Файл: Тема Управление активами высокотехнологичных компаний с использованием цифровых двойников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В международных стандартах оценки предусмотрен широкий ряд методов оценки в связи с большим кругом подлежащих ей объектов нематериальных активов.

Объекты оценки нематериальных активов напрямую связаны с ее методами и требуют пересмотра с целью унификации на всех уровнях отечественного законодательства.

В работах4, сравнивая международные и отечественные нормативные документы по экспертной и бухгалтерской оценки нематериальных активов, установлены различные подходы к выделению объектов нематериальных активов, что приводит к сложностям и недоразумениям в использовании методов оценки нематериальных активов5.

Имея объект нематериального актива, на изначальном этапе необходимо вычесть из персоначальной стоимости расчетную стоимость вещи или материальньного носителя данного актива.

Данный алгоритм необходим для расчета и адльнейшей компенсации затрат, потраченных на физических носитетель для нематериального актива, который будет призначаться интелектуальной собственностью. С точки зрения бухглатерского учета, для более точной интерпретации, можно обозначить, что нематериальные активы будут оражаться в первом разделе бухгалтерского баланса «Внеоборотные активы» по строке 1110 «Нематериальные активы».

Материальный же носитель данного актива будет попадать в строку 1130 «Основные средства» и будет входить в стоимость основных средств либо же отражаться по строке 1210 «Запасы» 2 раздела актива баланса «Оборотные активы». Соотнесение стоимости материального носителя в основные средства либо же в запасы зависит от его справедливой стоимости, чистой стоимости продажи и от стоимости аналогичных ценностей.

При этом стоить учитывать, что расчетная стоимость материльного носителя для нематериального актива, не може быть выше первоначальной велиины нематериальных активов, отраженных в бухгалтерском балансе.

Выделение факторов формирования стоимости цифровых активов необходимо для выяснения их подчиненности, направленности действия и силы влияния на стоимость с целью принятия эффективных управленческих решений, ориентированных на повышение стоимости компаний в целом.

Переход на «цифру» влияет на установленные отношения с клиентами, а также на все инновационные бизнес-процессы, концентрируя внимание на потребностях клиента
6.

Для полноценного понимания стоимости цифровых платформ и факторы её определяющие, вначале обратимся к анализу понятия «цифровые активы».

В общем виде цифровые активы представляетю собой объекты в электронной форме, имеющие эконномическую ценность7.

Рассмотрим особенности цифровых активов:

- цифровой актив существует только в цифровом пространстве в виде двоичного кода;

- цифровой актив не может трансформироваться в материальный мир и существует только в информационной системе;

- цифровой актив имеет экономичсекую ценность и может принести автору прибыль;

- цифровые активы являются объектами сделок и объектами вложений инвестиций, осуществляемых в цифровом пространстве;

- цифровой актив является объектом гражданского права.

Становление цифровой экономики и активов происходило одновременно с развитием сетевой экономики.

Цифровые активы выступают как поставщики технологически-информационной структуры для клиентов. Когда начали развиваться цифровые платформы, то ожидалось, что они позволят уменьшить транзакционные расходы для участников платформы и создадут условия для масштабирования бизнеса.

Уменьшение трансакционных расходов обеспечивается за счет таких преимуществ, как мобильность, удобство, скорость, низкая стоимость обслуживания, визуализация.

Основой функционирования цифровых активов является распространение технологий, поэтому в структуре стоимости товара торговых предприятий, работающих на платформе, растет удельный вес нематериальных активов.

Цифровизация экономики и всей общественной жизни свидетельствует о качественно новых измерениях, которые возникли перед наукой и практикой в условиях Четвертой индустриальной революции.

Происходит трансформация бизнес-моделей предпринимательских структур, осуществляющих бизнес в цифровом пространстве. Кроме того, цифровизация трансформирует цепочку создания стоимости, стоимость создается в результате преобразования данных в «цифровой интеллект» и его монетизации в процессе коммерческого использования.

В результате в структуре стоимости цифровых платформ растет удельный вес нематериальных активов, интеллектуальной собственности. Результаты оценки цифровых платформ стали использоваться в бухгалтерском учете, маркетинге, управлении компанией.



Учитывая эти трансформации, актуальной проблемой является оценка стоимости цифровых активов как важного элемента ценности интеллектуальной собственности компании.

Товарным знаком является только знак (или любое соединение знаков), юридически защищаемое и способное отличать товары или услуги одной компании от других.

Цифровая платформа как технологическое явление цифровых активов определяется прежде всего через технологические характеристики этого явления, в то время как нас интересуют правовые признаки цифровых платформ, поскольку цифровые платформы представляют собой организационную макроединицу в современной цифровой среде (условное место формирования отношений с использованием сети Интернет), внутри которой образуется особый режим взаимодействия – экосистема, претендующая на самостоятельный правовой статус и соответственно режим правового регулирования 8.

Следует заметить, что цифровая платформа отличается от других программных продуктов тем, что ее дизайн ориентирован на принципиально более широкий спектр услуг. В тех сферах потребления, где возможно создать единое информационное пространство, а сама услуга (или товар) унифицированы, конкурировать с цифровыми платформами и структурами, построенными по сетевому принципу, очень сложно.

Все, что не базируется на сложной технологии, более выгодно организовывать на основе платформ.

С точки зрения права цифровую платформу следует определить как программные или программно-технические средства, которые обеспечивают доступ третьих лиц к цифровой среде, в которой происходит взаимодействие и другая деятельность таких лиц, осуществляется разработка программного обеспечения.

Конструирование этого определения содержит и технологические, и юридические характеристики, не имеющие ограничений по видам деятельности, которые могут осуществляться через платформу, чем подчеркивается момент предоставления услуг, работ и продажа товаров через платформу.

Приведенное определение термина «цифровая платформа» обусловлено целями и задачами деятельности платформ – создание ими ценности для всех пользователей платформы, обслуживании связей между ее пользователями и содействие обмену информацией, ценностями, продуктами, услугами, работами9.

С созданием ценности для пользователей тесно связана монетизация деятельности цифровых платформ, основанная на отчуждении части созданной для пользователей ценности. Модели монетизации могут быть разными и предусматривать абонентскую плату, комиссионные платежи или оплату дополнительных услуг, предоставляемых наряду с основными и т.п.


Рост коммерческих цифровых платформ происходит большими темпами, несколько медленнее возникают и развиваются государственные цифровые платформы, направленные на обеспечение потребностей граждан и органов государственной власти.

В зависимости от вида (частная или публичная) цифровые платформы имеют отличия в правовом регулировании.

Для цифровых платформ, основанных частным бизнесом, характерна коммерческая модель правовой Регламентации. Цифровые платформы, создаваемые государством в целях выполнения своих функций, регулируются на основе централизованной модели правового регулировки.

Можно выделить следующие определения цифро­вой платформы.

В общем виде цифровая платформа представляет собой прогрессивно-инновационные преобразованиия бизес-моделей с ипользованием цифровизации для увеличиения объемов рынка и роста конкурентоспособности насыщающих этот рынок компаний.

Определение цифровой платформы в смвоих начных трудах рассматривали Д.Паркер и С. Чаудари, которые интерпретировалицифровую плтформу как объект, обеспечивающий синтез между производителями и потребителями на взаимовыгодных условиях. В основе цифровой платформы лежит открытая свободная инфрастуктура, наполненнмя участниками10.

Б.М. Глазков рассматривал цифровую платформу с другой точки зрения – как систему взаимовыгодных отношений, в основе которых лежат алгоритмы, объединяющие группы участников определенной отрасли или сферы деятельности, существующие в единой информационной среде, применяющие цифровые технологии11.

Рассмотрим классификацию цифровых платформ по масшта­бам:

- глобальная система цифровых платформ ИКТ (PayPall, Facebook, Instagram);

- региональная система цифровых платформ ИКТ (Yandex Taxi, «Одноклассники», ГЛОНАСС);

- национальная система цифровых платформ ИКТ (Qiwi, «Мир»).

Жизненный цикл цифровых платформ ИКТ включает в себя три фазы.

Первая фаза – это фаза запуска. Она характеризуется определением качества и ликивдности выбранной цифровой платформы. На этом этапе также оценивается степень доверия потребителей и учатстников к выбранной платформе.

Вторая фаза – это фара роста. Характеризуется определением управления и алгоритма взаимодействий на выбранной платформе.

Третья фаза – фаза зрелости. На этом этапе характерно развитие конкурентоспособноси ТКТ за счет моддернизаций сервиса.


Коммерческая платформа создается правовым актом частной компании, ее учредителем. Основатель самостоятельно решает основные вопросы функционирования платформы:

- порядок управления;

- ее функции;

- статус участников (пользователей), которые ею пользуются;

- порядок обмена данными.

Деятельность платформы осуществляется на основе актов учредителя, к которым присоединяются все остальные участники, намеренные использовать платформу.

Обычно такими актами являются:

- Политика конфиденциальности;

- Условия использования и правовая информация;

- Соглашение о предоставлении дополнительных услуг;

- Договор о предоставлении транзакционных услуг.

Указанные документы разрабатываются с учетом национального законодательства компании – учредителя платформы, дополнительно могут учитываться предписания международных договоров, участником которых является государство, резидентом которого является компания-учредитель.

Управление платформой осуществляет компания-основатель или его дочерняя компания (оператор платформы). Примерами коммерческих цифровых платформ являются Amazon, eBay, Uber, Google, AliExpress, Facebook и т.д. Государственные (публичные) цифровые платформы, в отличие от частных, учреждаются государством в лице ее государственных органов. Функционирование такой платформы определяется нормативно-правовым актом государства соответствующего уровня, в котором устанавливаются порядок деятельности и управления, определяются участники платформы, цель и задачи. Управление цифровой платформой осуществляет уполномоченный государственный орган (оператор платформы). Деятельность государственной цифровой платформы ограничена территорией государства.

Государственная цифровая платформа не имеет цели получения прибыли, в отличие от частных, поскольку создается государством с целью повышения эффективности предоставления государственных услуг за счет цифровизации взаимодействия с их потребителями.

Именно поэтому монетизация деятельности платформы здесь отсутствует.

Особенностью функционирования государственных цифровых платформ является отсутствие других платформ, конкурирующих в определенной сфере, что объясняется неуместностью создания государством нескольких платформ в государственном управлении.

Таким образом, цифровые активы превращаются в самостоятельный фактор формирования богатства и стоимости