Файл: Факторы влияющие на качество и конкурентоспособность продовольственных товаров (на примере пастильных изделей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Факторы, влияющие на конкурентность товаров

Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы. Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско- дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны). Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению. Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг). Итак, конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на


предпочтительность товаров.

Глава 3.  Практическая часть.

3.1 Сравнительная характеристика ассортимента, реализуемого в розничной торговой сети

Для выполнения практической части своей курсовой работы я использовала образы, купленные мной в магазине «Продтовары».

Сравнительная  характеристика ассортимента, реализуемого в магазине «Продтовары» на примере зефира.

Ассортимент представляет собой совокупность разновидностей товаров, сгруппированных по определенным признакам. Различают производственный и торговый ассортимент.[19]

Под производственным ассортиментом понимают совокупность товаров, выпускаемых отдельными предприятиями, объединениями, отраслями промышленности или сельского хозяйства.

Торговый ассортимент в отличие от производственного более широкий, т.к. предназначается для удовлетворения постоянно растущего спроса населения.

Ассортиментный перечень изделий, реализуемых супермаркетом ОАО «Продтовары» представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Перечень изделий, реализуемых супермаркетом ОАО "Продтовары"

Изделие

упаковка/грамм

Производитель

Зефир «Чаровей» в белой глазури

1/90г

ОАО «Красный пищевик»

Зефир «Чаровей» декорированный шоколадом

1/90г

ОАО «Красный пищевик»

Зефир «Ванильный»

1/125г

ОАО «Красный пищевик»

Зефир «Звездный»

1/125

ОАО «Красный пищевик»

Зефир «Малиновый» с витаминами

1/125г

ОАО «Красный пищевик»

Зефир «Бело – розовый»

1/125г

ОАО «Красный пищевик»

Зефир «Хризантема»

весовой

ОАО «Красный пищевик»

Зефир со вкусом крем – брюле

весовой

ОАО «Красный пищевик»

Зефир «Конфетти»

весовой

ОАО «Красный пищевик»

Зефир «Звездный»

весовой

ОАО «Красный пищевик»

Зефир «Клюквенный»

весовой

ОАО «Красный пищевик»

Зефир «Клубничка» в белой глазури

весовой

ОАО «Красный пищевик»

Зефир «Хризантема»

весовой

ОАО «Красный пищевик»

Набор зефира «Благодарю…»

1/365г

ОАО «Красный пищевик»

Зефир в кокосовой стружке «Жасмин»

1/350г

ОАО «Красный пищевик»

Набор зефира «Мелодия любви»

1/600г

ОАО «Красный пищевик»

Зефир в шоколаде

1/350г

ОАО «Красный пищевик»

Зефир бело – розовый «Донна Роза»

1/120г

ОАО «Конфа», Молодечно

Зефир ванильный «Донна Анна»

1/120г

ОАО «Конфа», Молодечно

Зефир ванильный «Экстра»

1/265г

ЗАО «Пезенская кондитерская фабрика»

Зефир ванильный в шоколаде «Дон Жуан»

1/90г

ОАО «Конфа», Молодечно

Зефир «Новый» с ароматом ванили

1/160г

ОАО «Ударница»


  Как можно увидеть по данным таблицы, в супермаркете ОАО «Продтовары» ассортимент зефира представлен достаточно полно, так как  в продаже имеется как весовая, так и фасованная продукция; фасованная продукция различной массы; а также обширный выбор зефира по вкусу: в шоколаде, крем- брюле, ванильный и т.д.

3.2 Потребительские свойства зефира на примере образцов.

При проведении экспертизы качества товара эксперт должен для себя определить круг решаемых при этом задач и теми методами, методологическими подходами, которыми он владеет.

Объект исследований № 1 - Зефир «Новый» – производитель ОАО «Ударница», Адрес Россия, 119049, Москва, ул. Шаболовка, 13. Масса нетто 160 г.Срокгодности 4 месяца. Хранить при температуре (18±3) С и относительной влажности воздуха не более 75 %. Упаковка – шесть склееных изделий уложены в лист (лоток из полимерного материала) и упакованы втрехшовный пакет типа «Flow-pack» («флоу-пак»). Основная информация нанесена на упаковку, хорошо читаема. Дата производства 20.11.20. товар Годен до 20.02.21 при соблюдении условий хранения.

Объект исследований № 2 - Зефир «Экстра» в кондитерской глазури с ароматом ванили ТУ 9128-001-66080644-11–изготовитель: ЗАО «Пензеская кондитерская фабрика». Адрес: Россия,440034, г. Пеза, ул. Калинина, д.112а. Масса нетто 265 г. Срок годности 4 месяца. Условия хранения: температура (18±3) С, относительная влажность воздуха не более 75%. Хранить вдали от обладающих специфическим запахом продуктов, не допуская воздействия прямого солнечного света. Упаковка – шесть изделий уложены в коррекс (лоток из полимерного материала) и упакованы в трехшовный пакет типа «Flow-pack» («флоу-пак»). Основная информация нанесена на этикетку, приклееную на упаковку, хорошо читаема. Дата производства 10.12.19.

Проведение экспертизы качества кондитерских изделий, к которым и относится зефир, основано на изучении органолептических и физико-химических показателей качества, а также показателей безопасности. В Российской Федерации на сегодня основным документом, определяющим качество зефира, служит "ГОСТ 6441-2014 - Изделия кондитерские пастильные. Общие технические условия."

Для сравнения образцов зефира был использован

Рассмотрим Образец №1 в таблице 3.

Таблица 3.

Образец № 1

Наименование  продукта

Зефир «Новый»  с ароматом ванили

Наименоваие и местонахождение изготовителя

ОАО «Ударница», Россия, 119049, Москва, ул. Шаболовка, 13

Масса нетто

160 г

Товарный  знак изготовителя( при наличии)

присутствует

Состав  продукта

Сахар-песок,патока,пюре яблочное,сок коцентрированный яблочный( не менее 14% в пересчете на неконцентрированный сок, пудра сахарная, желеобразователь-пектин, белок яичный сухой, регуляторы кислотности:цитрат калия, сульфаты натрия, кислота винная,кислота яблочная,идентичный натуральному ароматизатор

Пищевая ценность

В 100 г.: белков-1,0 г

Углеводов-79,0 г

Органических  кислот-321

Энергетическая  ценность-321 ккал

Условия хранения

Температура (15- 25)С и относительная влажность воздуха не более 70%. Не подвергать воздействию солнечного света и резкому перепаду температур.

Срок  годности

4 месяца

Обозначение документа

ТУ-9128-008-00340670-09


Органолептические показатели первого образца приведены в таблице № 4

Таблица 4.

Органолептические показатели первого образца

Наименование  показателя

Характеристика зефира

Вкус  и запах

Свойственные  данному наименованию изделия, с  учетом вкусовых добавок, без постороннего привкуса и запаха.

Цвет

Равномерный, сероватый

Консистенция

Слегка затяжистая

Структура

Свойственная  данному наименованию изделия, равномерная, мелкопористая.

Форма

Свойственная  данному наименованию изделия

Поверхность

Свойственная  данному наименованию изделия, без  грубого затвердевения на боковых гранях и выделения сиропа.

Рассмотрим Образец №2 в таблице 5.

Таблица 5.

Образец № 2

Наименование  продукта

Зефир ванильный « Экстра»

Наименоваие и местонахождение изготовителя

ЗАО «  Пензеская кондитерская фабрика», Россия,440034, г. Пеза, ул. Калинина, д.112а

Масса нетто

265 г

Товарный  знак изготовителя( при наличии)

присутствует

Состав  продукта

Сахар, патока, пюре фруктовое, желирующий агент-пектин, белок сухой яичный, регуляторы кислотности  кислота молочная, лактат натрия, кислота  лимонная, ароматизатор идентичный натуральному «Ваниль»

Пищевая ценность

В 100 г : белков-0,7г

Жиров- 0,1г

Углеводов-81,5г

Энергетическая  ценность- 313 ккал 

Условия хранения

Температура (15- 25)С и относительная влажность  воздуха не более 70%. Не подвергать воздействию  солнечного света и резкому перепаду температур.

Срок  годности

6 месяцев

Обозначение документа

ТУ-9128-003-59727039

Органолептические показатели второго образца приведены в таблице № 6

Таблица 5.

Органолептические показатели второго образца

Наименование  показателя

Характеристика зефира

Вкус  и запах

Свойственные  данному наименованию изделия, с  учетом вкусовых добавок, без постороннего привкуса и запаха.

Цвет

Свойственный  данному наименованию изделия, равномерный.

Консистенция

Мягкая, легко  поддающаяся разламыванию.

Структура

Свойственная  данному наименованию изделия, равномерная, мелкопористая.

Форма

Свойственная  данному наименованию изделия

Поверхность

Свойственная  данному наименованию изделия, без  грубого затвердевения на боковых  гранях и выделения сиропа.


При проведении нами экспертизы по установлению соответствия качества зефира 2 наименований, установлено следующее:

- нами были проверены все упаковки на наличие повреждений, произведен анализ информации о товаре, представленной производителем и установлено, что вся анализируемая продукция по части маркировки соответствует Техническому регламенту Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки», вступившему в силу с 1 июля 2018 года. Определено, что при производстве анализируемых наименований зефира изготовитель не использовал генно-модифицированные организмы, содержание в пищевойпродукции 0,9 процентов и менее. При маркировке такой пищевой продукции сведения о наличии ГМО не указывается. Упаковка зефира без повреждений, маркировка хорошо читаема;

- органолептические показатели качества в соответствии с требованиями нормативно-технической документации на зефир мы определяли путем контроля объединенной пробы изделий. Определено, что поверхность зефира была сухой, с нежной тонкокристаллической корочкой, без грубого затвердевания на боковых гранях и выделения сиропа. Незначительное просвечивание на нижней стороне присутствовало. Поверхность зефира соответствует требованиям ГОСТ 6441-2014,.

Консистенция всех наименований зефира затяжистая, цвет равномерный, структура - равномерная, мелкопористая, без раковин; вкус и запах ясно выраженные, свойственные наименованию введенных добавок.

Объекты исследований имели массовую долю влаги в пределах норматива, установленного ГОСТ 6441-2014.

Показатели плотности и массы нетто упаковочной единицы у всех исследованных образцов были в пределах нормы.

Выводы:

Из всего вышеизложенного следует заключить, что зефир хранился в чистом, сухом, хорошо вентилируемом складе, не зараженном вредителями хлебных запасов при температуре - (18±3)°С и относительной влажности воздуха - не более75%. Он не подвергался воздействию прямого солнечного света и не хранился совместно с продуктами, обладающими специфическим запахом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предприятия обращают недостаточно внимания на работу с существующими товарами и концентрируют свои усилия на создании новинок. Другие наоборот направляют свои усилия на работу с существующими товарами в ущерб созданию достаточного количества новых изделий с расчетом на будущее. Нужно уметь сбалансировать эти две крайности из - за быстрых перемен во вкусах потребителей, технологии и состоянии конкуренции. Товаропроизводители не могут полагаться только на существующие ныне товары. Потребитель ждет новых товаров и усовершенствованных изделий, а конкуренты прилагают максимум усилий, чтобы обеспечить его этими товарами. Поэтому у каждой фирмы должна быть своя программа разработки новых товаров. Таким образом, фирме производителю необходимо постоянно предвидеть, когда вывести на рынок новые разработки и снять с производства устаревшие товары. Способность руководителей фирмы предугадывать и прогнозировать будущее делает предприятие прибыльным и успешным.