Файл: Порядок проведения приватизации(Общая характеристика приватизации имущества в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении последнего времени наша страна переживает глубочайшие преобразования всей общественной системы. Эти преобразования распространяются на государство, политическую культуру, экономику, правовое и политическое положение граждан. Важнейшей составляющей всего трансформационного процесса оказались отношения собственности, а именно, произошло преобразование большей части государственной и муниципальной собственности в частную.

Экономика советской России обладала определенными преимуществами, среди которых можно выделить планомерность производства, создание возможности для концентрации ресурсов для достижения поставленных целей, всеобщая занятость населения и другие. Но такая экономика имела и ряд серьезных недостатков – низкий уровень производительности труда, затратный характер производства, отторжение научно – технического прогресса. Производство было монополизировано, предприятиям гарантировалось плановое снабжение и плановый сбыт их продукции. Все это делало производство индифферентным к освоению передовых достижений науки и техники[1].

Командно – административная система экономики была неспособна справится с возникшими и нарастающими проблемами. Необходимы были кардинальные изменения, благодаря которым стал бы возможен переход к новому экономическому устройству, создание конкурентной рыночной среды, оживление в производителе товаров, работ, услуг интереса к результатам хозяйствования.

Все это возможно было сделать на основе разгосударствования и приватизации.

Институт приватизации, который появился в России чуть более двух десятилетий назад, смог за этот короткий период не только стать одним из ключевых явлений в современной экономике Российской Федерации, но и включить в себя развитую нормативную базу на стыке гражданского, финансового, административного и иных отраслей права, занявшую особое место в отечественной правовой системе, что, в свою очередь, делает этот институт комплексным и наиболее сложным.

Актуальность курсовой работы обусловлена влиянием института приватизации на всё развитие общества. Кроме того, является закономерным и тот факт, что в обществе не исчезают дискуссии, которые касаются понятия «приватизации». Многие работы отечественных ученых и политических деятелей посвящены этому вопросу. Также важность этого вопроса объясняется большим количеством нормативных актов о приватизации.


Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в результате приватизации земельных участков, с расположенными на них объектами недвижимости.

Предметом настоящей работы являются нормы российского права, регулирующие отношения по приватизации земельных участков, доктрина, правовые позиции, отраженные в судебной практике.

Целями курсовой работы являются определение соответствия законодательства, регламентирующего исследуемые отношения, требованиям полноты, согласованности и определенности; обоснование особенностей правового регулирования исследуемых отношений.

Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи:

  1. обозначить сферу правового регулирования приватизации земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости;
  2. выработать понятие приватизации земельных участков в соответствии с действующим законодательством и научной доктриной;
  3. установить перечень земельных участков, возможность приватизации которых установлена российским законодательством;
  4. раскрыть особенности оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  5. определить специфику приватизации государственных и муниципальных земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.

В работе применены общенаучные методы познания – метод материалистической диалектики (явление приватизации, приватизация земельного участка), метод системного анализа и синтеза (установление перечня земельных участков, подлежащих приватизации, классификация земельных участков в соответствии с их оборотоспособностью), а также частноправовые методы – формально-юридический (определение юридических понятий, выявление их признаков, толкование правовых предписаний), сравнительно-правовой метод (выявление особенного в отношениях по приватизации земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости).

Теоретическую основу работы составили труды М.Т. Абаева, Ю.Н. Андреева, Н.Д. Амаглобели, В.С. Белых, Е.С. Болтановой, В.А. Виноградова, Ю.Л. Городиловой, Е. А. Данилова, И.В. Ершова, А.В. Кашанина, С.И. Комарицкого, О.И. Крассова, Е.Г. Пащенко, А.Д. Радыгина, Г.В. Савенко Н.П. Седовой, О.Ю. Скворцова и др.

Нормативную базу работы составляют: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», другие законы и нормативные правовые акты, регулирующие отношения, складывающиеся в ходе приватизации земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости в Российской Федерации.


Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников информации

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие приватизации имущества

Приватизация от латинского «рrivаtus» - «частный».

Сам термин «приватизация» впервые был введен в оборот в 1976г. американским исследователем Робертом У. Пулом в одной из публикаций, подготовленных им для периодического бюллетеня «Reаson Foundаtion»[2]. Немного позже этот термин появился в словаре Уэбстера издания 1983 г. Приватизация определялась как «преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную»[3].

Несмотря на то, что первое упоминание понятия приватизации появилось сравнительно недавно, уже сейчас можно говорить о том, что существует множество трактовок данного термина, которые, так или иначе, отличаются друг от друга. Одни из них содержат расширительное толкование, другие - напротив, узкое.

Так, профессор Э. Савас в своей работе, в которой раскрыты теоретические и практические аспекты приватизации, проходящей в западных странах пишет: «приватизация представляет собой комплекс разнообразных мероприятий по уменьшению масштабов деятельности государства или по усилению роли частного сектора во владении фондами в предпринимательской деятельности»[4]. Данное определение весьма конкретизировано и при его анализе можно констатировать, что автор выделяет несколько отличительных признаков приватизации:

1. Это - длящийся процесс.

2. Это не просто сделка, направленная на передачу государственной собственности в частную, а структурное преобразование экономики.

3. Именно за счет приватизации может происходит усиление и укрупнение частного сектора в государстве.

О.В. Шатрова, автор диссертационной работы на тему приватизации земельных участков в поселениях, утверждает, что «приватизация - это полная или частичная передача права собственности на государственное имущество в частный сектор экономики. Этот процесс больше связывается с продажей действующих предприятий, нежели с продажей земли или зданий. Приватизация не подменяет собой такие действия, как прекращение обязательств, сдача имущества в долгосрочную аренду или частное финансирование инфраструктурных проектов»[5].


Если обратиться к опыту западноевропейских стран, то можно констатировать, что и там нет единственного подхода к определению приватизации[6]. Данные ученые приватизацию рассматривают через призму различных действий. Так, некоторые американские авторы трактуют приватизацию как «стратегию и методы, имеющие своей целью передачу (трансформацию) системы производства или системы производства или системы обеспечения общественных нужд от правительственных (государственных) органов к частному сектору»[7]. Канадские правоведы выдвигают следующий тезис: «приватизация представляет собой не только передачу материальных средств, систем производства частным корпорациям и лицам, но и процесс усиления роли рынка за счет ослабления системы государственного регулирования».

Мэри Шерли и Джон Ниллисон, исследовавшие процесс приватизации в развивающихся странах, утверждают следующее: «в качестве условий для успешной приватизации являются ориентированная на рынок макроэкономическая политика, способствующая увеличению эффективности как государственного, так и частного сектора, адекватный рынок капиталов и достаточный период времени для выявления фирм, которые можно было бы продать, не прибегая к значительным и неоправданным уступкам покупателю»[8].

Таковы экономические аспекты понятия приватизация. Как представляется, именно экономическое определение исследуемого явления поможет в дальнейшем более детально изучить данный институт, но нельзя забывать о том, что такой аспект не является единственным. В научной доктрине помимо экономического определения приватизации существует и иное – юридическое[9].

До конца 20-го столетия понятие приватизации не было известно российской юриспруденции, но как таковая практика отчуждения государственного имущества в частную собственность существовала достаточно давно, но особым правовым режимом такое отчуждение не наделялось[10]. В советский период передача объектов от государства осуществлялась без указания условий и срока передачи. В римском праве такая передача называлась прекарием – передачей имущества без предоставления права и до востребования.

Юридическое понятие приватизации значительно уже экономических определений. Данное понятие должно иметь строго очерченные законом границы (понятие приватизации в узком смысле слова, основные ее цели, круг регулируемых отношений и т.д.), для того, чтобы исключить неопределенность в толковании и, соответственно, различия в практической применимости. Рассмотрение же приватизации в широком значении может указывать лишь на многогранность и многозначность данной категории. Так, приватизация может имеет политический, коммерческий психологический и другие аспекты.


По утверждению Э.С. Савас, появление в юридической литературе термина «приватизация» было связано с необходимостью обозначения процесса преобразования общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную. В широком же смысле, по его мнению, приватизация представляет собой проведение разнообразных мероприятий по уменьшению масштабов деятельности государства или по усилению роли частного сектора во владении фондами или в предпринимательской деятельности[11].

Герберт Бинер считал, что приватизация в широком смысле «представляет собой всеобъемлющую передачу прав собственности от государства к его гражданам, выделение общественных услуг в частный сектор, а также отказ от активной деятельности государственных органов, для того чтобы дать простор частной инициативе»[12].

Д.А. Герцев считает, что под приватизацией следует понимать «урегулированный нормами права порядок передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и (или) юридических лиц за плату или безвозмездно[13]. Этот порядок осуществляется в строго установленных законодательством о приватизации формах и предполагает издание органом власти акта ненормативного характера, в котором содержится решение о передаче имущества в частную собственность; совершение сделки по отчуждению указанного имущества; исполнение этой сделки»[14].

Исходя из вышеизложенного, следует, что в юридическом аспекте термин «приватизация» необходимо отличать от понятия «приватизационные сделки»[15]. Такое разграничение можно трактовать как приватизация в узком и широком смысле.

Приватизация в ее юридическом значении авторами трактуется по - разному: как правовой институт, как порядок передачи имущества, как особое основание возникновения и прекращения права собственности. Но всё это лишь разные стороны единого явления - приватизация.

Так, юридическое понимание приватизации в узком смысле значительно уже его экономического содержания. Именно поэтому широкое определение термина «приватизация» можно встретить, прежде всего, в юридической литературе. Но не смотря на это, вряд ли можно однозначно говорить о том, что играет превалирующую роль - узкая или широкая трактовка данного процесса. Лишь комплексное понимание приватизации может позволить наиболее полно раскрыть её сущность через призму характерных, как правовых, так и экономических признаков[16].