Файл: Актуальность темы дипломной работы обоснована необходимостью изучения проблем развития и функционирования системы профессиональной подготовки кадров овд.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
В период формирования институтов гражданского общества, правового демократического государства, современной правовой системы, реализации курса на неукоснительное обеспечение прав и свобод граждан одним из важнейших приоритетов деятельности МВД России является создание высокопрофессионального кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи, поставленные перед органами внутренних дел обществом и государством.
Практика последних лет продемонстрировала ряд серьезных организационных проблем в системе управления подготовкой кадров в ОВД, препятствующих выполнению возложенных на нее задач по непрерывному воспроизводству необходимого количества специалистов органов внутренних дел с требуемым набором квалификационных характеристик, соответствующих вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства.
Актуальность темы дипломной работы обоснована необходимостью изучения проблем развития и функционирования системы профессиональной подготовки кадров ОВД; совершенствования ее организационных основ, повышения качества нормативно-правового обеспечения; формирования комплекса научно-методических рекомендаций по совершенствованию современной системы профессиональной подготовки кадров в интересах повышения эффективности правоохранительной деятельности, выполнению задач непрерывного удовлетворения государственных потребностей в квалифицированных специалистах ОВД различного уровня и профиля подготовки, способных решать профессиональные проблемы, адекватные новым условиям правоохранительной практики.
Цель работы заключается в разработке концепции совершенствования организационных и правовых основ системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел, включающей в себя уточненные стратегические и оперативные цели и задачи ее дальнейшего развития, предложения и рекомендации по оптимизации форм и методов деятельности в данной сфере, ресурсного обеспечения (информационного, кадрового, материально-технического и финансового), оценки эффективности, контроля и надзора, а также правового обеспечения системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел.
На достижение данной цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
- выявить и выделить исторические особенности формирования и развития системы профессиональной подготовки кадров ОВД в России;
- исследовать сущность и содержание системы профессиональной подготовки кадров ОВД;
- обосновать основные методологические подходы к оптимизации системы профессиональной подготовки кадров ОВД;
- проанализировать и выявить проблемы организации системы профессиональной подготовки кадров ОВД в современных условиях;
- определить основные направления совершенствования правового обеспечения профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел;
- обосновать теоретические выводы.
Объектом исследования является система подготовки кадров ОВД, представляющая собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных функциональных и структурных подсистем (ранняя профессиональная ориентация молодежи на службу в ОВД, специальное профессиональное обучение впервые принятых на службу сотрудников ОВД, подготовка специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием в учебных заведениях, дополнительное профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, служебно-боевая подготовка непосредственно в органах и подразделениях внутренних дел), а также складывающихся в данной области отношений, процессов, институтов.
Предметом исследования выступают теоретико-методологические, организационные и правовые вопросы формирования и развития современной системы профессиональной подготовки кадров ОВД, ориентированной на непрерывное воспроизводство необходимого количества специалистов с требуемым набором квалификационных характеристик и профилем подготовки, способных эффективно решать правоохранительные задачи, поставленные перед Министерством внутренних дел Российской Федерации обществом и государством.
Научная новизна дипломной работы заключается в раскрытии устойчивых тенденций в развитии и функционировании системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел, а также выработке на этой основе базовых направлений, средств, методов, технологий оптимизации ее организационных и правовых основ.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы непосредственно связана с элементами ее научной новизны. Сформулированные теоретические положения и практические выводы способствуют пересмотру имеющихся в современной науке представлений о системе профессиональной подготовки кадров ОВД, о роли этой структуры в реализации государственной кадровой политики по формированию качественного профессионального ядра кадров особого вида правоохранительной службы Российской Федерации. Они могут быть использованы в дальнейшей разработке направлений, методов и организационно-правовых средств повышения эффективности деятельности системы профессиональной подготовки кадров ОВД, а также совершенствовании методик оценки эффективности ее деятельности.
Проблемы профессиональной подготовки кадров в сфере внутренних дел, в силу своей особой значимости, как в теоретическом, так и в прикладном аспекте анализировались в работах такихизвестных исследователей как Александрова Д. А., Будило И. В., Горбатенко Г. В.,Ежевского Д. О., Ефимкина С. В., Жевлаковича С. С., Закатова В. В., Колонтаевской И. Ф.,Марданова Д. Р. и др.
Вместе с тем, несмотря на многосторонность подходов к изучению данного явления, целостной, методологически и теоретически выверенной концепции совершенствования системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел в новых социально-экономических условиях не сложилось. Этим продиктована необходимость подготовки настоящей дипломной работы, призванной восполнить пробелы в данной сфере научных исследований.
Методологическую базу и методы данной работы образует система принятых в юридической науке принципов познания социальной реальности и социально-правовых институтов в их историческом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности с точки зрения теории и практики, истории и современности.
С учетом целей и задач дипломной работы сформулирована логика и последовательность изложения материала, определена структура работы, которая состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы.
1. Теоретические и методологические основы исследования системы подготовки кадров органов внутренних дел
1.1. Исторические предпосылки появления и развития системы подготовки кадров внутренних дел в России
Государство не может существовать без отдельно выделенного учреждения, основной функцией которого является обеспечение общественного порядка. Так, для сохранения общественной безопасности, была создана структура являющаяся родоначальником правоохранительной системы.
Формирование правоохранительной системы стоит отнести к периоду начала XIX века, но отдельные подразделения, отвечающие за сохранение общественного порядка, были созданы задолго до данного периода.
Так, одним из звеньев, работники которого охраняли порядок были воины-дружинники, функционирование которых относят к периоду существования Древнерусского (Киевского) государства (IX-XII вв.).
Звание, которым обладали воины-дружинники, передавалось по наследству, а для его сохранения сыновья воинов должны были пройти соответствующую подготовку к вступлению в ряды охранников общественного порядка.
Стоит отметить, что первоначально внимание акцентировалось на формировании нравственных качеств будущего защитника общественного порядка. Он должен был сохранять уравновешенный настрой, обладать системой жизненных принципов и норм, а уже далее подготовка предполагала формирование физических качеств.
Формированию нравственных принципов способствовало чтение библейских рассказов, содержащих определенный свод правил и норм, которых должны придерживаться дружинники при выполнении своих служебных обязанностей1.
По причине усложнения структуры общественного строя возникла необходимость создания системы государственных органов, выполняющих функции обеспечения безопасности в обществе.
В середине XVI в. полицейские функции возлагались на губные избы, во главе которых стояли губные старосты. Для кандидата на данную должность необходимо было, чтобы он «грамоте был горазд, и душою прям, и животом прожиточен». На свою должность губные старосты избирались всеми людьми уезда исключительно из грамотных дворян и боярских детей.
Еще до образования при Петре I постоянных, специализированных органов охраны общественного порядка была создана массовая, регулярная армия, в которой существовала система профессиональной подготовка офицеров.
Свое начало полиция берет с 1715 г. – с образования полицмейстерской канцелярии. Чиновники с разных ведомств стремились попасть в эту канцелярию для прохождения своей службы по ведению переписки с другими учреждениями, подготовке различных распоряжений, выдаче разрешений и др. В распоряжение Генерал-полицмейстера для выполнения полицейских задач были переданы из частей расквартированные в столице солдаты, офицеры и унтер-офицеры.
Подобная практика существовала и в других городах, где была создана должность полицмейстера. Те военнослужащие, которые привлекались к службе в полиции, сохраняли свои звания, форму полка, в котором служили и из казны которого на постоянной основе получали денежное жалование.
В дальнейшем все военнослужащие были зачислены в постоянный штат полиции и обзавелись специальной формой, отличавшей их от военных офицеров. Все вопросы по поводу условий их службы, жалования и взаимодействия с населением решались на уровне полицмейстерской канцелярии. «Военное происхождение» полиции в России предопределило те методы и принципы, которыми в дальнейшем пользовались при формировании кадрового состава2.
Офицеры, которые вышли в отставку, часто становились частными приставами, надзирателями и полицмейстерами, не имея при этом специальной подготовки, они занимали руководящие должности, а в их подчинение переходили бывшие солдаты, которые становились рядовыми полицейскими. Кроме юридических наук, которые изучались военными в кадетских корпусах, никакой научной подготовки данные сотрудники не имели.
Вплоть до начала XIX века формирование полицейских бывшими военнослужащими было неизбежным явлением, при этом офицеры составляли большую часть всех государственных служащих.
Только в период реорганизации органов городской и сельской полиции при Екатерине II впервые были подняты вопросы о необходимости воспитания моральных и деловых качеств у сотрудников правопорядка.
В 1766 г. был создан «Наказ Главной полиции», который гласил, что только представители знатных фамилий, не имеющие недостатков, имели право служить в рядах полицейских.
Требования, которым должны были соответствовать сотрудники полиции, также были подробно описаны в «Уставе благочиния или полицейском», выпущенном в 1782 г.