Файл: «Характеристика объектов коммерческой деятельности в торговле».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 8537

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день коммерческая деятельность является одним из важнейших факторов обеспечения эффективного функционирования экономической системы в рыночных условиях хозяйствования. В России коммерция представляет собой самый распространенный вид предпринимательства. Коммерческая деятельность оказывает непосредственное влияние на эффективное производство и воздействует на различные показатели деятельности предприятия: объем реализации товара, уровень коммерческих издержек, показатели оборачиваемости и ряд других. На современном этапе в условиях формирования в России рыночных отношений это воздействие особенно усиливается.

В широком смысле, коммерческая деятельность – это вид предпринимательской деятельности. «Коммерция» в переводе с латинского языка означает «торговля», но является более объемным понятием. В узком смысле под коммерческой деятельностью понимается совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли. Ключевым отличием коммерческой деятельности от прочих видов деятельности, является извлечение прибыли в процессе взаимоотношений между субъектами, которые реализуют свои действия через объекты торгового предприятия: основные производственные фонды и товарно-материальные ценности. Основную роль в коммерческой деятельности помимо прочего, разумеется, играют ее объекты. Объектами коммерческой деятельности являются товары и услуги, подлежащие купле-продаже или обмену в сфере товарного обращения. В настоящее время качество коммерческой работы зависит от умения активно осуществлять поиск товаров и услуг, необходимых потребителям, заинтересовывать предприятия в изготовлении нужных обществу товаров.

Говоря о торговле, следует раскрыть ее основные разновидности и дать характеристику в целом.

Данная работа имеет своей целью изучение объектов коммерческой деятельности в торговле.

Задачи работы заключаются в следующем:

  1. Проанализировать теоретические положения о коммерческой деятельности и ее основных объектах;
  2. Охарактеризовать торговлю и ее роль в сфере товарного обращения.

Объектом данной работы является коммерческая деятельность, в частности, торговля.

Предмет исследования – объекты коммерческой деятельности в сфере торговли.


Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности и ее объектов в торговле.

Сущность и классификация коммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность рассматривается как деятельность на рынках товаров, услуг и работ. Главной целью такой деятельности является, в первую очередь, в извлечении прибыли и дохода. Однако, второй главной целью является реализация миссии – главной цели компании помимо получения доходов.

Примером такой миссии может быть желание обеспечить территорию рабочими местами, качественными продуктами, конкурентными товарами или услугами. В последнее время появляется концепция, в основе которой заложен такой факт, успешная коммерческая деятельность, то есть прибыльная возможна лишь при установлении эффективной, рациональной, полезной миссии и верой в миссию предприятия на начальных этапах становления. Так, главными объектами такой деятельности являются товары и услуги. На рисунке 1 указаны основные действующие субъекты и объекты такой деятельности, а также цель и базис.

Также понятие «коммерции» все больше уступает место понятию «бизнес», превращая любую коммерческую детальность в первую очередь в бизнес. Поэтому данные термины и определения все чаще воспринимаются как синонимы, также как и предпринимательство. Однако, отличие все же есть. Так как деятельность коммерческая – это такая часть бизнес деятельности, в которую не входит процесс производства товаров и услуг.

Важно учитывать, что коммерческая деятельность – это та часть деятельности предприятия, которая охватывает реализацию товаров и услуг.

Так, основные направления такой деятельности состоят в следующем:

  • процесс реализации, продажи произведенных или полученных товаров и услуг;
  • снабженческая деятельность, которая обеспечивает предприятие необходимыми ресурсами;
  • деятельность, которая связана с осуществлением торговых и посреднических операций;
  • работа с банковскими учреждениями и клиентами, поставщиками и другими контрагентами;
  • выявление потребительских предпочтений; заключение и реализация контрактов.

Есть различные классификации. Так в видах коммерческой деятельности обычно выделяются следующие типы, представленные ниже.

Деление, основанное на характере предприятия или виде хозяйственной деятельности:


  • предприятия производственного характера и коммерческая деятельность на таких предприятиях;
  • коммерческая деятельность на предприятиях инновационных;
  • коммерческая деятельность на предприятиях сельскохозяйственных;
  • коммерческая деятельность на предприятиях, которые задействованы в секторе услуг.

Деление, основанное на характере, совершаемых операций: сбытовая, закупочная деятельность, торговая, посредническая деятельность. Деление, основанное на виде организации, осуществляющей хозяйственную деятельности в аспекте формы хозяйствования (товарищество, кооператив, индивидуальное предпринимательство, ПАО, НАО и другие). Деление, основано на этапах коммерческой деятельности: управление товарными запасами, ассортиментом товаров, рекламная и информационная работа, оказание услуг, розничная и оптовая продажа товаров.

Также виды рассматриваемой деятельности могут различаться и в аспекте хозяйствующих субъектов – то есть форм организации такой деятельности. Формы, то есть виды коммерческой деятельности, в Российской Федерации устанавливает Гражданский Кодекс РФ.

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, к коммерческим, предпринимательским производствам относятся:

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • хозяйственные товарищества (полные и на вере) и общества (публичные и непубличные акционерные общества, ООО;
  • производственные кооперативы, артели.

Таким образом, область понимания коммерческой деятельности, несомненна, широка. Она включает в себя множество факторов, сфер и форм, которые в целом составляют всю структуру и основу коммерческой деятельности, эффективности ее проявления, а также устанавливают тенденции ее развития в будущем.

Товары как объект торговли.

Эффективность работы организаций торговли во многом зависит от того, насколько набор товаров и услуг, предлагаемых покупателям, соответствует их потребностям. В условиях конкуренции на рынке правильный их выбор играет особую роль.

Товары как объект коммерческой деятельности. Товар — это произведенный для продажи продукт труда. Им может быть любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от продавца к покупателю по договору купли-продажи.

В зависимости от целей, с которыми приобретаются товары, они могут быть разделены на две группы:

  • товары народного потребления;
  • товары производственного назначения.

Товары народного потребления предназначены для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, то есть не связанного с предпринимательской деятельностью.


Товары производственного назначения реализуются различным организациям или индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности. Такими товарами являются, к примеру, технологическое оборудование, строительно-дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевые товары и т. п.

Все товары обладают потребительскими свойствами, то есть способностью удовлетворять те или иные потребности человека. Совокупностью потребительских свойств товара определяется его качество. Таким образом, потребительная стоимость товара – это свойство товара удовлетворять человеческие потребности, т.е. быть общественно полезным благом. В этой связи следует различать и иную стоимость товара – меновую. Меновая стоимость товара – это свойство обмениваться на другой товар (деньги) в определенных количественных размерах.

У продавца и покупателя интересы на рынке разные. Покупатель ищет ценность товара в его полезности для себя (предельная полезность блага — это наименьшая полезность данного вида продукта из имеющегося запаса). Продавец же стремится при реализации товара получить максимальную выгоду в виде дохода.

Коммерческая деятельность должна обеспечить соединение этих интересов, т. е. в процессе купли-продажи товара должны быть усреднены потери и выго­ды продавца и покупателя.

Являясь объектом коммерческих операций, товар характеризуется количественными и качественными параметрами. Поэтому в сделках по купле-продаже товара, заключенных в письменной или устной форме, предусматривается как количество, ассортимент поставляемого товара, так и его качество.

Каждое предприятие должно иметь определенный перечень товаров, образующих ассортимент.

Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Главными основаниями для классификации товаров являются сырьевой, производственный и потребительский.

По сырьевому признаку товары подразделяются (в зависимости от сырья, из которого изготовлены) на продовольственные и непродовольственные. Эта группировка затем детализируется: товары мясные, рыбные, молочные и т. д. В результате НТО на рынок вышли товары, изготовленные из заменителей натурального сырья и комбинированного сырья. Поэтому товары различают по сырьевому признаку исходя из их основного сырьевого компонента. Классифи­кация по сырьевому признаку необходима, чтобы можно было обеспечить соот­ветствующие условия хранения товаров, его реализации и эксплуатации. Иногда сырьевой признак служит характеристикой качества и безопасности товара.


По производственному признаку товар рассматривают с двух точек зрения:

  1. с точки зрения сложности его изготовления и эксплуатации (сложнотехнические товары, для реализации которых требуются определенные знания и, несложнотехнические, для продажи которых специальная подготовка не нужна);
  2. с точки зрения условий формирования ассортимента.

По условиям формирования ассортимент товаров можно подразделить на производственный и торговый.

Производственный ассортимент — номенклатура товаров, выпускаемых предприятиями. Он узкоспециализированный. Специализация производства на выпуске определенного изделия предопределяет необходимость подсортировки товаров с учетом требований торговли (преимущественно на предприятиях оптовой торговли).

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подле­жащих продаже в оптовой или розничной торговле.

Ассортимент товаров группируется также по товарным группам (это това­ры, объединенные по ряду признаков — однородности сырья и материалов, по­требительскому назначению и т. д. Например, мясопродукты — сырьевой при­знак, радиотовары — потребительское назначение).

По потребительским характеристикам товар можно классифицировать по ряду признаков. Здесь приводится только та классификация, которая необходима для анализа коммерческой деятельности, правильного подбора ассортимента реализуемого товара. В частности, в зависимости от режима и сроков хранения товары делятся на скоропортящиеся и длительного хранения (нескоропортящиеся). Для скоропортящихся товаров при транспортировке, хра­нении и реализации предусматриваются особые температурные условия.

Различают товары гигроскопичные (соль, сахар и др.) и товары с высоким содержание воды (мясо, рыба), которые хранятся и реализуются на расстоянии (не менее 10 метров) и в разных помещениях.

С учетом сложности ассортимента различают товары простого и слож­ного ассортимента. К товарам простого ассортимента относятся товары, со­стоящие из небольшого количества видов (хлеб, овощи и т. д.), а к товарам сложного — товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классифи­кацию по различным признакам: размеру, сезону и т. д. (одежда, обувь и т. п.). У товаров сложного ассортимента особые условия реализации (широкий выбор данного товара, вида, доступ к нему покупателя, возможность примерки и т. д.).

Каждая группа (подгруппа) товаров включает их различные виды, т. е. одинаковые товары разного назначения (мебель для кухни, офисов и т. д.). Виды товаров подразделяются на разновидности, различающиеся по особым при­знакам (сорта, артикулы и т. д.).