Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика обучения и воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

44.03.01 Экономическое образование


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Методика обучения и воспитания»

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЗАДАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

Выполнил:

Форма обучения очная

Руководитель:

доцент, кандидат экономических наук

Дата:

Оценка:

Содержание


Введение 2

1 глава. Теоретические основы дифференцированного подхода для разработки заданий самостоятельной работы на уроках экономики 5

1.1 Понятие дифференцированного подхода и его роль в обучении 5

1.2. Виды и особенности применения дифференцированного подхода на уроках экономики 8

1.3 Средства реализации дифференцированного подхода в процессе обучения экономике. 12

Выводы по главе 1 15

Глава 2. Использование разноуровневых самостоятельных работ как одного из средств реализации дифференцированного подхода 16

2.1. Рекомендации к разработке разноуровневых заданий для самостоятельных работ на уроках экономики 16

2.2. Разработка комплекса разноуровневых самостоятельных работ по экономике 18

Выводы по главе 2 19

Источники 19


Введение


  В системе образования России происходят сложные и противоречивые процессы. С одной стороны, это глубокое реформирование и совершенствование содержания образования, а с другой – отставание по таким важнейшим разделам как материально-техническое, финансово-экономическое и кадровое обеспечение. Важнейшими направлениями развития образования являются: сохранение и укрепление единства образовательного пространства России с учетом национально-региональных, экономических и других интересов её народов и регионов; реформирование содержания образования; подготовка и переподготовка кадров; реформа управления образования; нормативно-правовое обеспечение функционирования и развития системы образования; массовая профессионализация молодёжи, проблемы занятости молодёжи. [12] Решением для одного из направлений развития образования является централизованная разработка федеральных учебно-программных и учебно-методических комплексов, параллельных учебников и учебных пособий, в том числе по выбору обучающихся, для российской школы.
Здесь огромную роль играет дифференцированный подход к обучению.


Важной составляющей нового Федерального государственного образовательного стандарта общего и среднего образования является повышение качества образования и воспитания на основе системно - деятельностного подхода в обучении. Исходя из цели современного образования – воспитание личности, способной к самоопределению, самовоспитанию и самообразованию, возникает потребность организовать развитие каждого учащегося с учетом его наклонностей, особенностей и познавательных потребностей [21]. На современном этапе, в связи с развитием технологий и доступностью информации, ученики становятся все более разносторонними, из-за чего появляется необходимость раскрыть способности каждого ребенка, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Исходя из этого, дифференцированный подход становится важным фактором обеспечения успешности учебного процесса. К числу учебных дисциплин, требующих интенсивной мыслительной работы высокого уровня обобщений, относится экономика. Данный предмет направлен на развитие личностных качеств каждого ученика, подготовку его к жизни, предстоящей трудовой деятельности. Однако в системе среднего (полного) образования добиться усвоения экономического материала всеми обучающимися на одинаково высоком уровне проблематично. При этом организация учебного процесса с учётом преобладания в классе школьников со средними способностями приводит к снижению успеваемости в классе, потере интереса к предмету, порождению безответственности, отсутствию желания учиться. Всё вышесказанное обусловливает необходимость использования дифференцированного подхода при обучении школьников экономике.

Проблема исследования заключается в том, что успешное усвоение знаний обучающимися не может быть полным без выполнения практических заданий, а дифференцированный подход к их разработке позволяет подобрать задания таким образом, чтобы каждому обучающемуся было интересно и посильно их выполнить. В данной работе будет рассмотрен дифференцированный подход к разработке заданий самостоятельной работы на уроках экономики, который учитывает индивидуальные особенности и уровень подготовки каждого учащегося.

Объект исследования: дифференцированный подход к обучению экономике в школе.

Предмет исследования: средства, направленные на реализацию дифференцированного обучения экономики в основной школе.

Цель: рассмотреть теоретические аспекты разработки дифференцированных практических заданий по экономике в школе и разработать комплекс

разноуровневых заданий для самостоятельной работы, направленных на реализацию дифференцированного подхода в процессе обучения экономики.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью выявления определения понятия дифференцированного подхода, видов и особенностей применения дифференциации обучения.

2. Выделить различные средства для реализации дифференцированного подхода в процессе обучения экономике.

3. Выделить рекомендации к составлению заданий для разноуровневых самостоятельных работ.

4. Разработать комплекс разноуровневых самостоятельных работ, направленных на реализацию дифференцированного подхода.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.

1 глава. Теоретические основы дифференцированного подхода для разработки заданий самостоятельной работы на уроках экономики



1.1 Понятие дифференцированного подхода и его роль в обучении


В психолого-педагогической литературе дифференцированный подход выделяется как средство оптимизации обучения, его совершенствования, улучшения его качества. Но для начала нужно разобраться с понятием дифференциация. Под дифференциацией - (от лат. differentia – различие) – понимают разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени. Дифференциация — это распределение учеников на разные категории групп по определенному принципу с целью оптимизации учебного процесса и создания наилучших условий для саморазвития каждого конкретного ребенка [5]. Исходя из этого, дифференцированное обучение на сегодняшний день представляется как технология, в которой ключевым ориентиром обозначено формирование среды, где школьники покажут существующий потенциал, разовьют интересы и способности. Рассмотрим определение с точки зрения разных ученых.

И.Д. Бутузов считает: «Основной смысл дифференцированного подхода заключается в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные различия в обучении учащихся, определить каждому из них наиболее рациональный характер работы на уроке» [6, с. 18].

По мнению Ю.К. Бабанского «Дифференцированный подход – это способ оптимизации, который предполагает оптимальное сочетание общеклассных и групповых индивидуальных форм обучения» [4, с. 21].


А.А. Кирсанов же под по дифференцированным подходом подразумевает «особый подход учителя к различным группам учеников, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объёму, сложности методам, приёмам» [18, с. 35].

Большинство исследователей, анализируя понятие «Дифференцированный подход» и приводя его определение, считают важным делать акцент на учет индивидуальных особенностей или различий обучающихся. По мнению В.И. Загвязинского: «В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует и классифицирует разнообразные качества личности и их проявления у обучающихся, выделяя наиболее общие, характерные особенности, типичные для данной группы детей. На этой основе педагог определяет стратегию собственного взаимодействия с группой, формы вовлечения обучающихся в общую деятельность и отношения. Вследствие этого, дифференцированный подход тесно связан с технологией индивидуального подхода» [13, с.87].

Обобщая все это, можно сказать, что дифференцированный подход — это особый подход к организации образовательного процесса и определение его структуры, содержания и объема учебной информации, для которого характерными аспектами являются всестороннее развитие учащихся, применение различных способов деления, классификации, разноуровневости и вариативности; а также применение в условиях дифференцированного подхода разных форм учебной деятельности: индивидуальной или коллективной.

Основная цель дифференцированного подхода– приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся [6]. Дифференцированным считается образовательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся. Суть дифференцированного подхода не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели, т.е. к самостоятельному выполнению задания.

Существует несколько подходов к определению целей дифференцированного обучения: с психолого-педагогической точки зрения - это индивидуализация обучения, направленная на стимулирование развития уникальных способностей, интересов и задатков каждого ученика; а с дидактической точки зрения - это создание новой методической системы, ориентированной на набор мотивационных факторов, и решение проблем, возникающих в школе [14].

Итак, основное назначение дифференцированных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы. Следовательно, дифференцированный подход к школьникам - это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенно в личности каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.


  Подводя итог, скажем, что под дифференцированным обучением будем понимать некую комплексную систему, которая, при в введении в образовательный процесс, предполагает выявление и учет индивидуальных особенностей учащихся, определение уровня сложности и темпа обучения исходя из индивидуальных особенностей каждого учащегося и особенностей выделенных групп обучающихся, применение соответствующих форм обучения и учебной деятельности учащихся, методов и средств обучения.

Итак, итогами данного пункта являются следующие положения: определение сущности понятия дифференцированного обучения, цели и роли дифференцированного подхода в обучении.

1.2. Виды и особенности применения дифференцированного подхода на уроках экономики


Экономическое образование, являясь условием и средством эффективной деятельности человека в области экономики, в настоящее время раскрывается как «педагогически адаптированный социальный опыт человечества в области экономики, который включает в себя определенную систему знаний, способов деятельности, опыт их осуществления, культуру общения в процессе экономической деятельности» [5, с. 38]. Содержание предмета «экономика» имеет общеобразовательный характер, то есть раскрывает окружающие социально-экономические условия жизни и деятельности человека в современных социально-экономических условиях страны. Ведущим в определении целей и содержания экономического образования в современной школе является системно-личностный подход, в рамках которого формируется целостная картина социально - экономического мира, окружающего человека. Поэтому дифференцированное обучение подходит под все условия преподавания экономики и предполагает реализацию в нескольких организационных формах с использованием различных возможных учебных средств и на разных уровнях.

На основе литературных источников можно выделить два основных вида дифференцированного подхода к обучению: внешняя и внутренняя дифференциация. Рассмотрим каждый вид дифференциации. Под внешней понимают формирование однородных групп детей по способностям, склонностям и интересам, где в группах организуется однородная, предметная и социально жестко ориентированная среда, например, изучение определенных предметов, ориентация на подготовку к поступлению в определенный вуз и т.п. [15]. К форме внешней дифференциации относится профильная дифференциация, которая предполагает индивидуализацию содержания образования за счет изменений в структуре и организации образовательного процесса на основе интересов, склонностей и способностей учащихся, их жизненных планов и намерений.