высшему коллегиальному органу исполнительной власти отведена решающая роль в области приватизационных отношений, данный орган не является единственным органом, который обладает широким перечнем функций в указанной сфере. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ[77], Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и его территориальные органы, подведомственное Минэкономразвития, является федеральным органом государственной власти, осуществляющее полномочия собственника государственным имуществом, расположенного на территории субъектов РФ.


Как было отмечено ранее субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют относительную самостоятельность в сфере приватизации. Сам законодатель в ФЗ № 178 лишь акцентирует внимания на том, что указанные органы сами определяют свою компетенцию в соответствующих нормативных актах[78].

Перейдем к характеристике объекта приватизационных отношений. Объектом приватизационных отношений выступает имущество, но не любое, а лишь то, которое находится в государственной и муниципальной собственности[79]. Ранее уже было отмечено то, какое имущество является государственным, а какое имущество признается муниципальным. Возникает другой вопрос: какое конкретно имущество является объектом отношений, возникающих при отчуждении государственной и муниципальной собственности, и всё ли такое имущество может быть приватизировано? Прежде чем дать однозначный ответ на поставленный вопрос, сначала необходимо охарактеризовать земельный участок, который является одним из самых специфических объектов приватизации. Специфический характер данного объекта заключается в самом назначении земли, которая выполняет всемирные как социальные и экологические, так и экономическую функции. Кроме того, как отмечает Андреев Ю.Н.: «земля является условием существования всего человечества, обладает только ей присущими атрибутивными качественными признаками: неповторимостью, невоссоздаваемостью, незаменимостью, ограниченностью в пространстве, неперемещаемостью, плодородием, многообразием ландшафта, рельефа, почвенного покрова, растительности, качества»[80]. Что же представляет собой земельный участок? ЗК РФ гласит: «земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи» (п. 3 ст. 6 ЗК РФ).

Вернемся к поставленному ранее вопросу и определим, какие именно земельные участки могут быть объектом приватизационных отношений, а какие не подлежат приватизации. Для ответа на этот вопрос думается уместным вывести классификацию, основываясь на понятие оборотоспособности.

В ГК РФ сосредоточены общие вопросы об оборотоспособности объектов[81], в соответствии с которыми можно заключить, что по общему правилу объекты являются свободными для оборота, а исключения из этого правила могут быть установлены лишь законом, что должно быть прямо указано в нормативном акте. Что же касается земельных участков, то ввиду их исключительной значимости, оборотоспособность земель должна быть установлена непосредственно земельным законодательством[82].


Под оборотоспособностью земельных участков понимается такое его свойство, «которое выражается в способности (возможности) объектов (земельных участков) свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (например, в результате совершения сделок по отчуждению)[83].

На основании рассмотренного понятия будет уместным разделить все земельные участки на три группы.

Первую группу представляют земельные участки, которые не подлежат приватизации, к данной группе, во - первых, относятся земельные участки, изъятые из оборота. Такое имущество, как указано в ЗК РФ, не может быть предоставлено в частную собственность и не может быть предметом сделок по отчуждению. Следует отметить, что в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует единый кодифицированный нормативный акт, который бы содержал исчерпывающий перечень объектов, оборот которых не допускается. Общие положения об имуществе, изъятом из оборота, содержатся в положениях ГК РФ (ст. 129 ГК РФ), а также в нормах Закона № 178 (ст. 3 ФЗ № 178) и ЗК РФ.

Анализируя действующее законодательство, можно сделать вывод о наличии обширного перечня имущества изъятого из оборота. Применительно к земельным участкам, в нормах ЗК РФ сказано, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (п.6 ст. 95 ЗК РФ)[84]. Исключение из оборота таких земель обусловлено соблюдением принципа приоритета охраны земли как важнейшей составляющей окружающей среды. Изъятыми также признаются земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружениями, где размещаются Вооруженные Силы РФ, другие воинские формирования и органы, в которых размещены военные суды, земельные участки под объектами организаций федеральной службы безопасности, органов государственной охраны и др. (ч. 4 ст. 27 ЗК РФ)[85].

Также ЗК РФ установлен прямой запрет на приватизацию земельных участков, находящихся в пределах береговой полосы, которая установлена на основании норм Водного кодекса, поскольку береговая полоса является объектом, предназначенным для общего пользования, а также запрещена приватизация земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования[86].