Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 2
Таким образом, в данной главе было рассмотрено понятие устойчивого роста предприятия, представлены модели определения устойчивого роста.
Современные требования, предъявляемые к обеспечению устойчивости деятельности предприятия в долгосрочной перспективе, направлены на выполнение основной цели бизнеса. Согласно общепринятому подходу выполняются условия поддержания заданного уровня прироста рыночной стоимости. Данный подход характеризуется выбором факторов, которые оказывают определяющее влияние на компоненты или составляющие бизнеса, измеряемые эффектом добавленной стоимости предприятия. Используемый инструментарий ориентирован на исследование влияния чувствительности заранее заданного набора ключевых параметров: изменения темпа прироста рентабельности продаж, увеличения нормы прибыли, повышения эффективности вложенного оборотного капитала. Такие параметры показывают размер прироста рыночной стоимости предприятия при изменении перечисленных факторных показателей. Однако существующая практика анализа, применяемая в традиционном исполнении, страдает рядом существенных недостатков. К основным из них относятся отсутствие сбалансированности и оптимальности применяемых параметров, наличие двойственных оценок, имеющих принципиальное значение в управлении бизнес-процессами предприятия.
2.2. Сравнение экономических составляющих моделей, их применимости в планировании деятельности предприятия
Рассмотрим выбранные модели sustainable growth детальнее для их дальнейшего анализа.
Наиболее простой моделью роста фирмы считается модель Лернера и Карлетона (Lerner, E., Carleton, W. (1966), A Theory of Financial Analysis, Harcourt, Brace & World, Inc., New York), представленная в формуле:
(9)
где: b – коэффициент реинвестирование прибыли;
T – ставка налога;
r – рентабельность активов по прибыли после налогообложения (чистой прибыли);
i – процентная ставка по заемному капиталу;
L – сумма обязательств компании;
Е – собственный капитал.[25]
Модель устойчивого роста подробно анализируется в статье Хиггинса (1977г.), который описывает баланс со ссылкой на фонды финансирования роста компании и расходов для роста продаж. Многие характеристики и нюансы этой финансовой модели планирования были рассмотрены в источниках[26]. По Хиггинсу, устойчивый рост является ежегодным процентным увеличением продаж в соответствии с принятой на фирме финансовой политикой. В модели Хиггинса факторы, влияющие на максимально устойчивые долгосрочные темпы роста продаж имеют финансовый характер, такими являются: рентабельность активов, обязательства к собственному капиталу, соотношение совокупных активов к собственному капиталу, прибыль, коэффициент дивидендных выплат.[27]
(10)
где ROE - рентабельность собственного капитала,
b - коэффициент накопления — b (retention ratio) — отношение реинвестированной (нераспределенной) прибыли к общей сумме чистой прибыли.
Модель sustainable growth Хиггинса представляет собой аналитический инструмент для фирм, желающих поддерживать целевой коэффициент выплат и структуры капитала без выпуска нового капитала, обеспечивая годовой процент увеличения продаж, которого можно достичь и который внутренне согласуется с финансовой политикой фирмы. Если более высокий рост реализован, это может быть устойчивым в условиях модификации финансовой политики одной или нескольких компаний, в том числе дополнительного внешнего финансирования. Противоположная ситуация с низкими темпами роста продаж позволяет фирмам увеличить дивиденды,
увеличить инвестиции в рабочий капитал.
Одним из главных предположений является то, что модель можно применять в узких условиях стабильной внешней среды, в которой компания работает. Средства, выделяемые на инвестиций, состоят из нераспределенной прибыли, амортизационных отчислений и увеличения займов пропорционально увеличению капитала. Таким образом, предполагается, что никакие новые обыкновенные акции не будут выпущены. Эти средства финансируют рост активов компании.
Амортизация используется в целом, чтобы обновить амортизированную часть активов, в то время как нераспределенная прибыль финансирует рост активов, которые связаны с ростом продаж. Следовательно, рост компании финансируется за счет нераспределенной прибыли.[28]
Модель устойчивого роста Дж. Ван Хорна имеет вид:[29]
(11)
где Eq – первоначальный собственный капитал;
b – норма прибыли, не распределяемая по дивидендам;
NP/S –коэффициент прибыльности;
D/Eq – соотношение заемных и собственных средств;
A/S – отношение активов к величине продаж.
Некоторые авторы считают, что в условиях ограниченности внешних источников финансирования, целесообразно рассчитывать темпы приемлемого роста. Например, Р. Визванатан предлагает использовать следующую формулу:
(12)
где:– темп прироста продаж и активов;
– чистая маржа прибыли(чистая прибыль/объем продаж);
– общая сумма долга;
– собственные средства;
– активы (+);
– текущие продажи.
По мнению автора, применение данной формулы помогает увидеть, как финансовые ограничения влияют на выбор стратегии и, самое главное, помогает выявить внутренние резервы развития компании, которые позволят увеличивать темпы роста компании без внешней подпитки.
Использование данной модели снижает риски утраты платежеспособности в силу её ориентации на внутренние источники, тем не менее, ее применение сдерживается теми же факторами. Модель основана на прогнозе показателей, и не учитывается взаимосвязь их темпов роста. Кроме того, данная модель не позволяет выявить и ранжировать основные проблемы в управлении ростом, а, следовательно, разработать мероприятия по их устранению, что снижает ценность применяемой модели.[30]
Росс С. Рассматривает рост компании с точки зрения планирования её деятельности через коэффициент устойчивого роста – такой коэффициент, который представляет собой максимальный темп роста, который может быть достигнут без внешнего финансирования за счёт выпуска новых акций, сохраняя при этом постоянное отношение заемных средств к собственному капиталу:
(13)
где ROE - рентабельность собственного капитала,
b - коэффициент удержания или капитализации – отношение реинвестированной (нераспределенной) прибыли к общей сумме чистой прибыли.[31]
Представим ниже обобщенную таблицу с элементами формул для сравнения расчётов моделей роста у разных авторов:
Таблица 1 - Сопоставление факторов, влияющих на sustainable growth
Фактор / Автор |
Лернер и Карлетон |
Хиггинс |
Зэкон |
Дж. Ван Хорн |
Р. Визванатан |
Росс С. |
коэффициент реинвестирование прибыли b |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
ставка налога T |
+ |
+ |
||||
рентабельность активов Ra |
+ |
+ |
||||
процентная ставка по заемному капиталу i |
+ |
+ |
||||
соотношение заемных и собственных средств D/Eq |
+ |
+ |
+ |
|||
рентабельность собственного капитала Req |
+ |
+ |
||||
объем привлеченного собственного капитала Eq |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
сумма дивидендов Div |
||||||
оборачиваемость активов S/A |
+ |
|||||
чистая маржа прибыли m |
+ |
|||||
общая сумма долга D |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
активы D+Eq |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
текущие продажи S |
+ |
+ |
Представим ниже унифицированные формулы рассмотренных моделей.
Таблица 2 - Унифицированные формулы
Модель |
Формула |
Модель Лернера и Карлетона |
) |
Модель Хиггинса |
|
Модель Зэкона |
|
Модель Дж. Ван Хорна |
|
Модель Р. Визванатана |
|
Модель Росса С. |
Таким образом, проанализировав все модели, можно сделать вывод, что в основе их лежат следующие переменные:
- отношение общей величины активов к объему продаж;
- коэффициент прибыльности;
- доля прибыли, не распределенная в дивиденды и коэффициент выплат по дивидендам или дивидендное отношение;
- объем продаж.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говоря о комплексном показателе sustainable growth, можно обобщить, что он собой отражается в количестве прибыли, которую реинвестирует предприятие в течении одного календарного года как процент к собственному капиталу, который был у предприятия на начало года. Экономический рост компании это показатель того максимума роста в продажах, которого может достичь компания при сохранении пропорций своего финансового состояния.
Проанализировав модели устойчивого экономического роста, можно сделать вывод, что в основе их лежат следующие переменные:
- отношение общей величины активов к объему продаж;
- коэффициент прибыльности;
- доля прибыли, не распределенная в дивиденды и коэффициент выплат по дивидендам или дивидендное отношение;
- объем продаж.
Можно говорить о том, что модель sustainable growth должна включать четыре комплексных управленческих индикатора:
- Рентабельность продаж (Rпр), рассчитываемая через отношение чистой прибыли (ЧП) компании к валовой выручке от реализации (Q).
- Производительность активов (коэффициент оборачиваемости), определяемый отношением объема реализации к активам.
- Норма накопления (НН), отражающая долю чистой прибыли, направляемой на реинвестирование, характеризует дополнительные источники собственных средств для увеличения экономического роста компании.
- Соотношение заемного (ЗК) и собственного капитала (СК) характеризует структуру капитала компании, данный показатель также является плечом финансового рычага (FL).
Управленческие индикаторы производительности и рентабельности отражают успешность операционной и инвестиционной деятельности, направленной на развитие компании, тогда как другие два индикатора отражают финансовую политику компании, без учета которой невозможно говорить об экономическом росте с позиции создания стоимости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Амаузеш Н. Устойчивый темп роста и эффективность работы компаний: данные на фондовой бирже Ирана. // Международный журнал бизнеса и социальных наук, 2011. – Т. 2. - № 23.
Ашта А. Устойчивые темпы роста: уточнение меры. // Стратегические изменения, 2008. - № 17. – С.207-214.
Беломестнов В.Г. Экономический рост в современных условиях: проблемы и модели обеспечения. // Экономический вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, 2018. - № 5. – С. 92-105.
Бэбкок Дж.С. Концепция устойчивого роста. // Журнал финансовых аналитиков, 1970. – Май-июнь. – С. 108-114
Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 209.
Ван Хорн, Джеймс С. Устойчивое моделирование роста. // Журнал корпоративных финансов, 1998. – С.19-25
Дажинская-Жгадло К., Слонский Т. Устойчивые темпы роста в стратегическом анализе пивоваренной промышленности. // Документы по экономике и информатике, 2010. – Т. 2. - № 1. - С.13-21
Де Вет Дж. Х. Рост продаж и условия создания стоимости матрицы финансовой стратегии. // Университет Претории, 2006.
Джаферова С. Э. Сравнительный анализ МСФО (ias) 12 «Налоги на прибыль» и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации» / С. Э. Джаферова, Э. Л. Аксеитова // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства : материалы ІІІ международной научно-практической конференции. – Симферополь : ИП Хотеева Л. В., 2017. – С. 170–171.
Дженаивре И. Инвестиции в корпоративное управление во Франции. – Париж: Publibook, 2003.
Доина П. Модели для оценки рентабельности и устойчивого роста предприятия. // Познание трансдисциплинарности экономики, 2012. - № 15. – С. 112-118.
Дураж Дж. Необходимость более полного взгляда на процент продаж. // Управление финансами: финансирование предприятий в ЕС, 2004.
Кларк Р.Г., Дэниэлс Р.Х. Стратегический финансовый менеджмент. - Ирвин: Хоумвуд, Иллинойс, 1988.
Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. — M.: OOO „ТК Велби”, 2002. — 424 с.
Лимитовский М.А. Устойчивый рост компании и эффекты левериджа. // Российский журнал менеджмента, 2010. - Том 8. - № 2. - С. 35–46.
Миту И.И., Миту Н. И. Технический анализ, основанный на теории финансов. // Публичные финансы, 2009. - № 10.
Максудова Ф.С. Прибыль – основной показатель финансово-экономической деятельности организации. // Учетно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития предприятия. Сборник научных трудов. Под общей редакцией Р.А. Абдуллаева, 2018. – С. 345-349.