Файл: Актуальность темы дипломной работы обоснована необходимостью изучения проблем развития и функционирования системы профессиональной подготовки кадров овд.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Каждый сотрудник полиции должен был иметь здравый рассудок, добрую волю, любить человека, быть верным в отношении службы императорскому величеству, быть усердным к совершению и охране добра, дорожить своей должностью и др.3.
В «Уставе» также сотрудники полиции предупреждались о наказании за получение взяток. Данный Устав рекомендовал повышать исправных сотрудников в звании и назначать их руководящие должности, тем самым служба в полиции приобретала перспективный характер и предполагала при исправном соблюдении положений Устава успешное продвижение по служебной лестнице.
В 1802 г. при помощи реализованной реформы государственного управления и создания Министерства внутренних дел стало возможно более эффективно управлять полицейскими учреждениями, реогранизовывать их, производить изменения, которые связаны с реформированием политической, социальной и экономических сфер общества.
Функции политических учреждений и сфера их компетенции при этом остались без изменений и регламентировались ранее утвержденными нормативными документами.
В структуре Министерства внутренних дел с 1880 г. происходят значительные изменения. Состав Министерства дополняется Департаментом полиции, представляющим собой центральный орган, работа которого заключается в управлении полицией и политическим сыском. Далее было произведено слияние с Судебным отделом Министерства внутренних дел.
Главная функция Департамента полиции заключалась в пресечении правонарушений, а также сохранении порядка в общественной жизни. Департаменту полиции напрямую подчинялись розыскные пункты, пожарные службы и др.
10(23)марта 1917 после утверждения постановления Временного правительства произошло упразднение Департамента полиции. Все функции были делегированы Временному управлению по делам общественной полиции и обеспечению личной и имущественной безопасности граждан Министерства внутренних дел (в июне — октябре 1917 г. Главное управление по делам милиции).
Полиция была заменена народной милицией, руководители которой выбирались среди граждан. Данная служба находилась в подчинении органов местного самоуправления. Также были приняты следующие нормативные документы, регламентирующие деятельность народной милиции: постановления «Об учреждении милиции» и «Временном положении о милиции», изданные 17 марта 1917 г.
Сотрудники милиции, согласно постановлениям, должны обладать рядом качеств, таких, как профессионализм, верность долгу, честность, исполнительность. Недостаточное формирование данных качеств или их ослабление может привести к деформации личности сотрудника правоохранительных органов. В подтверждение возникновения таких ситуаций является формирование отрицательной репутации сотрудников ОВД России, потеря доверия к ним со стороны граждан общества.
Основой формирования необходимых каждому сотруднику органов морально-нравственных качеств была общеобразовательная профессиональная подготовка, уровень развития которой на начало 20-х гг. прошлого века был невысоким4.
Только 5% сотрудников аппарата Главмилиции РСФСР в 1921 г. имели высшее образование, чуть больше половины имели среднее образование, начальным уровнем образования обладали большая часть представителей закона.
В начале 20-х гг. 20 века было организовано более 200 школ ликвидации безграмотности, а также более 250 школ были открыты для реализации первоначальной подготовки вновь принятых сотрудников милиции5. Данная деятельность положила начало организации системы учебных заведений, которая в дальнейшем совершенствовалась и реформировалась.
В ситуации, установившейся в стране политики диктатуры пролетариата, для подбора милицейских кадров использовался особый классовый подход. С помощью данного подхода была организована и набрана Рабоче-крестьянская милиция, сотрудники которой должны были быть четными, преданными Советской власти товарищами6.
В период окончания Гражданской войны органы милиции насчитывали около 750 коммунистических ячеек, роль которых в политико-воспитательной работе имеет значительный характер.
На момент окончания войны проводилась активная и целенаправленная работа в сфера партийно-политического просвещения, что способствовало формированию коммунистической идеологии. При этом необходимость в существовании данной идейной позиции во время войны отмечалась специалистами, в то время, как после окончания военных действий такая необходимость отпала. При этом партийно-классовый подход к процессу отбора сотрудников милиции активно использовался, что выражалось к особому значению, которое придавали рабоче-крестьянской категории граждан, игнорируя остальные7.
Представителями советского правительства проделана большая работа по переподготовке крестьян и рабочих для службы в милиции. Результатом такой деятельности становятся специалисты высокого уровня подготовки, преданных своему делу патриотов, исполнительных и дисциплинированных работников, которые готовы защищать жизнь и свободу граждан советского общества.
Для достижения таких результатов была создана сеть партийно-политических, культурно-воспитательных учреждений, деятельность которых направлена на формирование у работников милиции набора необходимых морально-нравственных качеств8.
В период иностранной военной интервенции политико-воспитательная работа основывалась на агитационной деятельности, популярными формами которой были митинги, дискуссии, политические суды, работа агитколлективов милиции и др.
Политико-воспитательная работа становилась все более плановой, становилась все более оформленной ее нормативная база, на основе которой определялись компетенции руководящих милицейских органов.
С точки зрения утвержденного Декретом ВЦИК 10.06.1920г. Положения о Рабоче-крестьянской милиции политической и культурно-просветительской работой должны были заниматься представители губернских, уездных и городских управлений милиции.
Для организации такого рода работы необходимо было создание специального аппарата со штатом сотрудников, умеющих ее спланировать, далее контролировать ее выполнение на всех этапах подбора кадров и их обучения. Необходимость создания такого управленческого органа обсуждалась еще в 1920 г., в этот же год НКВД РСФСР был озвучен призыв к созданию данного учреждения, но к его созданию так никто и не приступил9.
В 1921 г. было принято «Положение о политико - административных органах в рабочее-крестьянской милиции республики». Данный документ содержал описание создаваемых учреждений при губернских управлениях, целью которых была организация политической и просветительской работы среди милиционеров.
В 1922 г. было создано «Положение о народном комиссариате внутренних дел», содержащее определение правового статуса сотрудников милиции. Положение подтверждало статус сотрудников милиции как военнослужащих, обязанностью которых было участие в мероприятиях, которые были связаны с повышением боевой выучки10.
Упразднение политсекретариатов произошло в 1923 г., их обязанности были делегированы на областные комитеты партии, губполитпросветы Союза совработников. Дополнительно были введены должности инструкторов по работе с личным составом, обязанности которых включали оценку уровня политического воспитания работников милиции, а также организацию комплекса мероприятий по их повышению11.
Окончание Гражданской войны было ознаменовано повышением уровня криминогенности в стране
, что было обосновано низким уровнем качества личного состава милиции, а также отсутствием материально-технической обеспеченности и социально-бытовой незащищенностью сотрудников милиции и уголовного розыска. В силу превышения среди сотрудников милиции числа морально нечистоплотных сотрудников, а также тех, кто уклонялся от службы в армии, было принято решение пересмотреть систему отбора кадров для службы.
В основе обновленной системы также лежал классовый подход, согласно которому при приеме на работу кандидат заполнял карточку со списком вопросов, которая хранилась в его личном деле. С 1922 г. для приема на работу все кандидаты проходили отбор через комиссию. Данная система привела к «чистке» кадров, в итоге из милиции были уволена большая часть профессионально непригодных сотрудников, которые неоднократно в течение своей службы в органах преступали закон и совершала правонарушения различного характера (пьянство, рукоприкладство и грубость к гражданам, взяточничество, дебоширство и др.).
2 января 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР было принято постановление «О награждении работников милиции», целью которого было указать, насколько правительство чтит и уважает работу органов милиции. В постановлении были описаны награды, и за какие заслуги они могли быть получены сотрудниками милиции12.
После окончания Гражданской войны в 1923 г. была создана Школа высшего командного состава милиции, а также реорганизации подверглись большая часть губернских милицейских школ. Данная деятельность была направлена на повышение эффективности деятельности милиции, но нерешенные проблемы продолжали влиять на уровень криминогенности в обществе.
Существовали проблемы низкой оплаты труда работников милиции, отсутствовала социально-правовая защищенность - все это приводило к высокому проценту текучести кадров и низкому уровню правовой и общей культуры сотрудников милиции13.
Данные разногласия требовали незамедлительного решения и усиления воспитательной работы, проводимой с сотрудниками правоохранительных органов. При приеме на работу для всех кандидатов должен был действовать испытательный срок, который в реальности не действовал, что приводило к «засорению» штата профессионально непригодными кадрами14.
По причине высокого процента увольнения в полиции руководители снисходительно относились к совершению сотрудниками различных правонарушений, а также к новоприбывшим не применялись строгие правила отбора
15.
Вышеперечисленные проблемы подразумевалось решить путем принятия нормативно-правовых актов: «Положение о службе Рабоче-крестьянской милиции» (1925 г.) и Дисциплинарные уставы Рабоче-крестьянской милиции (1923, 1926 и 1931 гг.). Помимо перечисленных была утверждена инструкция «О работе политорганов милиции» и положения «О ленинских уголках и красных столах», что способствовало усилению политико-воспитательной работы с личным составом.
В итоге в середине 20-х гг. была основана система профилактики совершаемых сотрудниками милиции правонарушений. Ниже опишем основные элементы данной системы:
-
ликвидация безграмотности среди сотрудников милиции; -
первичное обучение кандидатов для службы в милиции; -
расширение программы подготовки с включением этических и эстетических элементов подготовки;
Данная система предполагала ужесточение уголовного и дисциплинарного наказания за совершаемые сотрудниками правонарушения. Установлению дисциплины также способствовало постановление 2-сессии ВЦИК «Об учреждении дисциплинарных судов», которое повышало ответственность должностных лиц за упущения по службе, проступки и неправомерные действия.
В 1923 г. в структуре НКВД было сформировано Центральное административное управление, включающее три подразделения: уголовный розыск, милицию, административное управление. Данный шаг привел к сокращению штата сотрудников, что не могло не сказаться на деятельности милиции в целом. Для предотвращения печальных последствий данного решения, в первую очередь, было утверждено Положение ЦАУ НКВД РСФСР, благодаря которому сотрудник милиции может быть смещен на нижестоящую должность по причине невозможности усвоить в полном объеме содержание комплекса повторно-инструкторских занятий.
Для получения базы знаний была организована профессиональная подготовка сотрудников милиции, которая осуществлялась с помощью единого учебного плана. Во-вторых, в 1929 г. были образованы Высшие курсы усовершенствования начальствующего состава, что привели к структурированию системы подготовки кадров для службы в милиции.
На данном этапе развития общества воспитательная работа имела идейный характер, при этом использовались массово политические формы работы. Приоритетный характер имело политическое воспитание, что выражалось в активном участии милиционеров в политическом просвещении граждан.