Файл: Федерального Государственного Образовательного стандарта среднего общего образования Примерной программы основного общего образования по химии 1011 классы сборник.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Средняя школа № 8 имени Н.В.Пономарёвой»
(Средняя школа № 8)
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР __________А.А.Михайлова «06» сентября 2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СШ№8 __________Луценко П.С. Приказ № «29» августа 2023г. |
Рабочая программа по предмету «Химия» (углубленный уровень)
10 класс
Возраст детей: 16-17 лет
Срок реализации: 1 год
Направленность: естественнонаучная
Автор: Мурзин П.В.
Должность: учитель химии
Ульяновск,2023-2024 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………...……………………………...….….3
Планируемые результаты изучения химии…………………….........…...…………..……….…5
Содержание курса «Химия» .…………………………………………………………..………….7
Содержание программы…....…………………………………...…………...……………..….…. .9
Календарно-тематическое планирование………………………….........……………………….10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии (углубленный уровень) в 10 классwе является
частью Основной образовательной программы среднего общего образования, реализующейся в
МБОУ «Средняя школа №8 им. Н.В.Пономаревой».
Программа составлена на основе
-
Федерального Государственного Образовательного стандарта среднего общего образования -
Примерной программы основного общего образования по химии 10-11 классы. Сборник нормативных документов. Химия / сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. -
Учебник Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2019. -
Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень /М. Н. Афанасьева. – М.: Просвещение, 2017).
Данная программа разработана с целью расширения спектра предоставления образовательных
услуг МБОУ «Средняя школа №8 им.Н.В.Пономаревой», в том числе на платной основе. Программа
спецкурса "Решение задач повышенной сложности по химии" для 10 классов разработана по запросу
родителей (законных представителей) и обучающихся, для реализации в качестве образовательной
услуги сверх часов,установленных учебным планом школы и соответствующей программой.
В соответствии с учебным планом по дополнительным образовательным программам в рамках оказания
платных образовательных услуг в 2023-2024 учебном году, рабочая программа спецкурса «Решение
задач по химии повышенной сложности» рассчитана на 102 учебных часа (по 3 занятия в неделю).
На основании годового календарного учебного графика МБОУ «Средняя школа №8
им. Н.В.Пономаревой»,» по оказанию платных образовательных услуг по дополнительным
образовательным программам в 2023-2024 учебном году, занятия проводятся с 01.09.2023г. по 24.05.2024
г. (16 занятий - первое полугодие, 18 - второе полугодие).
Форма обучения - групповая. Аттестация по завершению курса не предусмотрена.
Актуальность
Основная цель школьного обучения - развитие творческого мышления учащихся, их умственных
способностей, умений сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки, проводить аналогию,
классифицировать. Решение расчетных задач – важная составляющая процесса обучения химии,
призванная обеспечить достижение указанных целей. Задача является обязательным элементом любого
экзамена. Обучению решению задач по химии должно уделяться особое внимание, т.к. умение решать
такие задачи дает возможность учащимся глубже изучить и понять многие химические процессы и
закономерности. К сожалению, в школьном курсе химии на решение задач отведено достаточно мало
времени и данный курс компенсирует этот недостаток.
Также в реализации программы будет отводиться особое внимание на преодоление типичных ошибок
при выполнении тестовых форм контроля знаний по химии. Несмотря на то, что данная форма контроля
распространена в учебной практике, большинство ошибок при выполнении заданий очень типично, и их
можно достаточно легко избежать. Для этого учащихся будет предоставлена возможность для работы с
различными видами тестов, что на уроках практически невозможно сделать из-за отсутствия специально
отведенного на это времени.
Главное предназначение курса состоит в том, чтобы ученику дать возможность развить химическую
логику, научиться решать задачи и выполнять тестовые задания разного уровня сложности.
Цель курса: создать условия для расширения и углубления знаний по химии в 10 классе, продолжить
формирование умений выполнять тестовые задания разного уровня сложности и решать задачи;
содействовать развитию общих приемов интеллектуальной и практической деятельности,
способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане школы на изучение предмета «Химия» на углубленном уровне в 10-11 классах отводится в общем объеме 204 ч., в том числе: в 10 классе - 102 ч., в 11 классе - 102 ч. (3 часа в неделю). Целью обучения химии на углубленном уровне является - полное освоение базового курса и включает расширение предметных результатов и содержания, ориентированное на подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний; умение применять полученные знания для решения практических и учебно- исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации; умение систематизировать и обобщать полученные знания.
Изучение химии направлено:
- на освоение важнейших знаний об основных понятиях, законах и теориях; химической символике; о химической составляющей естественно - научной картины мира;
- на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получения новых материалов;
- на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями с использованием различных источников информации;
- на воспитание отношения к химии как одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
-
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими естественными науками; -
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития; -
устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением химических элементов в периодической системе; -
анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований; устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом, и строением; -
применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению; -
составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений; -
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной - с целью определения химической активности веществ; -
характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки; -
характеризовать закономерности в изменении химических свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов; -
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства неорганических и органических веществ изученных классов с целью их идентификации и объяснения области применения; -
определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической связи и активности реагентов; -
устанавливать зависимость реакционной способности органических соединений от характера взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции; -
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов; -
устанавливать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения неорганических и органических соединений заданного состава и строения; -
подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать лабораторные и промышленные способы получения важнейших неорганических и органических веществ; -
определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ и приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека, биологических обменных процессах и промышленности; -
приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов; -
обосновывать практическое использование неорганических и органических веществ и их реакций в промышленности и быту; -
выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием; -
проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания; расчеты массовой доли (массы) -
химического соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; расчеты теплового эффекта реакции; расчеты объемных отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества; -
использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений - при решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ; -
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии; -
осуществлять поиск химической информации по названиям,
идентификаторам, структурным формулам веществ;
-
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно- популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции; -
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний; -
представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и перспективных направлений развития химических технологий, в том числе технологий современных материалов с различной функциональностью, возобновляемых источников сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
-
формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций; -
самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; -
интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью современных физико-химических методов; -
описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантово- механических представлений о строении атома для объяснения результатов спектрального анализа веществ; -
характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ХИМИЯ» 10 класс (102 часа).
Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей.
Органические вещества. Органическая химия. Становление органической химии как науки. Теория химического строения веществ. Углеродный скелет. Изомеры, Изомерия. Состояние электронов в атоме. Энергетические уровни и подуровни. Электронные орбитали. s- электроны и р-электроны. Спин электрона. Спаренные электроны.
Электронная конфигурация. Графические электронные формулы. Электронная природа химических связей, пи-связь, сигма-связь. Метод валентных связей. Классификация органических соединений. Функциональная группа.