Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика обучения и воспитания.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие дифференцированного подхода и его роль в обучении
1.2. Виды и особенности применения дифференцированного подхода на уроках экономики
1.3 Средства реализации дифференцированного подхода в процессе обучения экономике.
2.1. Рекомендации к разработке разноуровневых заданий для самостоятельных работ на уроках экономики
2.2. Разработка комплекса разноуровневых самостоятельных работ по экономике
обучения и учебной деятельности школьников, методов и средств обучения. Выявлены особенности уровневой дифференциации в процессе обучения экономике. Также обосновано, что дифференцированные задания являются одним из средств, направленных на реализацию уровневой дифференциации учащихся в процессе обучения экономике.
Результаты анализа исследований по проблеме дифференциации самостоятельных работ в обучении экономике показывают, что успешное выполнение работы зависит от изучения различий учащихся, уровня их самостоятельности при выполнении заданий, учета их при планировании, подбору заданий и видов самостоятельных работ со стороны деятельности учителя.
Основываясь на положениях, полученных в первой главе, приведем рекомендации, которыми должен руководствоваться учитель при разработке и использовании разноуровневых самостоятельных работ на уроках экономики в условиях дифференцированного подхода. В процессе обучения экономике самостоятельная работа должна быть дифференцированной, тогда она будет эффективно способствовать интеллектуальному развитию учащихся [11]. Также педагоги отмечают, что дифференцированная самостоятельная работа может выполняться в группе, индивидуально или фронтально на любом из этапов урока.
Анализ педагогической литературы позволяет нам сделать вывод, что основными признаками «разноуровневой самостоятельной работы» отмечаются:
- наличие разноуровневых заданий;
- дифференцированное руководство учителя;
- критериальное оценивание работы;
- использование разных способов организации деятельности обучаемых: по степени самостоятельности, по степени и характеру помощи обучающимся.
Степень сложности самостоятельной работы влияет на предоставление ее конкретным группам учащихся, то есть должна отвечать способностям и возможностям учащихся. Чтобы осуществить переход с одного уровня сложности на другой, учителю необходимо убедиться в том, что учащийся полностью справляется с предыдущем уровнем самостоятельности. В противном случае у учащегося будут наблюдаться пробелы в знаниях. Важно соблюдать следующее правило самостоятельной работы: содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения должны отвечать основным целям обучения данной теме и на данном этапе. Необходимо понимать, что использование самостоятельных работ на уроке должно быть в меру [10].
При отборе заданий для самостоятельной работы, необходимо учитывать следующие критерии: формулировка целей и заданий должна быть четкой, задания должны соответствовать возможностям учащихся и иметь связь с изученным материалом, а также усложняться постепенно, развивая нестандартные мыслительные способности. Важно, чтобы содержание и форма заданий вызывали у учащихся постоянный интерес и мотивацию для выполнения работы, а результаты были представлены четко в соответствии с требованиями, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Необходимо также указывать сроки выполнения и ориентировочный объем работы, использовать разнообразные формы самостоятельной работы [17].
На основе вышесказанного приведем рекомендации, которые учителю помогут составить задания для разноуровневых самостоятельных работ:
При подготовке к уроку учитывается уровень знаний и возможностей каждого обучающегося. Ребенку не дается неусвоенный им материал в качестве контроля знаний, он предлагается для наблюдений и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Использование заданий разного уровня сложности на уроках не только стимулирует интерес к предмету, но и развивает умение работать самостоятельно, доказывать, анализировать и делать выводы. Это повышает уровень усвоения знаний и способствует положительной мотивации в процессе обучения.
В данном пункте представлен комплекс разноуровневых самостоятельных работ. Задания в самостоятельных работах составлены в рамках выделенных рекомендаций к разработке разноуровневых заданий для самостоятельных работ, то есть:
Далее идет разработанная самостоятельная работа для 10 класса
1. Методика обучения экономике, Куликова Т.А., Башкирова И.Ю., Забелина А.В., Губарева Т.В., Сергеев А.Н., Медведев П.Н., 2016
2. Евплова Е.В. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.В. Евплова, И.И. Тубер. – Челябинск, 2015 – 108 с.
3. Зверева, Н. А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО / Н. А. Зверева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10700/ (дата обращения: 03.02.2023).
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М.: Педагогика,2017. – 680 с.
5. Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва. 2016"
6. Петров А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории / А.Петров // AlmaMater. -2015. - №2. – С. 54-58.
7. Осмоловская, И.М. Практика дифференцированного обучения: попытка систематизации / И.М.Осмоловская // Школа. - 2016 - № 6 - С.45.
8. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии – М, 2016 – 532 с.
9. Баранова, Н.Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения / Н.Н. Баранова // Начальная школа. – 2016 – № 2 – 59
10. Смирнова О. Ю. Особенности организации самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-obuchayuschihsya-ekonomicheskih-spetsialnostey (дата обращения: 15.04.2023).
11. Филипова Н.В. К вопросу о преподавании экономических дисциплин в современной школе 2017
12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 27.02.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
13. Гарманова О. Ю., Смирнова Н. В. Применение дифференцированного подхода при обучении школьников экономике // Вопросы территориального развития. 2013. №8 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-differentsirovannogo-podhoda-pri-obuchenii-shkolnikov-ekonomike (дата обращения: 15.04.2023).
14. Старостина С.А. Понятие и сущность дифференцированного обучения // НАУ. 2021. №65-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-differentsirovannogo-obucheniya (дата обращения: 15.04.2023).
15. Месропян Г.М. Дифференцированный подход в обучении и воспитании // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №30-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsirovannyy-podhod-v-obuchenii-i-vospitanii (дата обращения: 15.04.2023).
16. Еркибаева Г. Г. Роль технологии индивидуально-дифференцированного обучения в повышении качества знаний // Наука, образование и культура. 2017. №9 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tehnologii-individualno-differentsirovannogo-obucheniya-v-povyshenii-kachestva-znaniy (дата обращения: 15.04.2023).
17. Филиппова Н. В. К вопросу о преподавании экономических дисциплин в современной школе // Инновации и инвестиции. 2017. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-prepodavanii-ekonomicheskih-distsiplin-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 15.04.2023).
18. Романова М. Ю. Школьный предмет «Экономика»: современное содержание и перспективы развития // Проблемы современного образования. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy-predmet-ekonomika-sovremennoe-soderzhanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 15.04.2023).
19. Урусова Л.Х., Шигалугова М.Х. Дифференциация преподавания и обучения: преимущества и недостатки // Образование и право. 2022. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsiatsiya-prepodavaniya-i-obucheniya-preimuschestva-i-nedostatki (дата обращения: 15.04.2023).
20. Орлова, И. А. Методика обучения экономике [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / И. А. Орлова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022 – 183 с.
21. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (дата обращения: 15.04.2023).
Смирнова Оксана Юрьевна Особенности организации самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-obuchayuschihsya-ekonomicheskih-spetsialnostey (дата обращения: 15.04.2023).
Результаты анализа исследований по проблеме дифференциации самостоятельных работ в обучении экономике показывают, что успешное выполнение работы зависит от изучения различий учащихся, уровня их самостоятельности при выполнении заданий, учета их при планировании, подбору заданий и видов самостоятельных работ со стороны деятельности учителя.
Глава 2. Использование разноуровневых самостоятельных работ как одного из средств реализации дифференцированного подхода
2.1. Рекомендации к разработке разноуровневых заданий для самостоятельных работ на уроках экономики
Основываясь на положениях, полученных в первой главе, приведем рекомендации, которыми должен руководствоваться учитель при разработке и использовании разноуровневых самостоятельных работ на уроках экономики в условиях дифференцированного подхода. В процессе обучения экономике самостоятельная работа должна быть дифференцированной, тогда она будет эффективно способствовать интеллектуальному развитию учащихся [11]. Также педагоги отмечают, что дифференцированная самостоятельная работа может выполняться в группе, индивидуально или фронтально на любом из этапов урока.
Анализ педагогической литературы позволяет нам сделать вывод, что основными признаками «разноуровневой самостоятельной работы» отмечаются:
- наличие разноуровневых заданий;
- дифференцированное руководство учителя;
- критериальное оценивание работы;
- использование разных способов организации деятельности обучаемых: по степени самостоятельности, по степени и характеру помощи обучающимся.
Степень сложности самостоятельной работы влияет на предоставление ее конкретным группам учащихся, то есть должна отвечать способностям и возможностям учащихся. Чтобы осуществить переход с одного уровня сложности на другой, учителю необходимо убедиться в том, что учащийся полностью справляется с предыдущем уровнем самостоятельности. В противном случае у учащегося будут наблюдаться пробелы в знаниях. Важно соблюдать следующее правило самостоятельной работы: содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения должны отвечать основным целям обучения данной теме и на данном этапе. Необходимо понимать, что использование самостоятельных работ на уроке должно быть в меру [10].
При отборе заданий для самостоятельной работы, необходимо учитывать следующие критерии: формулировка целей и заданий должна быть четкой, задания должны соответствовать возможностям учащихся и иметь связь с изученным материалом, а также усложняться постепенно, развивая нестандартные мыслительные способности. Важно, чтобы содержание и форма заданий вызывали у учащихся постоянный интерес и мотивацию для выполнения работы, а результаты были представлены четко в соответствии с требованиями, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Необходимо также указывать сроки выполнения и ориентировочный объем работы, использовать разнообразные формы самостоятельной работы [17].
На основе вышесказанного приведем рекомендации, которые учителю помогут составить задания для разноуровневых самостоятельных работ:
-
Материал для заданий должен соответствовать требованиям программы по теме; -
Задания должны быть доступны для всех учеников, включая тех, кто имеет особые потребности; -
Уровни заданий должны соответствовать возможностям учеников; -
Задания должны быть выстроены с учетом временных рамок выполнения самостоятельной работы; -
При выборе заданий необходимо определить критерии их оценки.
При подготовке к уроку учитывается уровень знаний и возможностей каждого обучающегося. Ребенку не дается неусвоенный им материал в качестве контроля знаний, он предлагается для наблюдений и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Использование заданий разного уровня сложности на уроках не только стимулирует интерес к предмету, но и развивает умение работать самостоятельно, доказывать, анализировать и делать выводы. Это повышает уровень усвоения знаний и способствует положительной мотивации в процессе обучения.
2.2. Разработка комплекса разноуровневых самостоятельных работ по экономике
В данном пункте представлен комплекс разноуровневых самостоятельных работ. Задания в самостоятельных работах составлены в рамках выделенных рекомендаций к разработке разноуровневых заданий для самостоятельных работ, то есть:
-
отбор материала осуществляется на основе требований на уроках экономики в рамках выбранной темы; -
самостоятельные работы соответствуют выделенным уровням дифференциации; -
установлены критерии оценивания самостоятельной работы, доступные каждому ученику; -
для каждой самостоятельной работы указан временной промежуток, отвечающий стандартам современного урока экономики; -
в самостоятельных работах содержится инструкция по выполнению; -
самостоятельные работы предполагают участие учителя при необходимости.
Далее идет разработанная самостоятельная работа для 10 класса
Выводы по главе 2
Источники
1. Методика обучения экономике, Куликова Т.А., Башкирова И.Ю., Забелина А.В., Губарева Т.В., Сергеев А.Н., Медведев П.Н., 2016
2. Евплова Е.В. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.В. Евплова, И.И. Тубер. – Челябинск, 2015 – 108 с.
3. Зверева, Н. А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО / Н. А. Зверева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10700/ (дата обращения: 03.02.2023).
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М.: Педагогика,2017. – 680 с.
5. Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва. 2016"
6. Петров А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории / А.Петров // AlmaMater. -2015. - №2. – С. 54-58.
7. Осмоловская, И.М. Практика дифференцированного обучения: попытка систематизации / И.М.Осмоловская // Школа. - 2016 - № 6 - С.45.
8. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии – М, 2016 – 532 с.
9. Баранова, Н.Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения / Н.Н. Баранова // Начальная школа. – 2016 – № 2 – 59
10. Смирнова О. Ю. Особенности организации самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-obuchayuschihsya-ekonomicheskih-spetsialnostey (дата обращения: 15.04.2023).
11. Филипова Н.В. К вопросу о преподавании экономических дисциплин в современной школе 2017
12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 27.02.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
13. Гарманова О. Ю., Смирнова Н. В. Применение дифференцированного подхода при обучении школьников экономике // Вопросы территориального развития. 2013. №8 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-differentsirovannogo-podhoda-pri-obuchenii-shkolnikov-ekonomike (дата обращения: 15.04.2023).
14. Старостина С.А. Понятие и сущность дифференцированного обучения // НАУ. 2021. №65-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-differentsirovannogo-obucheniya (дата обращения: 15.04.2023).
15. Месропян Г.М. Дифференцированный подход в обучении и воспитании // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №30-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsirovannyy-podhod-v-obuchenii-i-vospitanii (дата обращения: 15.04.2023).
16. Еркибаева Г. Г. Роль технологии индивидуально-дифференцированного обучения в повышении качества знаний // Наука, образование и культура. 2017. №9 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tehnologii-individualno-differentsirovannogo-obucheniya-v-povyshenii-kachestva-znaniy (дата обращения: 15.04.2023).
17. Филиппова Н. В. К вопросу о преподавании экономических дисциплин в современной школе // Инновации и инвестиции. 2017. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-prepodavanii-ekonomicheskih-distsiplin-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 15.04.2023).
18. Романова М. Ю. Школьный предмет «Экономика»: современное содержание и перспективы развития // Проблемы современного образования. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy-predmet-ekonomika-sovremennoe-soderzhanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 15.04.2023).
19. Урусова Л.Х., Шигалугова М.Х. Дифференциация преподавания и обучения: преимущества и недостатки // Образование и право. 2022. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsiatsiya-prepodavaniya-i-obucheniya-preimuschestva-i-nedostatki (дата обращения: 15.04.2023).
20. Орлова, И. А. Методика обучения экономике [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / И. А. Орлова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022 – 183 с.
21. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (дата обращения: 15.04.2023).
Смирнова Оксана Юрьевна Особенности организации самостоятельной работы обучающихся экономических специальностей // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-obuchayuschihsya-ekonomicheskih-spetsialnostey (дата обращения: 15.04.2023).