Файл: Порядок проведения приватизации(Общая характеристика приватизации имущества в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раскрывая правовой аспект приватизации, нельзя не остановится на развитии этого понятия в нормативных актах.

Впервые в законодательстве понятие приватизация было дано в Законе от 24 декабря 1990 года «О собственности в СССР». Законодатель не употребил сам термин приватизация, но в статье 25 этого Закона содержалась возможность, благодаря которой государственные и муниципальные предприятия, здания, сооружения и иное имущество могли быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик[17].

В современном российском законодательстве приватизация стала предметом правого регулирования в Законе РСФСР от 3 июля 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», где в статье 1 говорилось: «приобретение гражданами, акционерными обществами у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования,

зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ) является приватизацией. Такое законодательное определение имело существенные недостатки, так, например, отчуждение данной собственности путем внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставной капитал создаваемых и действующих обществ выпадало из сферы действия упомянутого выше закона, а регулировалось подзаконными актами»[18].

Данный термин претерпел существенные изменения в ФЗ от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». В статье первой говорилось, что под возмездным отчуждением государственного или муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц понимается приватизация.

Ныне действующий Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178- ФЗ (ред. от 02.08.3019) «О приватизации государственного и муниципального имущества»[19], также дает в первой статье легальное определение, которое немногим отличается от законодательной дефиниции 1997 года. В соответствии с данным правовым актом под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Предложенное законодательное определение носит прежде всего декларативный характер, так как в законе не раскрываются его сущностные признаки, поэтому более подробно остановимся на анализе дефиниции, предложенной законодателем.


В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) государственной собственностью является федеральная собственность (имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации) и собственность субъекта РФ (имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам). Статья 215 ГК РФ гласит: «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью»[20]. И Гражданский кодекс, и ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» содержит термин «имущество», который является весьма широким понятием и включает в себя как движимое, так и недвижимое имущество. Положение законодательной дефиниции не определяют, какое именно имущество может быть приватизировано, а лишь указывает на его принадлежность РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям. Но обращаясь к статье 3 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178- ФЗ (ред. от 02.08.3019) «О приватизации государственного и муниципального имущества»[21], где дан перечень имущества, не попадающий под сферу действия данного Закона, можно определить имущество, отчуждаемое в соответствии с данным нормативным актом. Так, например, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические, земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы, движимое имущество будут отчуждаться в соответствии с нормами вышеназванного Федерального закона.

Приватизация осуществляется посредством отчуждения. Само понятие «отчуждение» было известно ещё римским правоведам, которые использовали его в нескольких значениях[22], в том числе и в качестве основания прекращения права собственности на землю.

В России же понятие «отчуждение» получило свое законодательное закрепление лишь в 19 веке, но фактически такое отчуждение осуществлялось значительно раньше[23].

Несмотря на то, что термин «отчуждение» используется широко, и не только в научной литературе, но и в законах, законодатель не закрепил легального определения этого понятия. Поэтому обратимся к некоторым положениям ГК РФ, анализируя которые можно сделать вывод, что отчуждение так или иначе связано с прекращением права собственности (п. 1 ст. 235 ГК РФ), в отдельных случаях термин «отчуждение» приравнивается к понятию «продажа» (п. 2 ст. 93 ГК РФ), а также отчуждение возможно в силу закона или на основании договоров купли-продажи, мены, дарения и др. (п. 2 ст. 218, п. 2 ст. 235 ГК РФ и др.)[24].


Законодатель также особо обращает внимание на то, что такое отчуждение должно быть возмездным. Это весьма принципиальное положение, так как в некоторых случаях приватизация осуществляется на безвозмездной основе, что является исключением из общего правила.

В соответствии с гражданским законодательством в самом общем виде под возмездностью понимается получение платы или иного встречного предоставления одним субъектом от другого субъекта, при отчуждении имущества первым (п. 1 ст. 423 ГК РФ)[25]. Законным средством платежа при совершении отчуждения государственного и муниципального имущества признается валюта Российской Федерации, а в случае продажи такого имущества за пределами территории России в качестве средства платежа может быть использована валюта иностранных государств.

Собственниками приватизированного имущества становятся физические или юридические лица.

Анализ законодательного определения приватизации, данного в статье первой действующего Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178- ФЗ (ред. от 02.08.3019) «О приватизации государственного и муниципального имущества»[26] позволяет сделать следующие выводы:

1. Приватизация - активное действие, осуществляемое посредством отчуждения.

2. Такое отчуждение может быть проведено как на платной, так и на бесплатной основе (в случаях, предусмотренных законом).

3. Объектами приватизации может быть только то имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности.

4. Определен круг субъектов, которые могут стать собственниками приватизированного имущества.

Данные признаки вытекают непосредственно из законодательно закрепленной дефиниции, но они не являются исчерпывающими, более подробно остальные признаки будут раскрыты в следующей главе курсовой работы.

1.2 Становление законодательства о приватизации имущества

Большое значение в жизни любого общества имеет земля. Многовековая история свидетельствует о том, что основой жизнеспособности и процветания любого государства являются земельные ресурсы и проживающее на них население.

На территории Российской Федерации находится более половины черноземных почв мира, запасов пресной воды и запасов древесины хвойных пород. Выявленные запасы энергоносителей, которые находятся в недрах земли, составляют около трети мировых запасов. Территория нашей страны отличается уникальной инфраструктурой, созданной многими поколениями людей[27].


Проведение земельных реформ являлось необходимыми манипуляциями, которые берут своё начало со времен раннего феодализма и осуществляются до сих пор.

Проблемы земельной реформы в России теснейшим образом связаны с вопросом частной собственности на землю[28]. Е.А. Данилов пишет: «История общественного развития свидетельствует о том, что принадлежность земли индивиду играла важнейшую роль для его экономического и социального положения и тем самым обуславливала во все времена и для всех народов борьбу за право на землю. Эта борьба была основной движущей силой многих революций в мире»[29].

Регулирование земельных отношений в нашей стране свои истоки берёт из далекого прошлого. Частные земельные владения подлежали усиленной охране ещё во времена правления Рюриковичей. В 1565 году Иваном Грозным был произведен раздел всех земель государства на земские (обычные) и опричные (особые)[30].

Во второй половине XVI в. была проведена повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем и служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем государство провело повсеместно опись земель, подразделяя их на окладные единицы («сохи»). Данная информация и документация стали первым «шагом» к созданию системы крепостного права. Судебником Ивана III 1497 года, а позже указами о заповедных и урочных летах 1591 года крепостное право сформировалось повсеместно. Лишь к 1649 году Соборным уложением произошло полное прикрепление крестьянина к земле и подчинение его власти феодала. Такое положение не могло существовать вечно, были нужны реформы, и в 1861 г. была осуществлена земельная реформа, суть которой состояла в сохранении собственности на землю за помещиками – прежними владельцами; предоставлении крестьянам усадебной оседлости и наделов с их последующим выкупом или отработкой; наделении возможностью участия крестьянина в земельных отношений, но лишь в составе общины[31].

Такова общая сущность первой земельной реформы, за которой не последовало экономического благополучия крестьян. Они получали слишком маленький кусок земли (от 2,5 до 5,7 десятин) за выкупные платежи.

Видные государственные деятели понимали, что положение крестьянина нужно улучшать, и в начале XX века была проведена вторая реформа в сельском хозяйстве и землепользовании. Реформа впоследствии стала именоваться «Столыпинской», в честь премьер-министра, ставшего ее родоначальником. Одним из итогов реформы стала отменена выкупных платежей за надельные земли, которые получили крестьяне еще в период проведения крестьянской реформы 1861 года[32]. Сложившийся в период «Столыпинской реформы» земельный правопорядок России просуществовал вплоть до 1917 г.


После того, как к власти пришли Советы, 26 октября (7 ноября) 1917 г. одним из первых законодательных актов был принят Декрет «О земле». Он отменил помещичью собственность, а также и право частной собственности на землю, было закреплено, что земля «обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней», а всё, что находилось в земле (руда, нефть, уголь и т.д.) находилось в исключительном пользовании государства. Этим Декрет определил отношение советской власти к частной собственности, и, несмотря на то, что данный акт действовал недолго, его положения стали фундаментом земельной политики СССР и были отражены в последующих актах советской власти[33].

Масштабная кодификация земельного законодательства началась с 1922 г. Она была связана с разработкой и принятием первого Земельного кодекса РСФСР, закрепившим отмену частной собственности на землю, с указанием на то, что земли РСФСР составляют единый государственный земельный фонд.

15 декабря 1928 г. были приняты Общие начала землепользования и землеустройства, которые определяли правовой режим всех категорий земель.

В 1970 году был принят второй Земельный кодекс РСФСР, в котором также было закреплено, что земля является государственной собственностью, а Конституция СССР провозглашала, что государственная собственность - это общее достояние всего советского народа.

Но все эти реформы не дали желаемых результатов. Советскому государству нужны были более радикальные изменения в правилах пользования и владения землями в России, которые позволили бы коренным образом изменить систему пользования землей. В начале 90-х гг. XX века начался глобальный процесс экономических реформ, стартовала земельная реформа, что затронуло все сферы жизни, в том числе и земельные отношения[34].

Реформы вновь не увенчались бы успехом, если бы государство не признало возможность нахождения земли в частной собственности. Попытка ввести на землю частную собственность была предпринята еще в 1989 г. - «Перед вторым Съездом народных депутатов СССР группа депутатов призывала к всеобщей политической забастовке, если вопрос о земле не будет включен в повестку дня. Дело закончилось тем, что Верховный Совет СССР 28 февраля 1990 г. принял Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле»[35]. В результате борьбы в Основы законодательства о земле был введен компромиссный титул права на землю - право пожизненного наследуемого владения как ограниченное вещное право. В силу этого положения граждане СССР имели право на получение в пожизненное наследуемое владение земельных участков для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, для садоводства и животноводства, для дачного строительства. Это был первый шаг на протяжении почти целого столетия к возрождению частной собственности на землю.