Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Уголовное право (курс 2) Тема Наказание и его цели. Перспективы развития системы наказаний не связанных с лишением свободы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 выступает установленная вина. Часть первая ст. 49 Конституции РФ гласит: «Каждый обвиняемый в совершении преступле­ния считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Только «лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и с учетом положений Общей части настоящего Кодекса» (ч. 1 ст. 60 УК РФ).

Уголовное наказание заканчивается: освобождением в порядке ст. 79, 80-1, 81, 82, 83, 84, 85, 92 УК РФ; погашением или снятием судимости (ст. 86 УК РФ); смертью осужденного.

Различие по субъектам:

- к уго­ловной ответственности привлекают и освобождают от нее органы дознания, следствия, прокуратуры, суда;

- наказание выносит толь­ко суд, и он же освобождает от него.

Соотношение понятий уголовного наказания и уголовной ответ­ственности проводится также по сущности, содержанию и формам реализации.

Сущность уголовной ответственностизаключается в обязанности лица ответить за совершенное преступление в установленном законом порядке.

Сущность уголовного наказания есть кара за содеян­ное, то есть тяготы и лишения, которые предопределены содержанием наказания.

Содержание уголовной ответственности определяется через реализацию прав и обязанностей субъектов уголовного правоотношения, то есть государства в лице его органов, с одной стороны, и лица, совершившего преступ­ление, с другой.

Содержанием наказания выступает определенный объем ограничений, устанавлива­емый для осуждаемого.

Фор­мы реализации уголовной ответственности.

Основная форма – назначение и реальное отбытие наказания (ст. 43, 44 УК).

Иные формы: уголовная ответственность без наказания (ч. 2 ст. 92 УК); уголовная ответственность без реального отбывания наказания (ст. 73, 82 УК); за­мена уголовной ответственности принудительными мерами воспитательного воз­действия (ч. 1 ст. 90 УК); освобождение от уголовной ответственности при нали­чии условий, указанных в законе (ст. 75, 76, 78 УК).

Таким образом, понятие уголовной ответственности значительно шире понятия уголовного наказания, так как может быть реализовано без назначения наказания, а наказание вне рамках уголовной ответственности существовать не может. 
Наказа­ние – одна из основных стадий уголовной ответственности, представляет собой реализацию уго­ловной ответственности во вступившем в силу обвинительном приговоре суда.

2 Наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества


2.1 Исполнение наказания в виде обязательных и исполнительных работ
Обязательные работы также, как и исправительные работы являются видом уголовного наказания не связанного с лишением свободы, а с принудительным привлечением к труду. По смыслу статьи 49 Уголовного кодекса РФ содержательный аспект обязательных работ сводится к выполнению осужденным бесплатных работ, носящих общественно полезный характер. Причем выполнятся они должны в свободное время от учебы или основной работы. Виды выполняемых общественных работ и перечень объектов для отбывания данного вида наказания, согласовывается с уголовно-исполнительными инспекциями. Как правило, такие работы бывают связаны с благоустройством территорий по месту проживания осужденного путем производства зеленых насаждений, уборки территории, посадки деревьев, облагораживания фасадов зданий, выполнение погрузочных, разгрузочных и иных работ, не предполагающих наличие у осужденного особой квалификации и специальных навыков. Несмотря на некоторые ограничения, наказания в виде обязательных работ являются наиболее щадящей мерой уголовно-правового воздействия на осужденного.

По обоснованному, частно-научному мнению авторов, к отличительным особенностям обязательных работ относятся следующие признаки:

− сохранение социально полезных связей осужденного, так как наказание не связано с лишением свободы;

− применяются судебными органами только в качестве основного вида наказания (ч.1 ст. 45 УК РФ), как правило за преступления небольшой тяжести;

− в системе уголовных наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, являются самым мягким видом, где пределы и порядок назначения во многом зависит от возраста осужденного;

− обладают определенными сущностными и содержательными характеристиками; − не назначаются ряду лиц, включая инвалидов, беременных, военнослужащих по призыву и пр.;

− могут быть назначены в отношении несовершеннолетних лиц с ограничением срока наказания и ежедневной продолжительности работ (ч.3 ст. 88 УК РФ);

− злостное уклонение от отбывание обязательных работ может повлечь за собой замену обязательных работ лишением свободы или принудительными работами в исправительном центре.

Сущность исправительных работ как вида уголовного наказания составляет труд осужденного, принудительный по форме и карательный по характеру воздействия, который выполняется им без изоляции от общества. Сущность данного вида наказания заключается в особых свойствах осуществляемой осужденным лицом работы,
отличающейся от работы, выполняемой в обычных условиях законопослушными гражданами, что способствует исправлению и воспитанию осужденного. Указанное исправление достигается благодаря трудовой деятельности, служащей в качестве материальной основы для воспитания, а также перевоспитания личности. Именно благодаря труду у осужденного формируются установки на законопослушное поведение, уважение интересов социума, дисциплинированности и иных позитивных качеств личности.

Принудительный характер обязательных работ и ограничение права осужденного на самостоятельное распоряжение свободным временем свидетельствует об их карательной природе, поскольку в противном случае, систематическом нарушении условий и порядка отбывания обязательных работ, а также уклонении от их отбывания, уголовно-исполнительная инспекция может обратиться в суд с ходатайством о замене данного наказания на более строгий вид наказания, в том числе и на лишение свободы.

Как справедливо отмечает Н.Г. Осадчая, содержание обязательных работ, отбываемых осужденными, образует совокупность карательных и воспитательных элементов. Сущность обязательных работ рассматривается сквозь призму достижения ими целей уголовного наказания, заключающихся в исправлении осужденных и предупреждению совершений ими и иными лицами преступлений. Бесплатный и безвозмездный характер обязательных работ, осуществляемых по смыслу ст. 49 Уголовного кодекса РФ в пользу общества, должны способствовать формированию уважения к закону, к нормам морали и нравственности, принятыми в нашем обществе.

Поскольку отбывание осужденным обязательных работ предполагает непосредственное осуществление им трудовой деятельности, законодатель определили круг лиц, к которым данное наказание не может применено в качестве уголовно-правовой меры (ч.4 ст. 49 УК РФ).

К таким категориям граждан были отнесены: все нетрудоспособные лица, пенсионеры (обоих полов), граждане с I и II группой инвалидности. Данные перечень в 2003 году претерпел изменения в сторону ужесточения, Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ была исключена следующая группа лиц: инвалиды II группы, пенсионеры по возрасту обоих полов. На основании изложенного необходимо резюмировать, что обязательные и исправительные работы занимают важное место в системе наказаний
, поскольку применение данного наказания способствует положительному воздействию на личности осужденного и достижению целей наказания без социальной изоляции последнего.
2.3 Исполнение наказания в виде штрафа
Штраф – одна из щадящих мер уголовного наказания, предусмотренных в ст. 44 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Спорным остается вопрос о мягкости данного наказания, так как оно назначается в твердой денежной сумме. Устанавливая таковое, суды должны учитывать имущественный статус осужденного и членов его семьи, а также возможность получения осужденным заработной платы или иного дохода.

В случае их неустановления отсутствуют гарантии реального исполнения штрафа, а, следовательно, вероятность достижения целей уголовного наказания снижается в разы.

Ещё в декабре 2020 года на координационном совещании правоохранительных органов по противодействию коррупции Генеральный прокурор РФ – Краснов Игорь Викторович – поднял вопрос о проблеме исполнения такого уголовного наказания, как штраф. Он выступил с идеей рассмотрения вопроса о наделении следователей полномочиями по неотложному аресту имущества коррупционеров, не только подлежащего конфискации, но и необходимого для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска и взыскания штрафа.

В соответствии со статистическими данными количество осужденных, которым назначается штраф, как уголовное наказание в качестве основного и в качестве дополнительного, с каждым годом становится меньше, тогда как уголовно-правовая политика нацелена на увеличение назначения последних для сокращения расходов на содержание лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Можно наблюдать, что по сравнению с 2017 годом в 2020 году количество лиц, которым назначено анализируемое уголовное наказание значительно сократилось. Можно ли связать факт уменьшения назначения штрафа с тем, что данная мера трудноисполнима, вопрос спорный. Тот факт, что данная мера уголовного наказания не имеет должной правовой регламентации исполнения, имеет место быть. Так, например, согласно действующему законодательству об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан возбудить его в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного листа.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав исполнитель устанавливает срок для добровольной уплаты штрафа  и уведомляет осужденного о принудительном взыскании последнего. Законодательство дважды устанавливает сроки для добровольного исполнения штрафа: в первом случае 30 дней со дня вступления приговора в законную силу, и второй срок пять дней со дня возбуждения исполнительного производства. Представляется, что введение второго срока нецелесообразно для лиц, обязанных