Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика обучения и воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Под внутренней дифференциацией же понимают смешанные классы, где детей не делят по способностям изначально, классы разнородны, а учет особенностей детей проходит в специально отобранных группах этого класса, при этом деление на группы бывает неявным, тогда ее состав меняется в зависимости от намеченной учебной задачи [16]. Формой внутренней дифференциации является уровневая дифференциация.

Приоритетным направлением изучения в данной работе является как раз уровневая дифференциация. Обучение в условиях уровневой дифференциации – это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся, составленной с учетом различия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих особенностей с использованием комплекса методических, психолого-педагогических и организационных мероприятий. Цель уровневой дифференциации – дать возможность каждому учащемуся достичь обязательного уровня усвоения материала, создать условия для усвоения продвинутого и повышенного уровня для желающих, обеспечить системный подход в обучении и контроле [3]. При этом главной педагогической идеей уровневой дифференциации является формирование мотивации у обучающихся. При обучении в условиях уровневой дифференциации каждый учащийся может достичь обязательных результатов обучения по каждой теме. За учащимся закрепляются не только его обязанности - усвоить материал на обязательном уровне, а также права. Важнейшим правом каждого учащегося является право выбора - получить ли в соответствии со своими способностями и склонностями повышенную подготовку по предмету или ограничиться обязательным базовым уровнем усвоения. Для реализации основных принципов уровневой дифференциации учитель должен использовать различные формы и методы обучения. Наиболее известными и часто применяемыми формами организации являются: трёхвариантные задания по степени трудности — облегчённый, средний и повышенный где выбор варианта предоставляется учащемуся; индивидуальные дифференцированные задания; групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся, где вариант определяет учитель [3]. Рассмотрим поподробнее.

По мнению сторонника трехуровневой дифференциации В. В. Гузеева, оптимальным является выделение трех уровней обученности учеников [9]. Первый уровень, или минимальный (А), предоставляет обязательный минимум, который позволяет создать цельную картину основных представлений. Задания этого уровня отвечают минимальным установкам образовательного стандарта. В первую группу входят школьники с низкой успеваемостью, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения. Если ученики ориентируются по учебному материалу по случайным признакам и выбирают репродуктивные задания, то за их выполнение ставится отметка "удовлетворительно".


Второй уровень — базовый, или общий (В) расширяет материал первого уровня, демонстрирует, иллюстрирует и уточняет основную информацию, показывая, как применять концепции на практике. Этот уровень увеличивает объем знаний и помогает углубить понимание основной темы, создавая более цельную картину. Требует глубокого знания системы понятий, умения решать проблемные ситуации в рамках курса. Вторую группу составляют ученики со средней успеваемостью, которые могут решать задания не по образцу, а также усложнённые задачи, опираясь на указания учителя. Если учащиеся могут использовать локальные признаки для получения фактов, проводя анализ и решают задачи, разбитые на подзадачи с явной связью, то они получают оценку "хорошо".

Третий уровень (С) представляет собой продвинутый уровень знаний, который погружает учащегося в глубокий материал и помогает ему раскрыть логическое обоснование концепции, открывая возможности для творческого применения знаний. Этот уровень позволяет ученику проявить себя в ходе дополнительной самостоятельной работы. Для его достижения необходима способность решать сложные задачи, связанные с общим курсом и смежными курсами, выбирая собственную программу действий и определяя конечную цель.

Однако, наиболее широкие возможности для внутренней дифференциации представляет дифференцированная самостоятельная работа, которая проходит в индивидуальном темпе. Индивидуализация достигается путем выдачи уникальных заданий, структурирования класса и группировки учащихся по разным критериям [2]. Такая дифференциация сводится к изменению характера инструкции для самостоятельной работы, т.е. в самостоятельную работу включаются подготовительные вопросы или упражнения, выполнение которых подводит к решению основного задания. Слабоуспевающий ученик в дополнение к заданию получает карточку с теоретической справкой, предписанием, алгоритмом действия, использование которой – помощь в таком опосредованном виде.

Много возможностей для внутренней дифференциации представляет групповая работа. Она подразумевает разделение класса на группы от 3 до 8 человек, чаще всего на 4, для выполнения задания, которое предоставляется группе в целом, а не отдельному ученику. Такой подход создает более благоприятные условия для учащихся, чем при фронтальной работе, поскольку они могут высказать свое мнение и активнее взаимодействовать в малой группе в соответствии со своими интересами и способностями [1]. Некоторые группы могут быть структурированы на основе уровня развития учащегося или их собственных желаний. Однако, есть опасность того, что более сильные и усердные ученики могут заглушить инициативу более пассивных и ленивых учащихся.



Дифференцированный подход в педагогике заключается в адаптации методов и форм работы к индивидуальным особенностям учеников с целью развития личности, а не изменением целей и содержания обучения и воспитания, которые определяются государственной программой и являются общими для всех. Безусловно, у дифференцированного подхода есть свои недостатки. К ним относится нехватка ресурсов для внедрения данного подхода в школе, а также профессионального развития, чтобы должным образом подготовить преподавателей. Кроме того, дифференцированный подход занимает много времени, сил и ресурсов у преподавателей для подготовки занятий. К преимуществам же можно отнести эффективность дифференциации как для учащихся с высокими способностями, так и для учащихся с ограниченными возможностями, высокую вовлеченность в процесс обучения, а также более осознанное отношение к обучению со стороны учащихся, следствием чего является повышение уровня знаний [9].

Итак, в данной работе основным будем считать следующее определение: уровневая дифференциация - это организация обучения, где учащиеся имеют возможность изучать программу на различных уровнях, но не ниже обязательных требований, и выбирать объем и глубину учебного материала в соответствии со своими способностями, интересами и потребностями. В настоящее время для грамотной реализации дифференцированного подхода в процессе обучения экономике одной из важных задач для учителя является задача в поиске методов и средств реализации уровневой дифференциации.

Итогами данного пункта являются следующие положения: рассмотрение двух видов и их основных форм дифференциации –уровневая и профильная, а также определение опорного для нас понятия уровневой дифференциации.

1.3 Средства реализации дифференцированного подхода в процессе обучения экономике.


Для продуктивной реализации уровневой дифференциации следует учитывать возможности учащихся и их умения. Задача учителя заключается в поиске приемов и средств для реализации дифференцированного подхода. Анализ литературы показал, что авторы выделяют различные средства для реализации дифференцированного подхода:

1) разноуровневые задачи;

2) дифференцированные домашние задания;

3) уровневые тесты для контроля

4) дифференцированные самостоятельные работы

Итак, подробно рассмотрим каждое средство дифференциации.


Начнем с разноуровневых задач. Задачи представляют собой дидактические единицы, направленные на формирование знаний, умений и навыков решения различных типов задач, а также на развитие творческого мышления, интеллекта, мировоззрения и нравственных качеств учеников. В процессе обучения и воспитания задачи и их решение играют ключевую роль и являются основой для достижения поставленных перед ними целей. Чтобы задача выполняла свое назначение, необходимо выбирать уровень сложности с учетом возможностей каждого ученика, поскольку решение базовых задач будет неэффективным для учащихся с повышенным уровнем знаний [20]. Поэтому в учебном процессе необходимо использовать разноуровневые задачи, которые являются дифференцированными, то есть адаптированными к уровню знаний, умений и способов деятельности учеников. В данной работе под разноуровневыми задачами будем понимать задачи, которые учитывают особенности типологических групп учащихся, объединенных одинаковым уровнем знаний, умений и способов деятельности.

Если рассматривать дифференцированные домашние задания, то они помогают закрепить и более глубоко усвоить изученный материал в практическом применении, а также развить творческие способности и учебные навыки. Хорошая домашняя работа по экономике должна содержать не только задания для отработки знаний, соответствующие образовательной программе, но и помогать развивать личность ученика. При этом дифференциация домашнего задания помогает учителю учитывать индивидуальные способности и возможности учеников [17]. Домашняя работа характеризуется двумя признаками: наличие учебного задания и самостоятельной работой учащихся по выполнению этого задания.

Один из методов контроля знаний учащихся - уровневые тесты. Они помогают определить степень усвоения материала. Тесты бывают двух видов: закрытого типа, то есть с готовыми вариантами ответов и открытого типа. Эти задания также могут быть классифицированы по типу ответов - однозначный выбор, многозначный выбор, дополнение и перекрестный выбор. Дифференцированный подход в тестировании предполагает различные формы и методы организации деятельности учащихся, а также дифференциацию заданий по объему и сложности [20].


Для эффективной реализации дифференцированного подхода в обучении, учителям - предметникам необходимо решать несколько важных задач, в том числе контроль знаний и вовлечение всех учащихся в учебную деятельность. Для этого используется самостоятельная работа, которая помогает учащимся систематически пополнять свои знания и развивать навыки ориентации в потоке информации. В частности, при изучении экономики, использование дифференцированной самостоятельной работы становится особенно целесообразным, так как этот предмет требует от учащихся умения абстрактно мыслить и связывать теоретические знания с практическими ситуациями. Дифференцированная самостоятельная работа направлена на решение конкретных задач с учетом уровня знаний и умений каждой типологической группы учащихся [18].

Анализ литературы позволил выделить условия, которые необходимые соблюдать учителю при использовании в процессе обучения экономике дифференцированных самостоятельных работ:

1. Выделить и охарактеризовать типологические группы обучаемых.

2. Определить уровни знаний и умений, которыми должны владеть обучаемые выделенных типологических групп.

3. Составить задания для самостоятельной работы на каждом уровне

Таким образом, при успешном освоении предмета каждым учеником и вовлечения в самостоятельную учебную деятельность при обучении экономике всех учащихся, целесообразно использовать дифференцированные самостоятельные работы, которые включают задания с учетом выделенных уровней усвоения знаний и умений обучающихся. Для успешного преподавания экономики важно учитывать индивидуальные особенности учеников. При этом дифференцированный подход должен охватывать не только содержание, но и организацию уроков. Эффективность методики обучения зависит от формирования самостоятельности обучающихся. Сегодня необходимы специалисты, которые могут мыслить творчески, решать нестандартные задачи и принимать оптимальные решения. Поэтому наиболее значимым в данной работе будет рассмотрение дифференцированных самостоятельных работ как средство реализации уровневой дифференциации.

Выводы по главе 1


В главе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Проанализировав различные подходы к определению понятия «дифференцированный подход», за основу была выбрана следующая формулировка определения: дифференцированное обучение — это комплексная система, введение которой в образовательный процесс предполагает выявление и учет индивидуальных особенностей учащихся, определение сложности и темпа обучения в соответствии с индивидуальными особенностями отдельных учащихся и особенностей групп школьников, применение соответствующих форм