Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Уголовное право (курс 2) Тема Наказание и его цели. Перспективы развития системы наказаний не связанных с лишением свободы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные данные о работе


Версия шаблона

3.1

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Уголовное право (курс 2)

Тема

Наказание и его цели. Перспективы развития системы наказаний не связанных с лишением свободы

Фамилия студента

Волков

Имя студента

Владимир

Отчество студента

Яковлевич

№ контракта





Содержание


Введение ……………………………………………………………………….…...3

1 Характеристика системы наказания в России..................................................5

1.1 Понятие и признаки уголовного наказания...............................................5

1.2 Цели наказания..........................................................................................10

1.3 Содержание уголовного наказания............................................................13

1.4 Соотношение уголовного наказания с уголовной ответственностью и отличие его от других мер принуждения..................................................................16

2 Наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества...............18

2.1 Исполнение наказания в виде обязательных и исполнительных работ..........................................................................................................................18

2.3 Исполнение наказания в виде штрафа......................................................21

2.4 Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.........................................22

2.5 Перспективы развития системы наказаний не связанных с лишением свободы......................................................................................................................24

Заключение………………………………………………………………………...27

Глоссарий………………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………….32

Приложения……………………………………………………………………….34

Введение


В последние годы в Российской Федерации неизменно растет количество лиц, в отношении которых назначаются наказания, не связанные с лишением свободы. Об этом свидетельствуют статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Так, с 2008 по 2021 гг. процент осужденных к реальному лишению свободы снизился с 33,9% до 28,6%. Что, в свою очередь, отражает
проводимую уголовно-правовую политику государства, тем самым законодатель идет по пути сокращения тюремного населения и делает выбор в пользу применения альтернативных мер наказания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р утверждена «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года», где закреплены положения о снижении количества лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, к 2030 году, что подтверждает заинтересованность государства в развитии наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Согласно данных, представленных ФСИН России, число лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, где предусмотрено обязательное привлечение к труду, за аналогичные периоды увеличилось с 45 569 до 70 561. Как мы видим, количество осужденных к данной мере государственного принуждения неизменно растет.

Таким образом, нами приведено достаточно доказательств актуальности темы исследования. Её изучение преследует как цели формирования навыков комплексного анализа отдельных уголовно-правовых вопросов, так и Интересы дальнейшего прохождения службы в правоохранительной системе, повышения квалификации специалистов уголовно-исполнительной системы Минюста России.

Объектом исследования является – общественные правоотношения, возникающие в сфере наказания в уголовном праве.

Предметом исследования является система наказаний, закрепленных в Уголовном Кодексе РФ.

Целью исследования является комплексное изучение особенностей и закономерностей уголовного наказания в РФ.

Определенная цель обусловило постановку следующих задач:

– раскрыть понятие и значение системы наказаний;

– выявить цели уголовного наказания;

– определить виды уголовных наказаний;

– выявить проблемы практики применения уголовного наказания;

– рассмотреть неприменяемые виды наказания в уголовном праве Росси.

Методологической основой настоящего исследования явились сравнительный, исторический, логико-юридический, а также системный методы познания.


Нормативной базой данного исследования послужили Конституция РФ, уголовное и уголовно-исполнительного законодательство России.

Основная часть

1 Характеристика системы наказания в России



1.1 Понятие и признаки уголовного наказания
Согласно действующему УК РФ наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч. 1 ст. 43 УК). Уголовное наказание имеет свои особенные признаки. В доктрине современного уголовного права различными авторами выделяются от трех до 22 признаков уголовного наказания.

Оригинальная точка зрения по этому вопросу была высказана М.Т. Валеевым. По его мнению, все свойства наказания можно условно разделить на две группы: сущностные свойства (качества) и внешние свойства уголовного наказания.

Первыми он предлагает считать те, которые присущи наказанию как выразителю метода уголовного права – кары и угрозы ее применения. Под внешними же свойствами он понимает признаки уголовного наказания, желательные для него, но не отражающие его сути (всего 6). Обобщая все имеющиеся данные по признакам наказания, наказание характеризуется основными признаками.

Во-первых, наказание – это государственная мера. Государственный характер наказания означает, что никакие другие органы, кроме государственных в лице органов суда, не могут назначать наказание. По УК 1960 г. отдельные предусмотренные им меры (меры общественного воздействия) могли применяться товарищескими судами. УК РФ 1996 г. такую возможность исключил. В соответствии со ст. 49 Конституции РФ «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Таким образом, только обвинительный приговор, вынесенный от имени государства, определяет наказание лицу, виновному в совершении преступления. В таком обвинительном приговоре выражается государственная, официальная оценка того или иного общественно опасного деяния как преступного, а лица, его совершившего, – как преступника, обязанного претерпеть наказание. От других мер государственного принуждения (административных, дисциплинарных, гражданско-правовых) наказание отличается прежде всего тем, что всегда назначается в специальном судебном акте – обвинительном приговоре, постановляемом именем Российской Федерации (ст. 296 УПК РФ). Государственный
характер наказания выражается еще и в том, что приговор, который вынесен судом, является обязательным для исполнения как для граждан, так и для других государственных органов. При этом суд, постановляя обвинительный приговор в отношении конкретного лица с назначением ему наказания, должен точно определить вид наказания, его размер и начало исчисления срока отбывания наказания. Меры административного наказания выносятся за административные правонарушения от имени определенного государственного органа или должностного лица. Меры дисциплинарного воздействия назначаются в порядке служебной подчиненности за нарушения по службе. Решения по гражданским делам также выносятся именем Российской Федерации, но они не влекут за собой такого специфического последствия, как судимость.

Во-вторых, наказание – это мера государственного принуждения. Причем это есть наиболее острая форма государственного принуждения. Принудительный характер наказания означает, что оно назначается и исполняется вопреки воле осужденного лица, и к тому же оно дополнительно сопряжено с применением специфических мер воздействия на осужденного. В конце XIX в. И.Я. Фойницкий писал, что «принуждение наказания заключается в причинении или обещании причинить наказываемому какое-нибудь лишение или страдание». О принудительном свойстве наказания говорит и то обстоятельство, что в случае уклонения от наказания лицо может быть подвергнуто более строгим мерам уголовно-правового воздействия. Так, при злостном уклонении от отбывания наказания оно заменяется на более строгое (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50, ч. 5 ст. 53 УК), уклонение от отбывания ограничения свободы или лишения свободы и побег из места лишения свободы образуют самостоятельные преступления, предусмотренные ст. ст. 313 и 314 УК. Государство в таких случаях обязано применить все возможные и предусмотренные законом способы для обеспечения исполнения принятого решения.

В-третьих, отличительным признаком наказания является основание его назначения. Таковым может быть только совершение преступления, понятие которого определяется в ст. 14 УК. Если же лицо не совершило преступления, то наказание не должно к нему применяться ни при каких условиях. К тому же наказание может быть назначено только лицу, признанному судом виновным в совершении преступления. Поэтому прежде чем назначить лицу определенную меру наказания, суд должен установить и доказать виновность лица в совершенном преступлении (ст. ст. 24 - 28 УК). УПК РФ детально регламентирует процедуру установления и закрепления в соответствующих процессуальных документах вины лица.