Файл: Вопрос 1 Информационные ресурсы Интернет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Титульный лист

Содержание


Вопрос №1 3

Информационные ресурсы Интернет 3

Всемирная паутина www 4

Поисковые системы 6

Поиск в сети 9

Вопрос №2 11

Список использованных источников 17


Вопрос №1

Информационные ресурсы Интернет


Информационные ресурсы Интернет – это вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления.

К их числу относятся:

  • Поисковые машины Rambler. Yandex, Google и др;

  • Электронная почта;

  • Система телеконференций Usenet;

  • Система файловых архивов FTP;

  • Базы данных WWW;

  • Базы данных Gopher;

  • Базы данных WAIS;

  • Справочная система WHOIS.

Цель размещения информационных ресурсов Интернета заключается в качественном и оперативном предоставлении их пользователям, создании им возможности работы с разнообразной информацией, размещённой в различных регионах планеты. Для достижения этой цели, кроме создания эффективно действующих правовых механизмов, необходимо решить следующие задачи:

  • классификации и систематизации обширной информации по отраслям знаний;

  • определения способа нахождения необходимого пользователю ресурса.

Предлагаются различные их деления. В Интернете множество видов информационных ресурсов, отличающихся: тематикой (по археологии, музыке и т. п.), направленностью, содержанием, доступностью или охватом предлагаемой пользователям информации (например, ресурсы правительства).

Тематические информационные ресурсы обычно отражают коллекции художественных произведений, стихов, фантастики, фотографий и др. Они могут включать много или несколько различных тем, а также быть посвящёнными одной проблеме и при этом затрагивать различные типы, виды, содержание и др. Кроме общепринятых, к ним следует отнести БД рефератов, курсовых и дипломных работ.

По виду информационные ресурсы Интернета можно разделить на: документы, аналогичные традиционным (документы, периодические издания, книги, брошюры и т.п.); графические изображения (картины, фотографии, диаграммы и т.п.); интерактивные (банеры и т.п.) и мультимедийные ресурсы (звук, видео, анимация).


По принадлежности и содержанию можно выделить: государственные (Правительства РФ и Субъектов Федерации), территориальные (региональные), политические, военные, общественные, научные, научно-технические, правовые, коммерческие, образовательные, художественные, СМИ (новости, ТВ), развлекательные, рекламные и иные информационные ресурсы.

Существуют информационные ресурсы, представляющие организации, учреждения, фирмы, в том числе библиотеки и информационные службы.

По назначению информационные ресурсы можно разделить на: возрастные, гетерогенные, национальные, религиозные, территориальные, коммерческие, производственные, технологические, учебные, туристические и спортивные, развлекательные, справочные и др.

Всемирная паутина www


Всемирная паутина WWW – это система хранения и доступа к различной информации, которая построена в виде передачи данных между устройствами, находящимися внутри сети Интернет. Доступ к этой информации осуществляется через специальные идентификаторы, которые называются URL адреса.

Устройства в сети обмениваются данными с помощью протоколов HTTP или HTTPS стека TCP или IP. Все ресурсы внутри сети связаны между собой с помощью гиперссылок. Вся эта система выглядит как паутина или паучья сетка, от этой схожести она и получила своё известное сегодня всему миру название.

В обобщённом виде вся система включает в себя следующие компоненты:

  • Все ресурсы внутри сети созданы в виде гипертекста. Документы, созданные в виде гипертекста, называются web-страницами. Несколько web-страниц объединяются в web-сайт.

  • Доступ к ресурсам осуществляется по их адресам через протоколы HTTP или HTTPS.

  • Все адреса ресурсов созданы на основе унифицированных адресов URL или URI.

  • Получать доступ и просматривать ресурсы пользователи могут через web-браузеры на мобильных или десктопных устройствах.

Если говорить простым языком, то Всемирная паутина WWW – это такая система в сети Интернет, с помощью которой создаются HTML-страницы, реализованные в виде гипертекста и доступные внутри сети по определённой, принадлежащей только им гиперссылке. Все ресурсы внутри сети хранятся на специализированных серверах.

Всемирная паутина была создана для того, чтобы облегчить передачу и получение информации внутри сети Интернет в удобном графическом и текстовом виде. Это и повлияло на резкий скачок популярности Интернета во всём мире и развитие информационной эпохи в целом.



Теперь пользователи Интернета могут вместо посещения кинотеатра посмотреть желаемый фильм на сайте, не выходя из дома. Или прочитать свежие новости на специализированном новостном портале онлайн, а не ждать доставку печатной версии газеты.

Создателем Всемирной паутины является учёный из Великобритании Тим Бернес-Ли, начавший работать над её реализацией в 1989 году. И уже летом 1991 года с появлением первого браузера, который назывался WorldWideWeb, Всемирная паутина стала доступна для массового использования.

В 1993 году популярность WWW возросла до небес благодаря появлению Windows NCSA Mosaic – первого браузера, поддерживающего графический интерфейс.

В 1994 году создателем World Wide Web был организован консорциум, который был призван осуществлять контроль и содействие в развитии WWW. В это время разрабатывались и активно внедрялись технологические стандарты для веб-сайтов и спецификации для проверки соответствия сайтов введённым стандартам.

Поисковые системы


Поисковая система - это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для осуществления поиска в сети Интернет и реагирующий на запрос пользователя, задаваемый в виде текстовой фразы (поискового запроса), выдачей списка ссылок на источники информации, в порядке релевантности (в соответствии запросу). Наиболее крупные международные поисковые системы: «Google», «Yandex», «Rambler». В русском Интернете это – «Яндекс», «Гугл», «Рамблер».

В начальный период развития Интернет, число его пользователей было невелико, а объем доступной информации сравнительно небольшим. В большинстве своем, доступ к сети Интернет имели лишь сотрудники научно-исследовательской сферы. В это время задача поиска информации в Интернете не была столь актуальной, как в настоящее время.

Одним из первых способов организации доступа к информационным ресурсам сети стало создание открытых каталогов сайтов, ссылки на ресурсы в которых группировались согласно тематике. Первым таким проектом стал сайт Yahoo.com, открывшийся весной 1994 года. После того, как количество сайтов в каталоге Yahoo значительно увеличилось, была добавлена возможность поиска нужной информации по каталогу. В полном смысле это еще не было поисковой системой, так как поисковая область была ограничена только ресурсами, присутствующими в каталоге, а не всеми Интернет ресурсами.

Каталоги ссылок широко использовались ранее, однако практически полностью утратили свою популярность в настоящее время. Так как даже современные, огромные по своему объему каталоги, содержат информацию лишь о ничтожно малой части сети Интернет. Самый большой каталог сети DMOZ (его еще называют Open Directory Project) содержит информацию о 5 миллионах ресурсов, тогда как база поисковой системы Google состоит из более чем 8 миллиардов документов.


Первой полноценной поисковой системой стал проект WebCrawler, вышедший в свет в 1994 году.

В 1995 году появились поисковые системы Lycos и AltaVista. Последняя долгие годы была лидером в области поиска информации в сети Интернет.

В 1997 году Сергей Брин и Ларри Пейдж создали поисковую машину Google в рамках исследовательского проекта в Стэндфордском университете. В настоящий момент Google - самая популярная поисковая система в мире!

В сентябре 1997 года была официально анонсирована поисковая система Yandex, являющаяся самой популярной в русскоязычном Интернете.

В настоящее время существуют три основные международные поисковые системы – Google, Yahoo и MSN, имеющих собственные базы и алгоритмы поиска. Большинство остальных поисковых систем (коих насчитывается большое количество) использует в том или ином виде результаты трех перечисленных. Например, поиск AOL (search.aol.com) использует базу Google, а AltaVista, Lycos и AllTheWeb – базу Yahoo.

Основные характеристики поисковых систем:

  1. Полнота

Полнота - одна из основных характеристик поисковой системы, представляющая собой отношение количества найденных по запросу документов к общему числу документов в сети Интернет, удовлетворяющих данному запросу. К примеру, если в Интернете имеется 100 страниц, содержащих словосочетание «как выбрать автомобиль», а по соответствующему запросу было найдено всего 60 из них, то полнота поиска будет 0,6. Очевидно, что чем полнее поиск, тем меньше вероятность того, что пользователь не найдет нужный ему документ, при условии, что он вообще существует в Интернете.

  1. Точность

Точность - еще одна основная характеристика поисковой машины, которая определяется степенью соответствия найденных документов запросу пользователя. Например, если по запросу «как выбрать автомобиль» находится 100 документов, в 50 из них содержится словосочетание «как выбрать автомобиль», а в остальных просто наличествуют эти слова («как правильно выбрать магнитолу и установить в автомобиль»), то точность поиска считается равной 50/100 (=0,5). Чем точнее поиск, тем быстрее пользователь найдет нужные ему документы, тем меньше различного рода «мусора» среди них будет встречаться, тем реже найденные документы не будут соответствовать запросу.

  1. Актуальность

Актуальность - не менее важная составляющая поиска, которая характеризуется временем, проходящим с момента публикации документов в сети Интернет, до занесения их в индексную базу поисковой системы. Например, на следующий день после появления интересной новости, большое количество пользователей обратились к поисковым системам с соответствующими запросами. Объективно с момента публикации новостной информации на эту тему прошло меньше суток, однако основные документы уже были проиндексированы и доступны для поиска, благодаря существованию у крупных поисковых систем так называемой «быстрой базы», которая обновляется несколько раз в день.


  1. Скорость поиска

Скорость поиска тесно связана с его устойчивостью к нагрузкам. Например, по данным ООО «Рамблер Интернет Холдинг», на сегодняшний день в рабочие часы к поисковой машине Рамблер приходит около 60 запросов в секунду. Такая загруженность требует сокращения времени обработки отдельного запроса. Здесь интересы пользователя и поисковой системы совпадают: посетитель желает получить результаты как можно быстрее, а поисковая машина должна отрабатывать запрос максимально оперативно, чтобы не тормозить вычисление следующих запросов.

  1. Наглядность

Наглядность представления результатов является важным компонентом удобного поиска. По большинству запросов поисковая машина находит сотни, а то и тысячи документов. Вследствие нечеткости составления запросов или неточности поиска, даже первые страницы выдачи не всегда содержат только нужную информацию. Это означает, что пользователю зачастую приходится производить свой собственный поиск внутри найденного списка. Различные элементы страницы выдачи поисковой системы помогают ориентироваться в результатах поиска.

Поиск в сети


Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую приходится решать любому пользователю Интернета.

Существуют три основных способа поиска информации в Интернет:

  1. Указание адреса страницы.

  2. Передвижение по гиперссылкам.

  3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Способ 1: Указание адреса страницы

Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ. Не стоит забывать возможность поиска по открытой в окне браузера web-странице (Правка-Найти на этой странице…).

Способ 2: Передвижение по гиперссылкам

Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Способ 3: Обращение к поисковой системе

Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

На помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet.