Файл: Программа коррекционноразвивающих занятий составлена в соответствии с требованиями фгос ноо, на основании заключения пмпк.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающих занятий составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основании заключения ПМПК.
Рабочая программа направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по русскому языку и составлена с учѐтом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа России»).
Рабочая программа составлена с учѐтом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. № 2 и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:
-
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» -
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ- 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» .Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. -
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16. -
Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утверждении
ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
6. Устав МБОУ «Малобащелакская СОШ»»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающегося 4 класса.
Задачи:
Образовательные:
-
Уточнение представлений о звуковом составе слова; совершенствование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. -
Закрепление навыков дифференциации парных согласных и фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство. -
Активизация словарного запаса путѐм уточнения значений имеющихся в запасе у детей слов. -
Обогащение словарного запаса путѐм введения слов-терминов, за счѐт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. -
Обучение нахождению слов, обозначающих предмет (имя существительное), действие предмета (глагол), признак предмета (имя прилагательное).
Коррекционные:
-
Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков. -
Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путѐм овладения детьми связью слов в предложении. -
Развитие навыков построения связного высказывания. -
Формирование психологической базы речи:
-
зрительного, слухового, пространственного, осязательного восприятия; -
мышления; -
памяти; -
устойчивости внимания; -
накопление представлений об окружающем мире; -
воображения; -
наблюдательности, особенно к языковым явлениям; - развитие общей и мелкой моторики.
5. Формирование регулирующей учебной деятельности: планирование предстоящей деятельности;
-
контроль, за ходом своей деятельности; -
применение полученных знаний в новых ситуациях, - анализ и оценка продуктивной собственной деятельности. Воспитательные:
-
Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства. -
Формирование личностных качеств:
-
организованности; -
воспитанности; -
взаимоуважения друг к другу; -
адекватного представления о себе и своих возможностях.
Общая характеристика учебного курса
Данная программа направлена на успешное усвоение грамоты младшими школьниками, предупреждение нарушений чтения и письма на фоне дефектов устной речи.
Программа опирается на ряд актуальных принципов в содержании и методике коррекционной работы на логопедических занятиях:
1) обусловленность содержания и методики коррекционной работы особенностям развития речи;
2) соотнесение недостатков речи с сенсорным дефектом и потенциальны возможностями коррекционнокомпенсаторного развития за счѐт полисенсорного восприятия;
3) усиление общего речевого развития детей за счѐт введения специальных коррекционно-компенсаторных форм преодоления недостатков письма и речи.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты обучения:
формирование у обучающихся
-чувства патриотизма, гордости за свою Родину;
-толерантности, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре; -ответственного отношения к учѐбе;
-
осознанного, доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, его мнению; -
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -
установок на безопасность на безопасный и здоровый образ жизни; -
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности, основами экологической культуры; -
Метапредметные результаты обучения: формирование универсальных учебных действий (УУД) - ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда; -
планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда; работать в соответствии с поставленной задачей; -
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом; - работать по плану и корректировать свою деятельность; - определять успешность своей работы и других детей. -
искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях; осуществлять анализ и синтез; - составлять описание объекта; -
строить рассуждение, составлять простой и сложный план текста; -
работать с текстом; -
устанавливать причинно-следственные связи; -
составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста; -
правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы; -
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста); адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -
Предметные результаты обучения:
сформированность следующих умений:
-
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и ключевым словам; -
осмысленно, правильно и выразительно читать предложениями; -
подробно и выборочно пересказывать текст; -
делить текст на части и озаглавливать их; -
выполнять разбор слова по составу; -
производить звуко-буквенный анализ слов; -
правильно списывать тексты; -
писать слова и предложения под диктовку; -
находить и исправлять орфографические ошибки; -
распознавать части речи и выполнять морфологический разбор; -
ставить пунктуационные знаки конца предложения; -
определять предложения по цели высказывания, определять простое и сложное предложение, уметь выполнять синтаксический разбор; -
составлять предложения с однородными членами.
Учащиеся должны уметь:
-
ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда; -
планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда; работать в соответствии с поставленной задачей; - искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях; составлять описание объекта; составлять простой и сложный план текста; работать с текстом; -
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя- логопеда; -
оценивать свою работу и работу товарища; -
устанавливать причинно-следственные связи; -
составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста; -
правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы.
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).
Содержание коррекционного курса (4 класс)
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данного учащегося.
№ п/п | | Разделы | Кол-во часов |
1 | Диагностика | | 2 |
2 | Коррекция устной и письменной речи | | 66 |
| Итого | | 68 |
Диагностический этап.
Цель: обследование состояния устной и письменной речи обучающихся. Задачи:
уточнение структуры речевого дефекта и оценка степени выраженности нарушений разных сторон речи
(получения речевого профиля); построение системы индивидуальной коррекционной работы;
отслеживание динамики речевого развития ребѐнка с ОВЗ (ЗПР) Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:
-
коррекция дефектов произношения; -
формирование полноценных фонетических представлений на базе развития -
совершенствование фонематического восприятия, звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
-
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
-
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.