Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях нестабильной рыночной экономики важной задачей развития компаний является прогнозирование будущего финансового состояния, правильный выбор стратегии и контроль за уровнем финансовых рисков. Одной из проблем финансового прогнозирования является построение модели, отражающей взаимосвязи между показателями финансового положения и суммой источников средств финансирования и увязка модели с желаемой целью.
В целом же, экономический рост организации является неизбежным этапом ее развития. Более того, экономический рост является одной из приоритетных целей бизнеса. Под экономическим ростом в микроэкономическом смысле, как правило, понимают увеличение во времени объемных показателей деятельности, таких как выручка от реализации продукции, совокупные активы, прибыль, собственный капитал и т.д.
Среди ученых, занимавшихся разработкой моделей экономического устойчивого роста следует отметить работы Р. С. Хиггинса, Дж. Ван Хорна, Росса, Визванатана, Лернера и Карлетона, Зэкона, которые и приняты к дальнейшему исследованию.
Целью исследования является сравнительный анализ моделей устойчивого роста и их применение для финансового планирования.
Задачи исследования:
- определить сущность экономического роста предприятия, его связь с устойчивым ростом и роли в планировании деятельности предприятия;
- охарактеризовать факторы экономического роста предприятия и роль среди них прибыли;
- изучить модели устойчивого экономического роста;
- сравнить экономические составляющие моделей, рассмотреть их применимость в планировании деятельности предприятия.
Объектом исследования является экономический рост предприятия.
Предметом исследования является оценка экономического роста и факторы, на него влияющие.
Теоретическую базу исследования составили учебные пособия, периодические издания отечественных и зарубежных учёных по теме исследования.
Методологическую базу составили модели устойчивого экономического роста Р. С. Хиггинса, Дж. Ван Хорна, Росса, Визванатана, Лернера и Карлетона.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РОСТА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность экономического роста предприятия, его связь с устойчивым ростом и роли в планировании деятельности предприятия
Одно из первых определений устойчивого развития было представлено в докладе «Комиссии Брутланд». Авторы доклада считали, что устойчивое развитие (sustainable) - это то, что способно удовлетворить нужды нынешних поколений без ограничения потребностей будущих.[1]
«Устойчивый экономический рост» как термин, применяется при характеристике динамического равновесия и устойчивого эффективного развития.
По данным различных литературных источников, есть несколько моделей sustainable growth, которые сформулированы разными исследователями. Они указывают, что некоторые из этих моделей могут быть широко и повсеместно применены независимо от финансового положения фирмы, а другие исследователи объясняют на конкретных ситуациях, когда их модель может быть использована.
Исследователи, такие как Платт (Platte)[2] и др. (1995) - SGR моделью можно пользоваться для преодоления финансовых затруднений; Хаманн (Hamman, 1996)[3] – применительно к прогнозированию движения денежных средств по SGR модели; Джагерс (Jagers, 2003)[4] – разработал SGR модель для некоммерческих организации; Эскаланте (Escalante), Турв (Turvey) и Барри (Barry) (2009)[5] - разработали модель устойчивого роста для решения задач в сельскохозяйственной промышленности; но в целом, разработки моделей устойчивого роста для конкретных ситуаций берут свое начало от общих моделей SGR Хиггинса (1977) и / или Ван Хорна (1987). Таким образом, можно наблюдать значительный уровень согласия и разногласия среди различных часто используемых моделей.
Ашта (Ashta, 2008)[6] предпринял попытку сравнительного анализа двух моделей роста, которые берут свое начало от модели Higgin’s (1977; 1981), и он сделал вывод, что модели устойчивого темпа роста работают последовательно и нет никаких существенных различий между ними. Он указал, что есть две широко используемые модели устойчивого роста, но нет адекватных комплексных исследований по сравнительному анализу расхождений в их коэффициентах SGR и их использование в различных ситуациях затруднено.
Филер (Firer, 1995)[7] предлагает краткое обсуждение различных моделей SGR, которые существуют в литературе. Тем не менее, он не объясняет различия между моделями и когда и где менеджеры могут применять эти модели для расчета SGR фирмы.
В целом же, ученые предположили, что максимальный долгосрочный рост компании – это ставка равноустойчивого корпоративного роста. Хуан и Лю (Huang and Liu, 2009)[8] отмечают, что финансовые идеи устойчивого роста означают фактический рост фирмы и должны согласовываться с ее ресурсами и тем быстрее рост или замедление роста определяют для фирмы финансовый кризис или выживание соответственно. Более высокие темпы роста, которые выше уровня SGR, могут создать много проблем для компании, и это не здорово для долгосрочного функционирования. Он может перегружать компании в связи с неспособностью управлять и контролировать, а также ведет к ухудшению их возможности финансирования. SGR является пороговым пределом для корпоративного роста и это может быть индикатором для фирмы в ее будущем планировании развития (Raisch и VonKrogh , 2007).[9]
Итак, темпом устойчивого роста компании называется финансово обеспеченный темп прироста ее капитала, собственного капитала или объемов продаж при условии, что компания не выпускает акций, т. е. не привлекает собственный капитал из внешних источников.[10]
При постоянстве перечисленных выше стратегических индикаторов темп прироста объ емов продаж gS равен темпу прироста прибыли gNI (NI — net income), дивидендов gdiv, капитала (активов) gA и собственного капитала gE:
(1)
Именно поэтому, когда говорят о темпах устойчивого роста, как правило, не поясняют, какой же показатель растет. Однако, если указанные выше жесткие предположения не выполняются, то равенство (1) не обязано иметь место. На это, в частности, обращается внимание в работе[11], где выведена формула, увязывающая темпы прироста продаж и собственного капитала при условии, что компания все же выпускает акции.
Авторы концепции устойчивого роста предлагают классический набор мер:
- улучшить использование активов (повысить SOA);
- улучшить ассортимент продукции, повысить эффективность торгово-коммерческих операций (повысить PM);
- изменить дивидендную политику (а именно — повысить b);
- изменить финансовый рычаг (а именно — повысить FLM).
Этот набор рекомендаций непосредственно следует из разложения ROE по факторам, например, на основе простой трехзвенной модели Дюпона:
(2)
Получаем:
(3)
Таким образом, меняя стратегические показатели-ориентиры, можно повысить значение g.[12]
SGR – это максимальный темп роста продаж, который может быть достигнут при данной доходности, управлении активами и их использовании, желаемых выплатах дивидендов и финансовом рычаге фирмы. Устойчивый роста также определяется как максимальная скорость, с которой она может расти без изменения ее операционной и финансовой политики.
SGR может быть увеличен за счет улучшения операционных и финансовых показателей. Согласно Платт др. (1995) устойчивый рост определяется как скорость, с которой продажи компании и активы могут расти, если у компании нет выпуск новых акций и если они хотят сохранить структуру капитала. Согласно теории устойчивого роста, SGR определяет целевые темпы роста, при которых возникают давления на деятельность компании, а безудержный рост ведет к снижению эксплуатационных характеристик и / или финансовым затруднениям.
1.2. Факторы экономического роста предприятия и роль среди них прибыли
Прибыль – наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Прибыль представляет собой основной источник собственных средств предприятия. С одной стороны, прибыль описывается как итог работы фирмы, с другой, как принцип дальнейшего развития. За счёт того, что продукция имеет большой спрос, выполняются обязательства организации перед бюджетом, банками, а также другими учреждениями. На величину прироста влияют множество факторов, которые имеют непосредственное отношение к работе организации: количество продукции и его структура, разновидность выпускаемой продукции, улучшение и конкурентоспособность продукции, равномерность производства, уровень применяемых цен, которые не зависит от его деятельности. Расчет величины прибыли включает в себя два основных показателя: себестоимость производства и реализации продукции (работ, услуг) и выручка от реализации произведенной продукции.
В условиях рынка есть три главных источника получения прибыли: первый источник строится за счет монопольного состояния организации по выпуску данной продукции и исключительности продукта. Второй источник напрямую связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Третий источник вытекает из инновационной работы организации. Его потребление обуславливает обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли[13].
В условиях современного состояния экономической нестабильности инфляция наводит на то, что рост прибыли происходит в целом за счет роста цен на товары, т.е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Ценовой фактор перестает играть свою важную роль в образовании прибыли. Возрастание реализации рентабельной продукции ведёт к возрастанию прибыли предприятия, и улучшению его финансового положения. Прибыль играет главную роль в общей системе стоимостных отношений рыночной экономики и является важным элементом экономического механизма управления общественным производством. У множества организаций есть свои постоянные клиенты. Грамотный предприниматель будет делать все, чтобы удержать старых и привлечь новых покупателей. Огромное количество организаций для повышения прибыли используют денежные средства инвесторов[14].
В рыночных условиях хозяйствования прибыль предприятий играет важную роль, состоящую в следующем:
1. Доход выражает приращение первоначальной авансированной стоимости в производственно-хозяйственную деятельность для обеспечения ее работы. Она отражается сопоставлением приходов и расходов предприятия. Главная цель хозяйственного предприятия – получить прибыль, доход, проценты.
2. Прибыль – это основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов предприятий, так как величина получаемой прибыли во многом определяет пути и перспективы развития, а также потенциал роста объемов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.
3. Прибыль распределяется на улучшение организации; обновление оборудования, технологических линий, строительства; реконструкции и т.д.
4. Основной причиной для принятия управленческих решений является: получение прибыли и ее максимизация. От прогнозируемой величины прибыли зависит: интенсивность инвестиций, главные проблемы развития ассортиментной политики и др.[15]
Усиление роли прибыли обусловлено результативной системой ее распределения, вследствие чего возрастает роль предприятий в увеличении как общей суммы, так и в ее части, остающейся в распоряжении предприятия, и используется в качестве главного источника средств, которые направлена на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение рабочих в соответствии с работой потребленного труда. Сущность прибыли в экономической науке – одна из самых сложных и дискуссионных проблем. По мере развития финансовый результат, который выражен в виде прибыли, говорит об успешности и эффективности деятельности организации[16].