Файл: Программа коррекционноразвивающих занятий составлена в соответствии с требованиями фгос ноо, на основании заключения пмпк.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пояснительная записка




Программа коррекционно-развивающих занятий составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основании заключения ПМПК.

Рабочая программа направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по русскому языку и составлена с учѐтом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа России»).

Рабочая программа составлена с учѐтом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. № 2 и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:

  1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ- 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» .Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

  3. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16.

  4. Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утверждении

ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".


6. Устав МБОУ «Малобащелакская СОШ»»

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях у обучающегося 4 класса.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнение представлений о звуковом составе слова; совершенствование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.

  2. Закрепление навыков дифференциации парных согласных и фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство.

  3. Активизация словарного запаса путѐм уточнения значений имеющихся в запасе у детей слов.

  4. Обогащение словарного запаса путѐм введения слов-терминов, за счѐт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

  5. Обучение нахождению слов, обозначающих предмет (имя существительное), действие предмета (глагол), признак предмета (имя прилагательное).

Коррекционные:

  1. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков.

  2. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путѐм овладения детьми связью слов в предложении.

  3. Развитие навыков построения связного высказывания.

  4. Формирование психологической базы речи:

  • зрительного, слухового, пространственного, осязательного восприятия;

  • мышления;

  • памяти;

  • устойчивости внимания;

  • накопление представлений об окружающем мире;

  • воображения;

  • наблюдательности, особенно к языковым явлениям; - развитие общей и мелкой моторики.

5. Формирование регулирующей учебной деятельности: планирование предстоящей деятельности;

  • контроль, за ходом своей деятельности;

  • применение полученных знаний в новых ситуациях, - анализ и оценка продуктивной собственной деятельности. Воспитательные:

  1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

  2. Формирование личностных качеств:


  • организованности;

  • воспитанности;

  • взаимоуважения друг к другу;

  • адекватного представления о себе и своих возможностях.



Общая характеристика учебного курса

Данная программа направлена на успешное усвоение грамоты младшими школьниками, предупреждение нарушений чтения и письма на фоне дефектов устной речи.

Программа опирается на ряд актуальных принципов в содержании и методике коррекционной работы на логопедических занятиях:

1) обусловленность содержания и методики коррекционной работы особенностям развития речи;

2) соотнесение недостатков речи с сенсорным дефектом и потенциальны возможностями коррекционнокомпенсаторного развития за счѐт полисенсорного восприятия;

3) усиление общего речевого развития детей за счѐт введения специальных коррекционно-компенсаторных форм преодоления недостатков письма и речи.



Планируемые результаты освоения коррекционного курса




Личностные результаты обучения:

формирование у обучающихся

-чувства патриотизма, гордости за свою Родину;

-толерантности, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре; -ответственного отношения к учѐбе;

  • осознанного, доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, его мнению;

  • навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • установок на безопасность на безопасный и здоровый образ жизни;

  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности, основами экологической культуры;

  • Метапредметные результаты обучения: формирование универсальных учебных действий (УУД) - ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда; работать в соответствии с поставленной задачей;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом; - работать по плану и корректировать свою деятельность; - определять успешность своей работы и других детей.

  • искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях; осуществлять анализ и синтез; - составлять описание объекта;

  • строить рассуждение, составлять простой и сложный план текста;

  • работать с текстом;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;

  • правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста); адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • Предметные результаты обучения:


сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и ключевым словам;

  • осмысленно, правильно и выразительно читать предложениями;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • делить текст на части и озаглавливать их;

  • выполнять разбор слова по составу;

  • производить звуко-буквенный анализ слов;

  • правильно списывать тексты;

  • писать слова и предложения под диктовку;

  • находить и исправлять орфографические ошибки;

  • распознавать части речи и выполнять морфологический разбор;

  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;

  • определять предложения по цели высказывания, определять простое и сложное предложение, уметь выполнять синтаксический разбор;

  • составлять предложения с однородными членами.



Учащиеся должны уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда; работать в соответствии с поставленной задачей; - искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях; составлять описание объекта; составлять простой и сложный план текста; работать с текстом;

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя- логопеда;

  • оценивать свою работу и работу товарища;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;

  • правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы.



Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).


Содержание коррекционного курса (4 класс)





Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данного учащегося.





п/п




Разделы

Кол-во часов

1

Диагностика




2

2

Коррекция устной и письменной речи




66



Итого




68



Диагностический этап.

Цель: обследование состояния устной и письменной речи обучающихся. Задачи:

уточнение структуры речевого дефекта и оценка степени выраженности нарушений разных сторон речи

(получения речевого профиля); построение системы индивидуальной коррекционной работы;

отслеживание динамики речевого развития ребѐнка с ОВЗ (ЗПР) Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:

  • коррекция дефектов произношения;

  • формирование полноценных фонетических представлений на базе развития

  • совершенствование фонематического восприятия, звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

  1. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

  1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.