Файл: Факторы влияющие на качество и конкурентоспособность продовольственных товаров (на примере пастильных изделей).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общее понятие конкурентоспособности товара
1.1 Конкурентноспособность товаров
1.2 Качество товара как важнейший фактор повышения конкурентоспособности
1.3 Маркетинговая, коммерческая составляющие, патентная чистота товара
Глава 2. Теоретический аспект качества товара
2.1 Факторы влияющие на качество товаров
2.2 Факторы, влияющие на конкурентность товаров
3.1 Сравнительная характеристика ассортимента, реализуемого в розничной торговой сети
3.2 Потребительские свойства зефира на примере образцов.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых адекватных условиям конкуренции инструментов управления как конкурентоспособностью производимых товаров и услуг, так и конкурентоспособностью предприятия. Одной из причин постоянного усиления конкуренции является динамизм и мобильность предпочтений потребителей в отношении потребляемых ими товаров и услуг.
Рыночная экономика предъявляет жесткие требования к хозяйственно-экономической и финансовой деятельности предприятий. Для обеспечения стабильности и экономического роста предприятиям необходимо производить конкурентоспособную продукцию. Управление предприятием в условиях рынка сводится, по существу, к оценке и анализу факторов, повышающих или понижающих его конкурентоспособность, выбору и реализации соответствующей стратегии и тактики для достижения той или иной намеченной цели.
Современные системы, формы и методы менеджмента качества ориентированы на обеспечение конкурентоспособности производимой предприятием продукции путем повышения ее качества и снижения затрат на производство, хранение, транспортирование, эксплуатацию и т. д. Основным элементом и условием развития рыночных отношений является конкуренция.[1]
С усилением конкуренции на рынке проблемы обострились, что потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров.
В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
В практике товароведения предприятия все более широкое внимание уделяется конкурентоспособности продаваемой продукции, производимых работ или услуг предприятия. Происходит акцентирование внимание на таких характеристиках как место продукции на рынке, ее особые преимущества, способности удовлетворять требованиям рынка, качество обслуживания и многие другие факторы.
В условиях роста конкуренции изучение и оценка конкурентоспособности продукции и предприятия становится самым актуальным вопросом.
Целью данной курсовой работы является анализ конкурентоспособности предприятия и ее взаимосвязь с качеством товара на примере пастильных изделий.
Для достижения поставленной цели в рамках данной работы требуется решить следующие задачи.
Проанализировать теоретические основы повышения конкурентоспособности предприятия;
Рассмотреть методологию оценки конкурентоспособности;
Провести анализ деятельности и конкурентоспособности предприятия.
Рассмотреть продукцию пастильных изделий
Объектом исследования в данной работе являются образцы пастильных изделий.
Предметом исследования выступает качество и конкурентоспособность исследуемых образцов на рынке.
Теоретической основой исследования послужили работы зарубежных и отечественных специалистов, посвященных вопросам конкурентоспособности и повышения качества товаров. Проблемы повышения конкурентоспособности сложны и многогранны.
Глава 1. Общее понятие конкурентоспособности товара
1.1 Конкурентноспособность товаров
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для производителя, является конкурентоспособность его продукции.[2]
Конкурентоспособность товаров зависит от ряда факторов, в связи с чем, понятие конкурентоспособность достаточно емкое. Конкурентоспособность рассматривают, как способность товаров быть проданными. Чтобы удовлетворить различные потребности покупатель приобретает товары, качество и потребительские свойства товаров которых и способны удовлетворить эту потребность. Поэтому конкурентоспособность товаров можно считать и рядом качеств, обеспечивающих преимущества товару на рынке и содействующих его успешному сбыту.[3]
При сравнении групповых потребительских свойств и факторе в конкурентоспособности проведем аналогию (см. табл.1.приложение 1).
Таблица 1.
Сравнение потребительских свойств и конкурентоспособности
Групповые потребительские свойства |
Факторы конкурентоспособности |
Социальные |
Престижность |
Функциональные |
Технические параметры |
Эргономические |
Сервисные возможности |
Надежность |
Имидж фирмы |
Безопасность |
Имидж фирмы |
Эстетические |
Дизайн |
Послепродажное время |
|
Цена покупки и потребления |
Рассматривая конкурентоспособность в данном аспекте, можно сказать о том, что конкурентоспособность это более товароведное понятие чем какой - либо другой науки.
В этой связи и по причине того, какое значение принимает конкурентоспособность на этапе становления цивилизованного рынка и по тому, как оно связано с потребительскими свойствами данное понятие можно рассматривать, как новое потребительское свойство с конкретными показателями, которые характеризуют, товары со всех точек зрения.
Конкурентоспособность можно рассматривать и как комплексное свойство, характеризующее способность товара обладать определенной предпочтительностью для потребления с различных точек зрения, как социальных, функциональных, так и экономических. Таким образом "конкурентоспособность" - совокупность только конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для покупателя. Конкурентоспособность товара - степень его притягательности для потребителя. Это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке.[4]
Конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.
Конкурентоспособность товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара - конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность какого - либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.
Конкурентоспособность товара - комплекс потребительских стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарам: других отечественных и зарубежных предприятий[5].
Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют существенный интерес для покупателя, поэтому она слагается из таких показателей как качество продукции, маркетинг и коммерческая деятельность, цена товара, имидж товара и престижность фирмы.
Существует много факторов, определяющих конкурентоспособность товара. Современному предпринимателю, чтобы выжить и процветать, необходимо постоянно следить за поставщиками, потребителями и другими силами, определяющими конкуренцию.
Для того чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара.[6]
Технические параметры включают:
- параметры назначения — свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять (например, пушно-меховое производство, перевозка грузов, обработка сельхозпродукции);
- эргономические параметры, характеризующие, соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения различных операций (трудовых, отдыха);
- конструктивные параметры, отражающие конструктивно технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т. п.);
- эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (цвет, мода, стиль).
Нормативные параметры. Они характеризуют, свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.[7]
Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты.
1.2 Качество товара как важнейший фактор повышения конкурентоспособности
Конкурентоспособность товара, прежде всего, определяется его качеством. Качество - критерий оценки товара, объединяющий комплекс требований к нему. Понятие "качество" рассматривается как совокупность свойств, обуславливающих пригодность изделия (продукции) удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением в определенных условиях эксплуатации. Качество является первоочередным фактором при определении цены. В зависимости от уровня качества изготовитель устанавливает стоимость товара.
Конкурентоспособность любого товара определяется совокупностью только тех его свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие параметры, выходящие за указанные рамки, при оценке учитываться не должны.
Для оценки конкурентоспособности вводится понятие интегрального показателя качества, под которым понимается отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление). Однако параметры продукции, отражающие ее эффект для изготовителя, часто не представляют интереса для потребителя. Например, если при тех же эксплуатационных характеристиках и затратах на потребление изготовителю удалось снизить энергоемкость и трудоемкость производства изделия, то его качество, с точки зрения общего эффекта для экономики, возрастет, но привлекательность с точки зрения потребителя не повысится, поскольку полезные для него параметры не изменились (если, конечно, за счет экономии производственных затрат не будет снижена продажная цена).[8]
Различие в оценке качества и конкурентоспособности связано также с тем, что с точки зрения качества сравнению подлежат лишь однородные товары. В этом случае группы изделий классифицируются по показателям, характеризующим не только основные, области их применения, но и ряд конструктивных и технологических особенностей, что еще больше сужает рамки классификации. С позиций же оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, поскольку они представляют собой только различные способы удовлетворения одной и той же потребности.
Тем не менее, между понятиями «качество» и «конкурентоспособность» существует прямая связь. Оба понятия служат для оценки результатов конкретного труда, его общественной полезности. Общим для них является и то, что они определяются через совокупность свойств товара. Оба показателя представляют собой динамические характеристики, которые изменяются с развитием общественных потребностей и научно-технического прогресса, наиболее рациональному использованию, не предоставляется необходимая техническая документация.
Категория качества в системе маркетинга рассматривается как одна из главных составных частей стратегии овладения рынком, повышения уровня обслуживания и обеспечения конкурентоспособности. Повышение качества - основной источник увеличения потребительной ценности, «полезности» материальных благ и услуг, а соответственно и роста прибыли.[9]