Файл: Актуальность темы дипломной работы обоснована необходимостью изучения проблем развития и функционирования системы профессиональной подготовки кадров овд.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Второй тип источников – «внутренние», в число которых входили выпускники высших и средних специальных учебных заведений МВД; сотрудники, переведенные из вышестоящих, нижестоящих, параллельных органов и подразделений МВД, а также из собственного органа в порядке самовыдвижения)72.
Помимо выпускников вузов и ссузов МВД, заполнять вакантные должности, исходя из внутренних ресурсов органов милиции, предполагалось людьми, которые после переводов оставят за собой точно такие же вакантные должности. Вместе с тем, практика перевода «из вышестоящих» и «параллельных» органов заведомо не могла дать положительного результата в силу понятных причин.
Тенденция системы подготовки кадров органов МВД, намеченная еще в 1970-е гг., продолжила свою направленность и в 1980-е гг., претерпев лишь некоторые изменения, связанные с общественно-политическими преобразованиями, происходившими в стране. Также была увеличена численность высших учебных заведений, осуществлявших подготовку милицейских сотрудников, – в г. Тюмень, г. Уфе, г. Саратове, г. Свердловске. Было также увеличено количество мест для поступления.
В целях увеличения пропускной способности Академии МВД СССР срок обучения в 1980 г. в ней был сокращен с 3-х до 2-х лет. Однако инспекторская проверка, проведенная в Академии в 1983 г., сделала вывод о нерациональности подготовки ее слушателей, что, по мнению ряда авторов, было сделано с целью дискредитации работы С.М. Крылова. Вследствие таких выводов последовали разрушительные решения, существенно подорвавшие уже ставшую привычной систему подготовки и обучения слушателей Академии. Это проявилось в уменьшении числа кафедр, сократилось штатная численность научно-педагогического аппарата, что закономерно снизило возможности осуществления профессиональной подготовки.
Последствия таких неразумных решения попытались устранить посредством открытия Высших курсов подготовки специалистов для штатов уголовного розыска, который открылись в 1983 г. в г. Ленинград, в 1984 г. – в г. Харьков и г. Саратов, в 1985 г. – в г. Свердловск и г. Пермь. Срок такового курсового обучения составляли 11 месяцев. Курсы получили формат ускоренной подготовки, при которой предполагалось за короткий период обеспечить слушателей передовым опытом работы МВД, а также обеспечить специальной подготовкой лиц, уже получивших ранее высшее образование в гражданских вузах. Положительным моментом таких курсов можно считать возможность получения начальной профессиональной подготовки, а также возможности повысить квалификацию лицами, которые уже имели соответствующее профильное образование и опыт практической деятельности.
На повышение качества учебного процесса, реализуемых в учебных заведениях системы МВД, были направлены следующие акты, принятые в 1984 – 1985 гг.: «О состоянии и мерах по улучшению работы с кадрами руководителей городских и районных органов внутренних дел», «О состоянии и мерах по дальнейшему укреплению социалистической законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел», «О повышении эффективности использования достижений науки и техники в раскрытии и предупреждении преступлений», «О мерах по выполнению органами внутренних дел требований ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса»73.
В 1980-е гг. продолжился курс на информационно-техническое обеспечение образовательного процесса учебных организаций системы МВД. В учебные планы был внедрен курс «Основы информатики и вычислительной техники», вследствие чего слушатели уже получали возможность познавать теоретические и практические аспекты применения в работе компьютерную технику. Вследствие этого было утверждено Типовое положение об учебно-методических кабинетах кафедры (цикла) высших и средних специальных учебных заведений.
С начала 1980-х гг. производилось планирование развития системы подготовки кадров органов внутренних дел, рассчитывавшееся на 15 лет вперед (1981 – 1995 гг.), которое предполагало расширение численности учебных заведений, увеличения числа мест для поступления в уже действующих. Между тем, существовала потребность в дополнительных структурных подразделениях на местах, в задачи которых должна входить деятельность по координации профессиональной подготовки кадров. Такими структурными подразделениями стали инспектора по профессиональной подготовке, начавшие свою деятельность в 1983 г. Должность инспектора вводилась в каждом территориальном отделе, численность которых превышала 100 штатных единиц, в управлениях внутренних дел было задействовано сразу несколько инспекторов.
Следует заметить, что на первоначальном этапе формирование такого инспекторского штата проходило неэффективно, поскольку многие руководители милицейских органов не придавали большого значения этому вопросу, полагая, что не требуется особых знаний и квалификаций для ведения подобного рода инспекторской работы. Вследствие этого на этих должностях могли оказываться случайные, абсолютно непрофессиональные люди.
Согласно данным исследования М.А. Кожевиной, в инспекторском штате были задействованы 1500 человек, преобладающая часть из которых были молодые специалисты, 70% из которых имели практический опыт работы по профилю менее 3 месяцев и только 65% из них имели высшее образование. Вследствие этого предпринимались определенные попытки по улучшению качества профессиональной подготовки инспекторов, однако это не принесло весомых результатов вследствие произошедшей в 1985 г. «чистки» кадров74.
По итогам функционирования инспекторов по подготовке кадров был сделан вывод о их неэффективности, вследствие чего происходило и одновременное снижение качества подготовки милицейских кадров в целом. Лишь 79% принятых на работу новых сотрудников были задействованы в курсах начальной подготовки, из числа которых только 65% их успешно прошли. Остальные 35% прибывших на службу курсы первоначальной подготовки так и не прошли. В результате снижения возможностей курсов повышения профессиональной квалификации программа служебной подготовки не осваивалась в до́лжном объеме.
Как было подчеркнуто в итоговом отчете Управления учебных заведений и научно-исследовательских учреждений МВД СССР за 1986 г., «в Министерстве отсутствует эффективная система профотбора... Приемные комиссии допускают неправомерные отступления от нормативных требований. Отсутствует должная преемственность в подготовке кадров высшей и средней квалификации... Несовершенны условия приема на заочные отделения учебных заведений. В последнее время вызывает тревогу трудоустройство выпускников…, и т.д.»75.
В 1987 г. министр внутренних дел А.В. Власов акцентировал внимание на неэффективности реализуемой в органах кадровой политики, отмечая, что «имеются серьезные просчеты в кадровой работе, нарушения государственной и партийной дисциплины, низкий уровень профессионального образования и идейно-политического воспитания личного состава»76.
Фактически система профессиональной подготовки в последнее десятилетие «развитого социализма» на пути своего развития сталкивалась со множеством препятствий, негативно сказывавшихся на качестве и эффективности подготовки кадров МВД. Наполняемость кадрового аппарата была острой, в среде общественности престиж милицейской службы оставался на невысоком уровне. С одной стороны, росло количество выпускников, направляемых по завершению обучения на работу в органы милиции, с другой – освобождаемые выпускниками места следовало заполнять новыми слушателями.
Молодые люди не стремились обучаться и поступать на службу в милицейские органы, большинство стремилось по-иному использовать в свое благо возможности государственной системы образования и наиболее престижными в тот период считались другие сферы профессиональной деятельности. Во второй половине 1980-х гг. возникла ситуация, когда в учебных заведениях системы МВД исчезал конкурс, а конкурсные комиссии принимали заявления от всех желающих, подавших свои заявления на поступление. В сложившихся условиях происходило так, что профессиональные милиционеры, имеющие определенный стаж работы в органах, увольнялись, находя себя в других серах жизнедеятельности, а новоиспеченные выпускники вузов, получив высшее юридическое образование, также надолго не задерживались в органах.
Таким образом, к концу 1980-х гг. требовалось внесение каких-либо кардинальных изменений внутри самой системы, повышающих престиж службы в органах, модернизирующих систему профессиональной подготовки и применения новых подходов к управлению всей этой системой.
Коренные изменения в системе профессиональной подготовки сотрудников правоохранительной сферы произошли с распадом СССР. В 1990 г. в условиях социально-экономической и политической нестабильности общества система профессионального образования МВД столкнулась с определёнными трудностями, связанными с выбором наиболее оптимальных вариантов усовершенствования подготовки личного состава77.
По итогам проведенного ретроспективного анализа особенностей развития и функционирования системы подготовки кадров МВД СССР в период «развитого социализма» можно констатировать, что это период – самый насыщенный и отчасти передовой в части государственных преобразований этой системы. К началу 1960-х гг. существовало множество «наболевши» в послевоенные годы проблем, которые следовало разрешить. Это проявлялось в отсутствии престижа милицейской службы и даже в антимилицейских настроях в рядах общественности, в отсутствии системного подхода к вопросу профессиональной подготовки. Поэтому считаем, что образование в системе милицейского образования высшего звена и переход на общие с гражданскими вузами принципы подготовки кадров послужили объективными детерминантами в преодолении многих острых проблем.
Однозначно можно сказать, что сформированная к середине 1970-х гг. организационно-правовая база, регулировавшая порядок деятельности ведомственных вузов, просуществовала без существенных изменений вплоть до середины 1990-х гг., что свидетельствует о создании в СССР устойчивой системы высшего профессионального образования сотрудников ОВД, отвечавшей требованиям времени, общества и государства. Помимо этого, в период 1960 – 1980-х гг. был разработан большой массив научной и учебно-методической литературы, были внедрены различные организационные решения (в частности, введение института инспектирования профессиональной подготовки кадров), а также был запущен процесс технического оснащения процесса обучения.
Таким образом несмотря на то, что к концу 1980-х гг. оставалось еще много неразрешенных проблем и система профессиональной подготовки кадров еще требовала множества корректировок, все же была создана необходимая теоретическая и практическая основы, которые послужили хорошим подспорьем в дальнейших преобразованиях этой сферы управления.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно обозначить следующие выводы.
1. В дореволюционный период были заложены основы функционирования органов полиции, однако к начала ХХ в. отсутствовала четко выработанная концепция профессиональной подготовки кадров. К началу ХХ столетия сформировать четко структурированную и централизованную сеть специальных учебных заведений для обучения кадрового состава органов полиции, в силу объективных причин дореволюционного периода, не удалось. Более полноценная система профессионального образования, включившая как профессиональную подготовку, так и профессиональное обучение кадров для министерства внутренних дел, сформировалась лишь в советский период.
2. В послереволюционный период в практику были внедрены первые милицейские курсы. Акцент делался на том, что милицейские работники должны обладать рядом качеств, таких, как профессионализм, верность долгу, честность, исполнительность. В 1920-е гг. организация процесса обучения была на тот период еще слабо развитой, курс обучения составлял в среднем 2 недели – 2 месяца.
В сравнении с уровнем подготовки милицейского состава предшествующего десятилетия в 1930-е гг. сотрудники были гораздо более подготовленные уровне физической и боеспособной подготовке. Однако существовал некий «перекос» в сторону военной подготовки, который снижал потенциальные возможности повышения профессиональных компетенций служебной деятельности в борьбе с преступностью.
В 1930-1940-е гг. сотрудники милиции отличались хорошей физической и боевой подготовкой, однако уровень образования и профессиональной компетенции именно в области охраны правопорядка и борьбы с преступностью был еще слабым.
3. В послевоенные годы милицейский аппарат испытывал значительную нехватку кадров, в особенности квалифицированных кадров. Вплоть до конца 1950-х гг. существовала проблема повышения уровня образования сотрудников милиции, для чего открывались новые специализированные школы и училища, устанавливались обязательные требования к повышению уровня образования до определенного уровня. Однако в конечном итоге происходило существенное сокращение ассигнований на содержание милицейских органов и была поставлена цель упразднения МВД СССР.