Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Финансовая политика и управление государственными финансами).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ, АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ
Структура и виды финансовой политики
1.2 Роль финансовой политики в экономике государства
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Проблемы организации муниципального контроля
ВВЕДЕНИЕ
Финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении существующей финансовой политики России и ее реализации, так же анализ прогнозов.
В тесной связи с поставленной целью, обозначены задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы финансовой политики (понятие, сущность, цели, задачи, структура, типы, виды);
- проанализировать существующую финансовую политику и ее реализацию в РФ;
- выявить слабые места в финансовой политике РФ и рассмотреть тенденции и перспективы оптимизации финансовой политики.
Объект исследования – финансовая политика РФ.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили работы таких авторов, как Алексеева М.А., Волконского В.А., Гуриева С.М., Дребенцова К., Делягина М. Г., Ивантера В.В., Канторовича Г. Г., Кэмпбелл Р., Морозова A.A., Медокова A.A., Павлов В.С., Панфилова B.C., Поспелова И.Г., Усизима С., Дж. Фишер, Шапошника Д.В., Шмелева Н.П., Яковлева А.П. и др.
В качестве информационной и нормативно-правовой базы исследования использовались официальные документы Российской Федерации, а также соответствующие публикации в научной и периодической печати.
Выводы обосновывались статистическими данными по анализируемым показателям, для решения поставленных задач применялись стандартные математико-статистические методы, факторный и сравнительный анализ, метод аналитических группировок.
Структурно работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ, АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ
Структура и виды финансовой политики
Политика – это неотъемлемая часть системы управления обществом, экономикой, государством.
Сам термин «политика» появился во времена существования древнегреческих городов-государств – полисов. Совокупность приемов и методов управления этими городами-государствами тогда и стали называть политикой. А наиболее видные и авторитетные правители стали называться политиками. Сегодня жизнь человеческого общества настолько многогранна, что трудно подобрать одно единственно верное определение современного значения термина «политика».
Обычно политикой называют сложную систему взаимоотношений между социальными группами, общественными организациями, органами государственной власти и государствами направленную на достижение определенной цели. Базисом для развития любой формы человеческого общества было и остается производство. Именно оно определяет характер отношений в обществе. Поэтому важную роль в жизни и функционировании государств и социальных групп играет экономическая политика.
Финансовая политика является частью экономической политики государства и представляет собой совокупность государственных мероприятий, которые направлены на обеспечение устойчивого, стабильного и эффективного функционирования экономики, а также финансового сектора страны, на привлечение финансовых ресурсов в госбюджет, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Так, независимо от степени развития страны основными целями в стратегическом масштабе государственной финансовой политики выступают организация финансовых условий для социально-экономического развития общества[1].
Графически финансовую систему страны представим следующим образом (Рисунок 1):
Рисунок 1. Структура финансовой политики
Финансовая политика государства охватывает следующие основные компоненты (Рисунок 2):
- налоговую политику;
- бюджетную политику;
- денежно-кредитную политику;
- ценовую политику;
- таможенную политику;
- социальную политику;
- инвестиционную политику;
- политику в сфере международных финансов.
Отметим, что стратегической задачей финансовой политики страны можно назвать достижение сбалансированности бюджетов всех уровней. Для этого необходимо внедрение скоординированной, единообразной бюджетной политики федерального центра, регионов, муниципальных образований, которые должны придерживаться цели укрепления госфинансов.
Однако необходимо заметить, что для поддержания экономической стабильности необходимо проводить сокращение налогового бремени. Для этого целесообразно выполнение принятых законов по снижению налогообложения, а также анализ их влияния на экономическое положение и бюджетные доходы.
Также одним из основных направлений совершенствования бюджетной политики – это оптимизация состава расходов бюджета и сокращение его расходов по всем возможным статьям. Нами видится, целесообразным необходимость дальнейшего снижения расходов на обслуживание госдолга.
Рисунок 2. Виды финансовой политики
Финансовая политика государства должна быть тесно связана с денежно-кредитной политикой. Актуальным направлением государственной политики в данном направлении можно назвать активизацию центральных банков на открытом рынке. Сейчас также требует решения такая проблема бюджета, как увеличение эффективности использования государственной собственности.
1.2 Роль финансовой политики в экономике государства
Финансовая политика занимает важное место в процессе развития и распределения производительных сил. Она обеспечивает финансовыми ресурсами целевые программы. Благодаря ей происходит сосредоточение финансов на приоритетных направлениях экономической и общественно-политической жизни государства и общества. От нее зависит рост эффективности производства и рациональность использования всех видов ресурсов. Финансовая политика лежит в основе экономического и социального развития регионов страны.
В процессе формирования финансовой политики очень важно обратить внимание на правильность и научность подхода к распределению финансовых потоков.
Поэтому финансовая политика играет важную роль в следующих процессах:
при определении субъектов распределительных отношений (выбор будущих владельцев и распределителей финансов);
при выборе степени централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависимость и степень самостоятельности субъектов хозяйствования (юридических и физических лиц) от функций государства в вопросах удовлетворения своих потребностей и возможности распоряжаться финансами; при определении главных общественных потребностей и способов их удовлетворения;
при отборе способов, методов и источников финансирования.
Финансовая политика является многоплановой и многоуровневой системой.
Особенно сложной представляется политика государства. Она должна учитывать параметры и долю участия государства в регулировании экономики и социальной сферы, особенности менталитета населения, условия исторического развития территории и государства. Важную роль играет учет состояния экономики страны и особенно ее финансовой системы.
Финансовая политика имеет важное значение для развития хозяйственной деятельности на любом уровне – от домохозяйства до международных экономических отношений. Она с помощью своих специфических инструментов и методов содействует достижению поставленных целей в сфере экономики. В масштабе государства финансовую политику разрабатывает министерство финансов.
Финансовая политика и управление государственными финансами
Основу финансовой политики составляет финансовая стратегия -долговременный курс финансовой политики, ориентирующийся на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет финансовую тактику, нацеленную на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Одним из инструментов управления финансами выступает планирование, позволяющее всесторонне оценивать состояние финансов, выявить возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их лучшего использования. Планирование - это деятельность по принятию решений, ориентированная на будущее. Финансовое планирование- обязательный элемент управления финансово- хозяйственной деятельностью каждого хозяйствующего субъекта, это процесс научного обоснования и прогнозирования движения финансовых ресурсов финансовых отношений.
С 2015 года государственная экономическая политика (и бюджетная политика как ее неотъемлемая составляющая) ориентировалась на преодоление последствий мощнейшего за последние полвека внешнего шока. Основными ее целями в период подстройки к такому существенному структурному изменению внешних условий были обеспечение скорейшего перехода в равновесное состояние с новой структурой экономики и минимизация потерь при таком переходе[2].
В настоящее время основной проблемой формирования государственных финансовых планов (бюджетов) является их точное прогнозирование, особенно в долгосрочной перспективе как на федеральном, так и на местном уровнях. На это влияет множество факторов, главными из которых являются нестабильность глобальной экономики, мировой финансовой системы, геополитическая обстановка и международные экономические санкции.
Система управления финансами государства нацелена на обеспечение сбалансированности интересов институциональных единиц, отсутствие дефицита госбюджета и устойчивость национальной валюты, которая, кстати сказать, является основополагающим элементом финансовых отношений. Как бы там ни было, основополагающей целью управления финансами государства выступает непосредственно реализация положений финансовой политики, проводимой правительством страны.
Процесса управления государственными финансами состоит из ряда функциональных элементов (рисунок 3).
Рисунок 3. Базовые элементы управления государственными финансами.
Рассмотрим их более подробно[3].
Основополагающую роль в управлении финансами государства играет финансовое планирование и прогнозирование. В первом случае речь идет о разработке плановых показателей на грядущий период (как правило, год), во втором – о прогнозировании и оценке возможных вариантов макроэкономического развития.
Оперативное управление основано на разработке комплекса мер, которые направлены на достижение максимального эффекта при минимуме затрат. В его основе лежит глубокая аналитическая проработка текущей финансовой ситуации и соответствующее ей перераспределение финансовых ресурсов.
В значительной степени именно благодаря оперативному управлению обеспечивается стабильность национальной экономики страны и финансовая поддержка населения. Финансовый контроль следует понимать в качестве деятельности органов государственной власти, связанной со сбором и анализом информации о текущем (фактическом) финансовом состоянии экономики, а также оценкой эффективности принятых управленческих решений.