Файл: Стратегический анализ внутренней среды организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Письменная работа 2.

СОВРЕМЕННЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Студент группы: ИДЗ-71м-21

Ф.И.О.: Харин Е.А.


Москва 2023г

Стратегический анализ внутренней среды организации



Учебная цель: определить, выделить сильные и слабые стороны предприятия

Общие положения.

Анализ внутренней среды предприятия – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Внутренний анализ– это большое количество взаимосвязанных переменных, которые могут быть объединены в несколько групп, где важнейшими будут: цели (задачи), структура организации, финансовые ресурсы, трудовые ресурсы, производственная деятельность, сбыт, исследования и разработки.

Структура организации. Важнейшая цель внутреннего анали­за – выявление соответствия между структурой организации и ре­ализуемой ею стратегией, между которыми существует определен­ная связь. А. Чандлер (1962), например, обнаружил, что изменение в стратегии позднее приведет к определенному изменению струк­туры и выделил несколько важных предположений:

• Организации с ограниченными рынками сбыта продукции и простыми операциями имеют тенденцию к формированию линейно-функциональной структуры и в вопросах стратегии централизованы.

• По мере развития организации появляется тенденция к децентрализации ее структурных подразделений.

• По мере того как организации становятся более дифференцированными в вопросах стратегии, они становятся более свободными в выборе своих структур, используют менее жесткий контроль и более ценят информированность и творчество.

Средствами решения таких задач является создание матричных и сетевых структур.

Процесс внутреннего анализа должен быть сосредоточен на вопросе, подходит ли структура организации следованию и реализации стратегии. Анализ организационной структуры – это, преж­де всего, анализ результатов работы, которые тесно связаны со структурными проблемами. Для выяснения, в какой мере структу­ра соответствует целям организации, целесообразно получить от­веты на вопросы, подобные следующим:

• На основе каких принципов выделяются подразделения ком­пании?

• Какой объем продукции производят отдельные подразделения?


• Соответствуют ли результаты деятельности этих подразделений показателям эффективности и прибыли, получаемым компанией в целом?

Необходимо отметить, что трудовые ресурсы являются одним из наиболее существенных факторов производственного процесса, влия­ющих на все сферы деятельности предприятия и не подающиеся конк­ретному количественному анализу в стоимостном виде. Анализ дина­мики изменения численности по категориям и по возрасту дает оценку сложившихся тенденций и позволяет определить степень влияния этих изменений на обеспеченность кадрами, что имеет значение для будущих инвесторов.

Показатели текучести кадров оценивают эффективность работы предприятия по формированию своего трудового ресурса. Значитель­ные размеры текучести кадров свидетельствуют о неэффективном управлении трудовыми ресурсами. Высокая текучесть требует допол­нительных средств на обучение и приобретение необходимого уровня квалификации. Тем не менее, увеличение работающих должно быть обоснованно с позиции существенного увеличения объема трудоем­ких видов деятельности предприятия.

Важным в анализе эффективности использования кадров является показатель производительности труда. Уровень производительности труда рассчитывается как количество реализованной продукции на одного работающего или как количество продукции, выпущенной в еди­ницу времени. В процессе анализа необходимо провести сравнение темпов роста производительности труда и объемов производства, тем­пов прироста производительности труда и средней заработной платы. Если темп прироста производительности труда опережает темп при­роста среднемесячной заработной платы, то это приводит к повыше­нию рентабельности производства в целом и снижению удельных на­логовых платежей.

Изменение указанных показателей должно постоянно контролиро­ваться, а при их ухудшении (особенно снижении производительности труда или ее низком уровне по сравнению с сопоставимыми предприя­тиями) необходимы управленческие воздействия.

Причины увеличения текучести кадров и/или снижения произво­дительности труда должны быть изучены особо.

Производственная деятельность является основной функцией любой организации и представляет собой превращение исходных материалов в товары и услуги, которые можно реализовать на рынке.

Стратегическая значимость производственной деятельности определяется следующим:

  • гибкостью и готовностью к внесению изменений в производ­ственную и оперативную деятельность;

  • наличием и быстрым внедрением в производство высоких технологий и автоматизации;

  • удовлетворением потребностей и ожиданий покупателей;

  • обеспечением высокого качества при минимальных затратах, а также быстрой и надежной доставкой товаров или услуг.


Стратегический анализ производственного процесса сосредотачивается на следующих аспектах:

    • удельная и общая эффективность оборудования предприятия и его производительность (анализ основных средств);

    • структура производственных затрат;

    • проблема (дефицит или избыток) производственных мощностей;

    • местоположение предприятия;

    • эффективность обслуживания, контроля качества, запасов и планирования производства;

    • квалификация производственного персонала.

Анализ основных средств выполняется для определения:

  • структуры основных фондов;

  • возможностей предприятия по увеличению объемов производ­ства;

  • эффективности использования основных фондов;

  • мероприятий по консервации, реализации или реструктуризации отдельных объектов;

  • показателей выбытия и обновления основных фондов.

  • Задачей анализа использования производственных мощностей предприятия является:

  • изучение структуры и динамики основных фондов, технического состояния и темпов обновления активной их части;

  • исследование хода технического перевооружения и реконструк­ции предприятия;

  • определение показателей использования производственных мощ­ностей и основных производственных фондов;

  • определение факторов, влияющих на эффективность использо­вания производственных мощностей.

Схема анализа производственных мощностей может значительно варьироваться в зависимости от уровня информации, предоставляе­мой для выполнения анализа. Первоначально определяется коэффи­циент использования производственных мощностей по номенклатуре выпускаемой продукции и выясняются тенденции по уровню загруз­ки основных производственных мощностей, а также возможности предприятия по увеличению объемов производства в разрезе номенк­латуры продукции при наличии платежеспособного рынка сбыта.

Сбыт. Важная роль отдела маркетинга в процессе стратегичес­кого управления определяется следующими функциями:

  • деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей покупателя;

  • ответственностью за позиционирование товара или услуги на рынке;

  • предоставлением важной информации руководству для про­цесса обеспечения стратегии;

  • ответственностью за осуществление маркетинговой стратегии организации, за функционирование всего маркетингового комплекса.

Маркетинговый комплекс (товар, цена, место и стимулирова­ние) является уникальным для каждой организации и для потреб­ностей каждого сегмента рынка. Использование в своей деятель­ности маркетингового комплекса позволяет организации добиться конкурентного преимущества.


Исследования и разработки. Наиболее успешные организации постоянно вводят прогрессивные новшества во все области дея­тельности. Собственные исследования и разработки являются од­ним из путей к этому. Необходимость исследований и разработок для организаций вызывают обстоятельства, когда исследования и разработки:

  • подразумевают вложения, для которых необходимо найти соответствующий им уровень финансирования;

  • обеспечивают другие стратегии или методы их обеспечения, касающиеся совершенствования продукции.

Ключевое стратегическое решение предполагает ответы на воп­росы, сколько расходовать на исследования и разработки и как распределять эти ресурсы. Вопросы, которые нужно учитывать, ког­да оценивается подобная деятельность, включают следующие:

  • Имеют ли исследования и разработки четкую рыночную ориентацию?

  • Какова технологическая компетенция данной службы?

  • Каков уровень знаний и опыта тех, кто руководит и прово­дит исследования и разработки?

  • Пригодна ли структура исследований и разработок?

  • Насколько успешна деятельность службы по исследованиям и разработкам?

Целью внутреннего анализа является устранение разногласий между системными и стратегическими задачами организации.

Анализ «цепочки ценностей» исходит из предположения о том, что основной экономической целью предприятия является создание стоимости, превышающей реальные издержки производства.

В «цепочке ценностей» деятельность предприятия подразделяется на два типа:основная– связанная с производством товара, его продажей и послепродажным обслуживанием; вспомогательная– обеспечивающая основные процессы

Эффект анализа цепочки ценностей состоит в том, что укрепление конкурентоспособности компании всецело зависит от умения менеджеров сконцентрировать ресурсы и опыт на тех участках деятельности, где компания может достичь наилучших результатов, обслуживая своих целевых клиентов. 

Данная письменная работа включает в себя три задания. Для их выполнения вам нужно выбрать предприятие, анализировать внутреннюю и внешнюю среду которого вы будете, можно посмотреть информацию о финансовой отчетности нагосударственном информационном ресурсе.

В нем размещена представленная в ФНС России бухгалтерская отчетность организаций за 2019 годили посмотреть информацию на официальном сайте акционерных обществ.

Задание 1.Проведите анализ финансового состояния предприятия за отчетный период, определите финансовые возможности компании по реализации страте­гий. Рассчитайте коэффициенты ликвидности (табл.1)

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности может покрыть организация за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае необходимости.

Рассмотрим межрегиональная общественную организацию

«Клуб любителей животных «ЗООРУСЬ»
Таблица 1

Расчет коэффициентов ликвидности


Наименование показателя

Формула для расчета

Оптимальное значение

На 31.12.2022 (1)

На 31.12.2021 (2)

На 31.12.2020 (3)

Коэффициент абсолютной ликвидности

(Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения)/Текущие обязательства или (1250 + 1240) / (1510 + 1520 + 1550)

> 0.2

0,1

0,03

0,03

Коэффициент срочной ликвидности

(стр. 1230 + стр. 1240 + стр. 1250) / (стр. 1520 + стр. 1510 + стр. 1550)

> 0.8

1,7

0,2

0,2

Коэффициент текущей ликвидности

стр. 1200 / (стр. 1520 + стр. 1510 + стр. 1550)

> 1.5

11,7

3,2

1,1

Коэффициент срочной ликвидности характеризует ту часть текущих обязательств, которая может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за выполненную работу или оказанные услуги. Данный коэффициент отражает прогнозируемую платежеспособность организации при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами.

Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности может покрыть организация за счет имеющихся денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, краткосрочной дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов. Данный коэффициент показывает способность организации оплачивать свои текущие обязательства в ходе обычного производственного процесса.