Файл: 1. Теоретические аспекты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, торговля выполняет важные функции в экономике. Оптовая торговля обеспечивает бесспорные преимущества производителям, поскольку позволяет им рационализировать производство, уменьшить издержки, связанные с хранением продукции и сбытом, страховаться от риска не поступления средств за отгруженную продукцию. Розничная торговля ориентирована на конечного потребителя, предоставляя ему возможность доступ к широкому ассортименту товаров, обеспечивая наиболее удобную форму обслуживания, дополнительный сервис и т.д.














1.3 Формы продажи товаров

1.3.1 Магазинная форма продажи товаров

Существует несколько оснований классификации форм розничной продажи товаров. Однако традиционным основанием такого деления выступает место торгового обслуживания покупателя. По этому признаку выделяют торговлю с доступом покупателя в торговый зал (магазинную торговлю) и без такового (внемагазинная торговля).

Говоря о структуре торговли, следует отметить, что магазинная форма организации продаж товаров составляет около 90% в структуре розничного товарооборота. Это обусловлено тем, что магазины обеспечивают [16, c. 56]:

    • концентрацию широкого ассортимента товаров в одном месте;

    • соответствующие условия хранения товаров и подготовку их к продаже (отбор, сортировку и т.д.);

    • обеспечение удобства покупателям в процессе совершения выбора и приобретения товаров (выкладка);

    • использование современных технологий в торгово-технологическом процессе (на складах, при организации выкладки в торговом зале и кассового обслуживания);

    • применение прогрессивных форм продажи;

  • создание необходимых условий для труда работников.

Магазин представляет собой специально оборудованное стационарное здание или его часть, которая предназначена для организации продажи товаров и оказания услуг покупателям.

Магазинная торговля является традиционной при организации розничных продаж и предполагает использование таких форм продажи как [2, c. 94]:


  • самообслуживание;

  • через прилавок обслуживания;

  • по образцам;

  • с открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товарам;

  • по предварительным заказам.

Продажа товаров на основе самообслуживания является наиболее удобным методом продажи товаров с точки зрения покупателей, поскольку предусматривает свободный доступ покупателей к товарам, представленным в торговом зале, возможность самостоятельного осмотра, отбора товаров без помощи работников торгового зала, которые, в свою очередь, выполняют функции консультантов, обеспечивают представленность всего ассортимента товаров в зале, контроль за сохранностью товаров. Как правило, оплата выбранных товаров осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых кассирами.

Метод самообслуживания применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров за исключением товаров, при осуществлении выбора которых покупателям необходима консультация со стороны продавцов (например, это касается технически сложных товаров).

Магазин самообслуживания может иметь отделы, в которых продажа товаров осуществляется через прилавок обслуживания (обычно это товары, требующие нарезки, упаковки).

При самообслуживании обязательными являются следующие методы организации торгово-технологического процесса (Приложение 1) [7, c. 105].

Продажу товаров через прилавок обслуживания можно представить в виде последовательности процессов:

  • встреча покупателя и выявление его намерения;

  • предложение и показ товаров;

  • помощь в выборе товаров и консультация;

  • предложение сопутствующих и новых товаров;

  • проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием;

  • расчетные операции;

  • упаковка и выдача покупок.

Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. Этот метод организации продаж предполагает, что рабочие запасы размещаются отдельно от образцов. Он удобен тем, что в торговом зале можно представить товары широкого ассортимент, даже если площадь торгового помещения невелика.

Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, товаров, требующих подготовки к продаже (бытовая техника, мебель, ткани и др.).

При продаже товаров с открытой выкладкой покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться с выложенными на прилавках, горках, стендах товарами. Продавец при этом выполняет функции консультанта, отпуская затем выбранный товар покупателю [9, c. 87].



Обычно этот метод применяется при продаже товаров, реализация которых осуществляется в магазинах самообслуживания в специальных отделах.

Торговля по предварительным заказам позволяет покупателям экономить время на приобретение товаров, поскольку им не нужно выезжать к месту продажи. Такой метод продаж эффективен для продовольственных товаров и непродовольственных товаров сложного ассортимента.

Заказы могут быть приняты письменно или в устной форме в магазине, автомагазине, по месту работы или на дому у покупателей. Форма расчета подразумевает предоплату в кассе магазина, почтовым переводом, а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Срок выполнения заказа на продовольственные товары, как правило, не превышает 4-8 часов. По непродовольственным товарам срок выполнения заказа устанавливается в зависимости от вида товаров и возможности его исполнения.

1.3.2 Внемагазинная форма продажи товаров

В современных условиях развиваются не только магазинные формы организации продаж товаров, но и внемагазинные, использование которых способствует приближению товаров к местам проживания, работы и отдыха людей.

Для торгового обслуживания населения вне магазина могут применяться следующие формы организации продаж.

Мелкорозничная стационарная сеть – применяется для обслуживания жителей населённых пунктов, в которых отсутствуют стационарные предприятия торговли (магазины, павильоны). Как правило, таким образом осуществляется продажа продовольственных и непродовольственных товаров.

Данная форма внемагазинных продаж может использоваться самостоятельно, либо как дополнение имеющейся сети магазинов, например, для организации сезонной продажи овощей, фруктов, напитков и др.

Мелкорозничная передвижная сеть – предполагает организацию продаж с использованием передвижных средств торговли. К таким средствам относятся автомагазины, автоприцепы, ручные тележки , корзины, лодки и т.д. [6, c. 54-55]

Продажа через торговые автоматы – осуществляется в местах большого скопления людей – торговых центрах, вокзалах, парках и т.д. Такая форма продаж товаров применяется для продажи продовольственных товаров частого спроса, табачных изделий, газет, мелких канцелярских изделий, компакт-дисков и т.п.

Продажа товаров на ярмарках и базарах – как правило, имеет сезонных характер или приурочена к какому-либо событию. Примерами такой формы продажи товаров может служить школьный базар, ярмарка меда, сельскохозяйственная ярмарка.


Продажа товаров по каталогам – предполагает реализацию товаров торговыми агентами на дому, в учреждениях и организациях, на транспорте. В обязанности торгового агента входит выявление потенциальных покупателей предлагаемых товаров и рекламирование их по имеющимся у него образцам, каталогам и другим рекламным изданиям.

Розничная посылочная торговля – практикуется специализированными фирмами и предполагает представление покупателю каталогов для ознакомления с товарами, осуществления выбора и оформления заказа (по телефону или путем отправки продавцу бланка заказа, представленного в каталоге).

Оплата, как правило, производится наложенным платежом при получении посылки с товаром на почте.

Торговля через интернет (электронная коммерция) – используется как самостоятельная форма продажи товаров или как средство поддержания бизнеса в традиционной среде. Такая форма продаж товаров значительно экономит время покупателя, а зачастую – и средства, поскольку продавец может предложить товар дешевле, нежели продавцы на реальном рынке за счет экономии на складских издержках [14, c. 111].

Выбор внемагазинной формы продажи товаров зависит от местных условий: численности жителей в населенном пункте, наличия и ассортиментного профиля предприятий торговли, сезонных и климатических условий и других факторов [2, с. 98].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в оптовой торговле ведущее место занимает складская торговля – торговля товарами со склада оптового предприятия, которая предусматривает организацию торговли по предварительным заказам, в зале торговых образцов, через коммивояжеров, через автосклады, либо прямой почтовой рассылкой. Помимо складской существует также транзитная форма организации торговли, которая наиболее эффективна для тех оптовиков, торговые наценки на товары которых невелики.

Формами продаж в розничной торговле отличаются большим разнообразием и динамикой развития. Выделяют магазинную и внемагазинную формы розничной продажи товаров.

Магазинная форма обеспечивает доступ покупателя в торговый зал и представлена такими методами как самообслуживание, продажа товаров через прилавок обслуживания, торговлю по образцам, торговлю с открытой выкладкой и по предварительным заказам. Внемагазинная форма торговли не предусматривает доступ покупателя в торговый зал и включает в себя организацию торговли через мелкорозничные стационарные и передвижные торговые сети, торговлю на ярмарках, базарах, торговлю по каталогам, торговлю через автоматы, интернет-торговлю.

2. Формы продажи товаров в продуктовом магазине «АФИ»

2.1 Организация продажи товаров в продуктового магазина «АФИ»



Объектом данной курсовой работы является продуктовый магазин «АФИ» Приведём основные данные по предприятию:

Магазин был открыт в октябре 2005 года. Находится по адресу: г. Владивосток, ул. Котельникова, 17.

Торговая площадь составляет 78 кв. метров, предложено более 1000 наименований товаров. Время работы магазина с 8.00 до 23.00

Магазин «АФИ» разделен на товарные зоны. Сюда входят мясной, молочный отдел, бакалейные продукты, полуфабрикаты из мяса и птицы, напитки, консервы, хлеб и хлебобулочные изделия, промышленная группа товаров. Здание построено по типовому проекту, расположение - во встроенном помещении жилого дома.

Численность работников продуктового магазина - 7 человек.

В соответствии с законодательством в магазине потребителю предоставлена следующая информация:

  • книга жалоб и предложений

  • копия лицензии на право осуществления торговой деятельностью

  • ФИО директора

  • плакат «О правах покупателя»

  • выписка из основных правил поведения розничной торговли

Также имеется книга учета проверок (ревизий) – для записи, проверяющими, результатов проверки и предложений по устранению недостатков, и санитарный журнал, который выдается по требованию представителей санитарно-эпидемиологической службы.

Экстерьер магазина «АФИ» представлен на рисунке 2.



Рис. 2 Экстерьер магазин «АФИ»

2.2 Обслуживание покупателей в продуктового магазина «АФИ»
Метод розничной продажи товаров, который применяется в универсаме «АФИ» – метод продажи через прилавок (традиционный метод).
Все этапы технологического процесса в магазине представлены на следующем рисунке 2.

В данной технологической схеме не указаны вспомогательные операции, которые включают в себя: распаковку, подготовку к продаже, организацию хранения и сдачи тары. Продажа товаров через прилавок обслуживания включает: встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товаров; помощь в выборе товаров и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; расчетные операции; выдача покупок.