Файл: Актуальность темы дипломной работы обоснована необходимостью изучения проблем развития и функционирования системы профессиональной подготовки кадров овд.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ходе политико-воспитательной работы происходило коммунистическое воспитание сотрудников милиции, обязательным условием также было соблюдение законности и дисциплины. В связи с произошедшими изменениями происходило совершенствование оперативно-служебной и боевой деятельности, также нельзя не отметить положительное влияние проводимой политико-воспитательной работы с личным составом на повышение их общеобразовательного и культурного уровня.
Усилению партийно-политической и культурно-просветительской деятельности также способствовал процесс восстановления политорганов, направленных на активизацию воспитательной работы. Политинструкторам удалось оживить деятельность профсоюзных организаций, а также был возобновлен выпуск газет, направленных на просвещение сотрудников профсоюза и не только.
В период 30-х гг. были сформированы Особые инспекции, сотрудники которых занимались расследованием правонарушений, совершенных работниками милиции, а также укреплением законности среди личного состава правоохранительных органов16.
В 1934 г. по решению НКВД было создано Особое совещание, участники которого были наделены полномочиями, позволяющими вершить внесудебную расправу с инакомыслящими, в т.ч. и сотрудниками милиции.
В начале 1940 г. репрессии были подвергнуты более 44 тыс. военнослужащих, в том числе работники НКВД и милиции [21, c. 187]. По причине обострения международной обстановки и установления в Германии фашистского режима в середине 30-х гг. был осуществлен ряд мероприятий, направленных на улучшение обороноспособности Вооруженных сил России, повышение боевой выучки работников милиции, использование самых эффективных мер по борьбе с преступностью.
После создания НКВД СССР в процессе отбора сотрудников милиции им стали предъявлять более серьезные требования. Уже в 1935 г. более 13,7 тысяч работников милиции были привлечены к уголовной ответственности за совершенные правонарушения [21, c. 188].
Участниками военных действий на всех фронтах на протяжении 5 лет были сотрудники милиции. Они воевали в составе как партизанских отрядов, истребительных батальонов, так и вели борьбу с преступностью, диверсантами и занимались охраной тыла действующей армии.
На данном этапе эффективность выполняемых сотрудниками милиции боевых задач напрямую зависела от воспитательной работы и патриотического воспитания, которое проводилось партийными организациями и политическими учреждениями.
В годы Великой Отечественной войны органы милиции испытывали постоянный количественный и качественный некомплект, доходящий в отдельных регионах до 50 и более процентов. Её комплектование в эти годы было чрезвычайно затруднено. Ушедших на фронт сотрудников милиции заменили не всегда отвечающими требованиям по профпригодности, морально-нравственным и психологическим качествам, состоянию здоровья и образования люди.
В послевоенное время милиция остро ощущала нехватку ценных кадров, по этой причине долгое время сотрудниками милиции были бывшие участники военных действий, не обладающие специальными знаниями и опытом службы в правоохранительных органах. Таким образом, в рядах милиции проходили службу сотрудники, значительная часть которых не соответствовала требованиям, предъявлявшимся к кадрам милиции. Необходимы были меры для устранения количественного и качественного некомплекта милиции.
В июле 1948 г. был введен в действие новый Дисциплинарный устав милиции. Принимались меры по повышению эффективности воспитательной работы. Для её организации и проведения был необходим особый подход, специалисты, профессионально занимающиеся идейно-воспитательной и культурно-просветительной работой17.
В 1952 г. была учреждена Коллегия МВД СССР, на заседаниях которой рассматривались важнейшие вопросы работы министерства, заслушивались отчёты руководителей, в том числе и о состоянии политико-воспитательной работе с личным составом. В 50-60-е годы в системе МВД достаточно чётко прослеживалась тенденция к сокращению численности его центрального аппарата, обслуживающего персонала и сотрудников органов внутренних дел на местах.
Отсутствие штатных аппаратов по работе с личным составом отрицательно сказывалось на работе с кадрами милиции, дисциплине, росло количество нарушений законности и преступность среди сотрудников. Правильны решением в этот период стало принятие в 1962 г. Президиумом Верховного Совета СССР Положения о советской милиции18, текста Присяги личного состава советской милиции и Положения о порядке её принятия.
Несмотря на принятые меры количество правонарушений, совершенных сотрудниками милиции нарастало. Сказывалось отсутствие штатного аппарата по работе с личным составом. Его необходимость стала совершенно очевидной. 25 августа 1965 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах улучшения политико-воспитательной работы среди личного состава органов милиции», положившим начало восстановлению в системе МВД политических органов.
Во второй половине 60-х – 70-х гг. был принят целый ряд нормативных правовых актов, регулирующих все направления деятельности милиции и оказавших серьёзное влияние на работу с кадрами, на социально-правовую защищённость их сотрудников.
Таким образом, в 60-е и 70-е годы ХХ века в органах внутренних дел был наработан огромный опыт борьбы с преступностью, соблюдения законности и обеспечения правопорядка в стране. Политико-воспитательные аппараты накопили значительный опыт руководства воспитательной работой с личным составом, многое сделали по повышению культурного уровня и профессионального мастерства.
8 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О милиции». Милиция согласно указанному закону призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы человека, собственность, интересы общества или государства от преступных и иных противоправных посягательств. Она наделена правом применения мер принуждения19.
Принципами деятельности милиции являются: законность, гуманизм, уважение прав человека, гласность20.
Сформированные нравственные качества являются залогом успешного выполнения сотрудником милиции поставленных ему служебных задач. Отсутствие стабильного морально-психологического состояния, законности и дисциплины приводит к появлению в коллективе препятствий или совершению личным составом правонарушений, недопустимых в данной системе.
Организация воспитательной работы включает использование следующих правовых документов: Конституция РФ, постановления правительства РФ, а также:
Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»21;
Директива МВД России от 27.02.2015 года № 1дсп «О мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации».
Таким образом, были проанализированы основные этапы развития воспитательной работы с момента создания полицмейстерской канцелярии. Так как первоначально штат сотрудников полиции был набран из военнослужащих, уровень их подготовки был достаточно низким, при этом профессиональные навыки превалировали над элементарными знаниями письма, грамоты.
После Революции 1917 г. полиция была набрана из числа рабочих и крестьян, что привело к засилью в органах правопорядка некомпетентных сотрудников, нарушающих на постоянной основе законы советской власти. В итоге авторитет и доверие граждан общества к полицейскому ведомству и ее сотрудникам было потеряно окончательно.
На настоящий момент ситуация изменилась незначительно. Граждане общества не доверяют сотрудникам полиции и других ведомств, при этом число правонарушений среди числа сотрудников внутренних дел неуклонно растет, что говорит о необходимости оперативного принятия решения и организации воспитательной работы, направленной на формирование у каждого сотрудника системы моральных и нравственных принципов, необходимых в оперативно-служебной деятельности.
1.2. Организация и особенности процесса профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел
С целью выработки направлений совершенствования системы подготовки сотрудников правоохранительных органов необходимо провести теоретический анализ источников, содержащих описание процесса подготовки и ее составляющих.
На современном этапе деятельность по подготовке сотрудников ОВД представляет собой совокупность компонентов, которые связаны между собой и выполняющих каждый свою функцию, что позволяет рассматривать данный процесс как систему.
Очевидно, поэтому в специальной литературе акцентируется внимание на том, что существующая система профессиональной подготовки кадров в ОВД России представляет собой специальную профессионально-прикладную педагогическую систему, реализуемую как в образовательных учреждениях, так и непосредственно на местах службы, и решающую задачи формирования, повышения и поддержания профессионального мастерства личного состава органов внутренних дел (полиции) и охватывает весь период службы сотрудников22.
В соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами она включает в себя следующие элементы:
- раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в органах внутренних дел;
- специальное первоначальное обучение впервые принятых на службу сотрудников органов внутренних дел;
- подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием;
- дополнительное профессиональное образование;
- послевузовское профессиональное образование;
- служебно-боевую подготовку непосредственно в органах и подразделениях внутренних дел23.
Отсюда следует, что «профессиональная подготовка сотрудников ОВД» как социальная категория шире, чем термин «профессиональное образование».
В педагогической системе профессиональным считают образование, которое получают в специализированных учебных заведениях, система подготовки которых предполагает изучение как общих дисциплин, так и прикладных наук, формирующих умения и навыки, необходимые студентам в профессиональной деятельности.