ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я", "мои партнеры" и т.д.
Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.
Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения.
0-4 балла - низкаяадаптивное поведение5-8 баллов - умеренная9-12 баллов - высокаяэкстремальное13-16 баллов - экстремальнаядо патологии поведение
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.
По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - VI)
Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.
Анкетирование.
В процессе построения сводной таблицы результатов анкетирования юношей и выявления наиболее часто повторяющихся качеств была построена таблица, в которой представлен образы среднестатистических мужчины-лидера и лидера-женщины в восприятии юношей.
Проведя сравнительный анализ представлений о лидерстве по половому признаку в процентном соотношении можно сделать следующие выводы.
Образование считают наиболее важным качеством для лидера-мужчины 87% опрошенных мужчин. В представлении "слабого пола" лидер-мужчина прежде всего должен обладать умом. Данное качество считают необходимым для мужчины лидера более 80% опрошенных женщин. Причем важно отметить, что для полноценного создания образа лидера-мужчины в представлении женщин образование как таковое не имеет своей большой значимости.
Также интересно отметить, что 60% мужчин считают настойчивость важным качеством для лидера-мужчины. Точка зрения женщин несколько не совпадает с противоположной группой опрошенных. Лишь 30% женщин говорят о необходимости присутствия данного качества у мужчины-лидера. Для женщин важнее присутствие у лидеров противоположного пола таких качеств, как интеллигентность и уверенность в себе. И здесь также можно отметить различие точек зрения на необходимость данных качеств для лидера-мужчины. Интересным является то, что такое качество для мужчины-лидера, как интеллигентность, в своем анкетировании мужчины вообще не рассматривают.
Зато важность таких качеств, как доброжелательность и целеустремленность, имеет место более чем для 40% опрошенных как мужчин, так и женщин.
На важность лидерских качеств женщин мужчины и женщины смотрят также несколько с различных точек зрения.
Так, например более 70% опрошенных мужчин важнейшим качеством для женщины-лидера считают ее привлекательность и обаятельность. Данные же качества имеют важное значение лишь для 50% опрошенных женщин.
Большинство опрошенных представительниц "слабого пола" - их более 70% - считают важнейшим качеством, которым должна обладать женщина - лидер ее ум. Важность данного качества женщины-лидера имеет место и для 60% опрошенных мужчин.
Женщины также придают большее значение (нежели мужчины) для лидера такому качеству, как целеустремленность. Они же отмечают и такие важные качества, как уверенность в себе и справедливость. Мужчины же не придают большого значения данным качествам для лидера женского пола. Большее значение представители "сильного пола" для женщины-лидера придают таким качествам, как строгость и требовательность.
Таким образом, необходимо отметить, что в результате анкетирования нам удалось выявить особенности представлений о лидерских качествах у мужчин и женщин среди представителей обоих полов.
Анкетирование, проведенное среди мужчин и женщин по теме "Преобладание каких качеств лидера для женщин и мужчин вы считаете наиболее важным?" позволило сделать нам необходимые для нашего исследования выводы.
Так наиболее необходимые качества, которыми должен обладать среднестатистический лидер - мужчина с точки зрения молодых людей - это образованность и настойчивость, ум, ответственность и доброжелательность.
Теперь рассмотрим среднестатистический образ женщины-лидера с мужской точки зрения. Перед нами предстает образ привлекательной и обаятельной, умной и образованной, строгой и требовательной женщины.
Необходимо отметить, что в сознании женщины мужчина-лидер чаще всего должен обладать такими качествами, как ум и интеллигентность, уверенность в себе и мужественность, целеустремленность и находчивость
Среднестатистический образ женщины-лидера с точки зрения представительниц данного пола должен быть наделен такими качествами, как ум и доброта, целеустремленность и красота. Здесь также важно отметить, что привлекательность, обаятельность и женственность имеют также большое значение для женщины-лидера.
. С помощью методики Сандры Бем были получены следующие данные:
С помощью данной методики были получены следующие данные, которые представлены в таблице в приложении 5.
На основе полученных табличных данных построим диаграмму. По ней хорошо видно, что испытуемым мужчинам более, присущи мужские черты личности (мускулинный тип), и они позиционируют себя как лидеры - 43,3% от всех испытуемых мужчин, при этом 53,3% испытуемых мужчин имеют смешанный, андрогинный тип личности и всего 3% (один испытуемый) имеет феминный тип.
Полученные данные позволяют говорить о том, что мужчины способны
варьировать поведение в зависимости от ситуации; она помогает формированию устойчивости к стрессам, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности.
По группе испытуемых женщин были получены следующие данные: лишь у 30% женщин из всей выборки феминный тип личности, 60% женщин присущ андрогинный тип личности и у 10% испытуемых женщин выявлен маскулинный тип. Женщины же более нежные, мягкие, уступчивые, совестливые, тактичные.
В феминном портрете молодых женщин (возраст от 25 до 35 лет) первые позиции занимают признаки: красота, женственность, обояние.
В феминном портрете мужчин - это терпимость, сострадательность, стремление утешать.
У женщин, принимавших участие в исследовании, терпимость занимает 6-ую ранговую позицию, а стремление утешить только 13.
Аналогично обстоит ситуация с мужской/женской маскулинностью. В маскулинном портрете мужчин первое место занимают признаки: выносливость, мужественность, внешняя сдержанность, сила. В маскулинном портрете женщин на первом месте - аналитичность (у большинства испытуемых мужчин - 6-ая позиция и ниже), на втором - сильная личность (у мужчин - 7-ая позиция).
Можно сказать, что женщинам-руководителям в меньшей степени свойственна спонтанность в выражении своих чувств, и они в несколько большей степени, нежели мужчины, тяготеют к заранее рассчитанным формам поведения. У них слабее выражена способность ценить свои достоинства, и они обнаруживают несколько меньшую степень самопринятия, нежели руководители - мужчины.
Прежде всего, для руководства требуется много времени. Средняя продолжительность рабочего дня начальника цеха, директора промышленного предприятия и их заместителей - 10-12 часов. Как в шутку говорят, у них 8 - часовой рабочий день - от 8 утра до 8 вечера. Начальники отделов, служб заняты чуть меньше.
Дефицит времени - одно из профессиональных приобретений руководителя.
Неумолимо действует неравенство: если что-то поглощает большую часть дня, то на все остальное остается очень и очень мало времени. Поэтому, чтобы достать или приобрести время, женщина отказывается от времяпожирающей профессии.
Следует учитывать и такую психологическую особенность. У женщины веками сформировалась привычка заботить о доме. Мужчина постоянно и легко отходит от семейных дел. Придя на работу, он как бы снимает их вместе с пальто или пиджаком. Женщина, наоборот, постоянно носит их вместе с собой. Также и на руководящей должности. Водоворот дел смывает с мужчины домашние заботы, а у женщины они - часть повседневной круговерти. И вот это внимание на два фронта делает профессию руководителя для женщины более трудной.
Вторым из главных препятствий для женщины на руководящей тропе выступает проблема "продукты - приготовление пищи". Начать можно с громкой фразы: решение продовольственной проблемы является одним из путей раскрепощения современной женщины и женщин последующих поколений. Когда на продуктово-пищевом фронте умело, действуют бабушка или мама, это снимает с деловой женщины значительную нагрузку.
Женщине, руководителю по профессии, значительно труднее, чем обычной хозяйке из-за неустроенности быта. Опыт различных стран в облегчении домашнего труда примерно одинаков: пищу готовят из высококачественных и разнообразных полуфабрикатов, повышают уровень кухонной механизации и автоматизации, развивают сферу услуг. Но, тем не менее, здесь мужчины-производственники в неоплатном долгу перед женщинами. А может быть, им выгодно, чтобы этот долг оставался как можно дольше?
Мужчина дома охотнее становится подчиненным. Женщина по древней традиции дома превращается в управляющего домашним хозяйством
Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.
Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения.
0-4 балла - низкаяадаптивное поведение5-8 баллов - умеренная9-12 баллов - высокаяэкстремальное13-16 баллов - экстремальнаядо патологии поведение
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.
По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - VI)
Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.
2.2 Представление и анализ результатов исследования
Анкетирование.
В процессе построения сводной таблицы результатов анкетирования юношей и выявления наиболее часто повторяющихся качеств была построена таблица, в которой представлен образы среднестатистических мужчины-лидера и лидера-женщины в восприятии юношей.
Проведя сравнительный анализ представлений о лидерстве по половому признаку в процентном соотношении можно сделать следующие выводы.
Образование считают наиболее важным качеством для лидера-мужчины 87% опрошенных мужчин. В представлении "слабого пола" лидер-мужчина прежде всего должен обладать умом. Данное качество считают необходимым для мужчины лидера более 80% опрошенных женщин. Причем важно отметить, что для полноценного создания образа лидера-мужчины в представлении женщин образование как таковое не имеет своей большой значимости.
Также интересно отметить, что 60% мужчин считают настойчивость важным качеством для лидера-мужчины. Точка зрения женщин несколько не совпадает с противоположной группой опрошенных. Лишь 30% женщин говорят о необходимости присутствия данного качества у мужчины-лидера. Для женщин важнее присутствие у лидеров противоположного пола таких качеств, как интеллигентность и уверенность в себе. И здесь также можно отметить различие точек зрения на необходимость данных качеств для лидера-мужчины. Интересным является то, что такое качество для мужчины-лидера, как интеллигентность, в своем анкетировании мужчины вообще не рассматривают.
Зато важность таких качеств, как доброжелательность и целеустремленность, имеет место более чем для 40% опрошенных как мужчин, так и женщин.
На важность лидерских качеств женщин мужчины и женщины смотрят также несколько с различных точек зрения.
Так, например более 70% опрошенных мужчин важнейшим качеством для женщины-лидера считают ее привлекательность и обаятельность. Данные же качества имеют важное значение лишь для 50% опрошенных женщин.
Большинство опрошенных представительниц "слабого пола" - их более 70% - считают важнейшим качеством, которым должна обладать женщина - лидер ее ум. Важность данного качества женщины-лидера имеет место и для 60% опрошенных мужчин.
Женщины также придают большее значение (нежели мужчины) для лидера такому качеству, как целеустремленность. Они же отмечают и такие важные качества, как уверенность в себе и справедливость. Мужчины же не придают большого значения данным качествам для лидера женского пола. Большее значение представители "сильного пола" для женщины-лидера придают таким качествам, как строгость и требовательность.
Таким образом, необходимо отметить, что в результате анкетирования нам удалось выявить особенности представлений о лидерских качествах у мужчин и женщин среди представителей обоих полов.
Анкетирование, проведенное среди мужчин и женщин по теме "Преобладание каких качеств лидера для женщин и мужчин вы считаете наиболее важным?" позволило сделать нам необходимые для нашего исследования выводы.
Так наиболее необходимые качества, которыми должен обладать среднестатистический лидер - мужчина с точки зрения молодых людей - это образованность и настойчивость, ум, ответственность и доброжелательность.
Теперь рассмотрим среднестатистический образ женщины-лидера с мужской точки зрения. Перед нами предстает образ привлекательной и обаятельной, умной и образованной, строгой и требовательной женщины.
Необходимо отметить, что в сознании женщины мужчина-лидер чаще всего должен обладать такими качествами, как ум и интеллигентность, уверенность в себе и мужественность, целеустремленность и находчивость
Среднестатистический образ женщины-лидера с точки зрения представительниц данного пола должен быть наделен такими качествами, как ум и доброта, целеустремленность и красота. Здесь также важно отметить, что привлекательность, обаятельность и женственность имеют также большое значение для женщины-лидера.
. С помощью методики Сандры Бем были получены следующие данные:
С помощью данной методики были получены следующие данные, которые представлены в таблице в приложении 5.
На основе полученных табличных данных построим диаграмму. По ней хорошо видно, что испытуемым мужчинам более, присущи мужские черты личности (мускулинный тип), и они позиционируют себя как лидеры - 43,3% от всех испытуемых мужчин, при этом 53,3% испытуемых мужчин имеют смешанный, андрогинный тип личности и всего 3% (один испытуемый) имеет феминный тип.
Полученные данные позволяют говорить о том, что мужчины способны
варьировать поведение в зависимости от ситуации; она помогает формированию устойчивости к стрессам, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности.
По группе испытуемых женщин были получены следующие данные: лишь у 30% женщин из всей выборки феминный тип личности, 60% женщин присущ андрогинный тип личности и у 10% испытуемых женщин выявлен маскулинный тип. Женщины же более нежные, мягкие, уступчивые, совестливые, тактичные.
В феминном портрете молодых женщин (возраст от 25 до 35 лет) первые позиции занимают признаки: красота, женственность, обояние.
В феминном портрете мужчин - это терпимость, сострадательность, стремление утешать.
У женщин, принимавших участие в исследовании, терпимость занимает 6-ую ранговую позицию, а стремление утешить только 13.
Аналогично обстоит ситуация с мужской/женской маскулинностью. В маскулинном портрете мужчин первое место занимают признаки: выносливость, мужественность, внешняя сдержанность, сила. В маскулинном портрете женщин на первом месте - аналитичность (у большинства испытуемых мужчин - 6-ая позиция и ниже), на втором - сильная личность (у мужчин - 7-ая позиция).
Можно сказать, что женщинам-руководителям в меньшей степени свойственна спонтанность в выражении своих чувств, и они в несколько большей степени, нежели мужчины, тяготеют к заранее рассчитанным формам поведения. У них слабее выражена способность ценить свои достоинства, и они обнаруживают несколько меньшую степень самопринятия, нежели руководители - мужчины.
2.3 Рекомендации по повышению уровня управления женщинами и мужчинами руководителями ООО «Рант-Трейд»
Прежде всего, для руководства требуется много времени. Средняя продолжительность рабочего дня начальника цеха, директора промышленного предприятия и их заместителей - 10-12 часов. Как в шутку говорят, у них 8 - часовой рабочий день - от 8 утра до 8 вечера. Начальники отделов, служб заняты чуть меньше.
Дефицит времени - одно из профессиональных приобретений руководителя.
Неумолимо действует неравенство: если что-то поглощает большую часть дня, то на все остальное остается очень и очень мало времени. Поэтому, чтобы достать или приобрести время, женщина отказывается от времяпожирающей профессии.
Следует учитывать и такую психологическую особенность. У женщины веками сформировалась привычка заботить о доме. Мужчина постоянно и легко отходит от семейных дел. Придя на работу, он как бы снимает их вместе с пальто или пиджаком. Женщина, наоборот, постоянно носит их вместе с собой. Также и на руководящей должности. Водоворот дел смывает с мужчины домашние заботы, а у женщины они - часть повседневной круговерти. И вот это внимание на два фронта делает профессию руководителя для женщины более трудной.
Вторым из главных препятствий для женщины на руководящей тропе выступает проблема "продукты - приготовление пищи". Начать можно с громкой фразы: решение продовольственной проблемы является одним из путей раскрепощения современной женщины и женщин последующих поколений. Когда на продуктово-пищевом фронте умело, действуют бабушка или мама, это снимает с деловой женщины значительную нагрузку.
Женщине, руководителю по профессии, значительно труднее, чем обычной хозяйке из-за неустроенности быта. Опыт различных стран в облегчении домашнего труда примерно одинаков: пищу готовят из высококачественных и разнообразных полуфабрикатов, повышают уровень кухонной механизации и автоматизации, развивают сферу услуг. Но, тем не менее, здесь мужчины-производственники в неоплатном долгу перед женщинами. А может быть, им выгодно, чтобы этот долг оставался как можно дольше?
Мужчина дома охотнее становится подчиненным. Женщина по древней традиции дома превращается в управляющего домашним хозяйством