Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика обучения и воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обучения и учебной деятельности школьников, методов и средств обучения. Выявлены особенности уровневой дифференциации в процессе обучения экономике. Также обосновано, что дифференцированные задания являются одним из средств, направленных на реализацию уровневой дифференциации учащихся в процессе обучения экономике.

Результаты анализа исследований по проблеме дифференциации самостоятельных работ в обучении экономике показывают, что успешное выполнение работы зависит от изучения различий учащихся, уровня их самостоятельности при выполнении заданий, учета их при планировании, подбору заданий и видов самостоятельных работ со стороны деятельности учителя.

Глава 2. Использование разноуровневых самостоятельных работ как одного из средств реализации дифференцированного подхода

2.1. Рекомендации к разработке разноуровневых заданий для самостоятельных работ на уроках экономики


Основываясь на положениях, полученных в первой главе, приведем рекомендации, которыми должен руководствоваться учитель при разработке и использовании разноуровневых самостоятельных работ на уроках экономики в условиях дифференцированного подхода. В процессе обучения экономике самостоятельная работа должна быть дифференцированной, тогда она будет эффективно способствовать интеллектуальному развитию учащихся [11]. Также педагоги отмечают, что дифференцированная самостоятельная работа может выполняться в группе, индивидуально или фронтально на любом из этапов урока.

Анализ педагогической литературы позволяет нам сделать вывод, что основными признаками «разноуровневой самостоятельной работы» отмечаются:

- наличие разноуровневых заданий;

- дифференцированное руководство учителя;

- критериальное оценивание работы;

- использование разных способов организации деятельности обучаемых: по степени самостоятельности, по степени и характеру помощи обучающимся.

Степень сложности самостоятельной работы влияет на предоставление ее конкретным группам учащихся, то есть должна отвечать способностям и возможностям учащихся. Чтобы осуществить переход с одного уровня сложности на другой, учителю необходимо убедиться в том, что учащийся полностью справляется с предыдущем уровнем самостоятельности. В противном случае у учащегося будут наблюдаться пробелы в знаниях. Важно соблюдать следующее правило самостоятельной работы: содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения должны отвечать основным целям обучения данной теме и на данном этапе. Необходимо понимать, что использование самостоятельных работ на уроке должно быть в меру [10].


При отборе заданий для самостоятельной работы, необходимо учитывать следующие критерии: формулировка целей и заданий должна быть четкой, задания должны соответствовать возможностям учащихся и иметь связь с изученным материалом, а также усложняться постепенно, развивая нестандартные мыслительные способности. Важно, чтобы содержание и форма заданий вызывали у учащихся постоянный интерес и мотивацию для выполнения работы, а результаты были представлены четко в соответствии с требованиями, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Необходимо также указывать сроки выполнения и ориентировочный объем работы, использовать разнообразные формы самостоятельной работы [17].

На основе вышесказанного приведем рекомендации, которые учителю помогут составить задания для разноуровневых самостоятельных работ:

  1. Материал для заданий должен соответствовать требованиям программы по теме;

  2. Задания должны быть доступны для всех учеников, включая тех, кто имеет особые потребности;

  3. Уровни заданий должны соответствовать возможностям учеников;

  4. Задания должны быть выстроены с учетом временных рамок выполнения самостоятельной работы;

  5. При выборе заданий необходимо определить критерии их оценки.

При подготовке к уроку учитывается уровень знаний и возможностей каждого обучающегося. Ребенку не дается неусвоенный им материал в качестве контроля знаний, он предлагается для наблюдений и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Использование заданий разного уровня сложности на уроках не только стимулирует интерес к предмету, но и развивает умение работать самостоятельно, доказывать, анализировать и делать выводы. Это повышает уровень усвоения знаний и способствует положительной мотивации в процессе обучения.


2.2. Разработка комплекса разноуровневых самостоятельных работ по экономике


В данном пункте представлен комплекс разноуровневых самостоятельных работ. Задания в самостоятельных работах составлены в рамках выделенных рекомендаций к разработке разноуровневых заданий для самостоятельных работ, то есть:



  • отбор материала осуществляется на основе требований на уроках экономики в рамках выбранной темы;

  • самостоятельные работы соответствуют выделенным уровням дифференциации;

  • установлены критерии оценивания самостоятельной работы, доступные каждому ученику;

  • для каждой самостоятельной работы указан временной промежуток, отвечающий стандартам современного урока экономики;

  • в самостоятельных работах содержится инструкция по выполнению;

  • самостоятельные работы предполагают участие учителя при необходимости.

Далее идет разработанная самостоятельная работа для 10 класса

Выводы по главе 2



Источники


1. Методика обучения экономике, Куликова Т.А., Башкирова И.Ю., Забелина А.В., Губарева Т.В., Сергеев А.Н., Медведев П.Н., 2016

2. Евплова Е.В. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.В. Евплова, И.И. Тубер. – Челябинск, 2015 – 108 с.

3. Зверева, Н. А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО / Н. А. Зверева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10700/ (дата обращения: 03.02.2023).

4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М.: Педагогика,2017. – 680 с.

5. Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва. 2016"

6. Петров А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории / А.Петров // AlmaMater. -2015. - №2. – С. 54-58.

7. Осмоловская, И.М. Практика дифференцированного обучения: попытка систематизации / И.М.Осмоловская // Школа. - 2016 - № 6 - С.45.

8. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии – М, 2016 – 532 с.

9. Баранова, Н.Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения / Н.Н. Баранова // Начальная школа. – 2016 – № 2 – 59

10. Смирнова О. Ю. Особенности организации самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-obuchayuschihsya-ekonomicheskih-spetsialnostey (дата обращения: 15.04.2023).

11. Филипова Н.В. К вопросу о преподавании экономических дисциплин в современной школе 2017

12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 27.02.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"


13. Гарманова О. Ю., Смирнова Н. В. Применение дифференцированного подхода при обучении школьников экономике // Вопросы территориального развития. 2013. №8 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-differentsirovannogo-podhoda-pri-obuchenii-shkolnikov-ekonomike (дата обращения: 15.04.2023).

14. Старостина С.А. Понятие и сущность дифференцированного обучения // НАУ. 2021. №65-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-differentsirovannogo-obucheniya (дата обращения: 15.04.2023).

15. Месропян Г.М. Дифференцированный подход в обучении и воспитании // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №30-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsirovannyy-podhod-v-obuchenii-i-vospitanii (дата обращения: 15.04.2023).

16. Еркибаева Г. Г. Роль технологии индивидуально-дифференцированного обучения в повышении качества знаний // Наука, образование и культура. 2017. №9 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tehnologii-individualno-differentsirovannogo-obucheniya-v-povyshenii-kachestva-znaniy (дата обращения: 15.04.2023).

17. Филиппова Н. В. К вопросу о преподавании экономических дисциплин в современной школе // Инновации и инвестиции. 2017. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-prepodavanii-ekonomicheskih-distsiplin-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 15.04.2023).

18. Романова М. Ю. Школьный предмет «Экономика»: современное содержание и перспективы развития // Проблемы современного образования. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy-predmet-ekonomika-sovremennoe-soderzhanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 15.04.2023).

19. Урусова Л.Х., Шигалугова М.Х. Дифференциация преподавания и обучения: преимущества и недостатки // Образование и право. 2022. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsiatsiya-prepodavaniya-i-obucheniya-preimuschestva-i-nedostatki (дата обращения: 15.04.2023).

20. Орлова, И. А. Методика обучения экономике [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / И. А. Орлова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022 – 183 с.

21. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (дата обращения: 15.04.2023).

Смирнова Оксана Юрьевна Особенности организации самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-obuchayuschihsya-ekonomicheskih-spetsialnostey (дата обращения: 15.04.2023).