Файл: «Характеристика объектов коммерческой деятельности в торговле».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 8573
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности и ее объектов в торговле.
Сущность и классификация коммерческой деятельности.
Глава 2. Торговля и ее роль в сфере товарного обращения.
2.1. Характеристика внутренней торговли, ее особенности и виды.
2.2. Характеристика внешней торговли и ее особенности.
2.3. Современные проблемы розничной и оптовой торговли и предложения по их устранению.
Исключить кражи полностью не удается, ведь достаточно сложно вычислить из всего потока посетителей недобросовестного покупателя, поэтому большинство торговых компаний используют новые технологии, например, видеонаблюдение, а так же системы безопасности.
Можно сказать, что решения вышеперечисленных проблем руководству торговых предприятий необходимо:
- тщательно подбирать кадры;
- всячески поощрять эффективную деятельность сотрудников;
- внимательно относится технологическим процессам компании во избежание потерь;
- оборудовать торговые компании системами видеонаблюдения и защиты от краж.
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора внутренней торговли в России, является недостаточный уровень развития инфраструктуры, а именно неразвитость торговой инфраструктуры по сравнению с зарубежной, неприспособленность инфраструктуры для развития современных форм торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений. К проблемам в области инфраструктуры услуг относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли; недостаточный уровень развития кооперации; наличие большого числа посредников между небольшими производителями и небольшими торговыми организациями.
В России отдаленные и труднодоступные территории зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. Специфической чертой российской оптовой торговли является очень слабая развитость в регионах. Более 37% оборота предприятий розничной торговли приходится на Москву. Региональные же рынки развиты пока слабо, с заметным влиянием прямых связей продавцов с производителями продукции. Это приводит к менее широкому ассортименту, к перекосу в структуре издержек, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшения качества обслуживания в магазинах и т.д.
Появление крупных торговых сетей создает потребность в столь же крупных оптовых поставщиках продукции. Особенно это важно для крупных неспециализированных магазинов, которые физически не могут устанавливать прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, продукция которых составляет товарный ассортимент таких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет ритейлу экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и конкурирующих брендов. Таким образом, оптовая торговля является мощным средством экономии затрат для предприятий розницы, сокращения их транзакционных и транспортных издержек.
Современная оптовая торговля характеризуется усложнением структуры, что связано и с расширением масштабов деятельности, и ростом каналов товарных и информационных потоков, усложнением структурных связей в целом в экономике.
Ежегодный прирост оборота оптовой торговли в реальном выражении составляет 14-15%, а её объемы составляют порядка 20 трлн руб. Таким образом, внутренняя оптовая торговля развивается весьма динамично и по темпам роста идут в ногу с предприятиями розницы.
Структура оптовой торговли более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 22,5% выручки создается за счет продажи топлива, порядка 20% - за счет продажи продовольствия и чуть более 17% - за счет непродовольственных товаров.
Та же картина получается, если анализировать развитие оптовой торговли по регионам в динамике. Обороты оптовой торговли в Москве растут более высокими темпами, чем в большинстве регионов (ситуация обратная по отношению к сектору розничной торговли).
В секторе оптовой торговли один из самых высоких уровень концентрации: число крупных предприятий в секторе - чуть более 5%, однако на них приходится почти 46% всего оборота оптовой торговли. В среднем по отрасли оборот одного крупного предприятия в 8,6 раза выше оборота среднестатистического предприятия. По данному показателю сектор оптовой торговли является абсолютным лидером.
По прибыльности оптовики также одни из первых, правда, существенно уступая сектору общественного питания, идущему по прибылям с большим отрывом от прочих торговых секторов. Валовая прибыль в оптовой торговле составляет около 14% от оборота, тогда как в рознице этот показатель - 8,4%, в торговле автотранспортом - чуть более 6%. С сектором общественного питания, однако, эти результаты оказываются несоизмеримыми - для ресторанов доля валовой прибыли в обороте переходит за 30%. По уровню нераспределенной прибыли оптовики сохраняют свои позиции - доля чистой прибыли в обороте около 5%, что более чем в 2,5 раза больше чем у автодилеров и почти в 5 раз больше, чем рознице. Рестораны, кафе и бары по этому показателю уходят далеко в отрыв, опережая оптовиков с почти 2-х кратным преимуществом.
Уровень коммерческих и управленческих расходов (по доле в обороте) у оптовых предприятий близок к розничным, хотя и чуть завышен (8,6% и 6,9%, соответственно). В структуре расходов на производство и реализацию продукции оптовые предприятия явно экономят на оплате труда и энергии (6,9% и 1%, тогда как в рознице соответствующие расходы - 30,7% и 5%). Не менее выгодными оказываются позиции оптовых предприятий по отношению к затратам на аренду - арендовать складские помещения на окраинах города гораздо дешевле, чем помещения для магазинов и ресторанов, которые должны быть более высокого качества и располагаться, к тому же, в черте или в центре городов. Поэтому затраты на аренду для оптовых предприятий составляют менее 2% в структуре расходов, а для ресторанного бизнеса и розницы доля этой статьи расходов в 2-6 раз выше.
В секторе оптовой торговли наблюдается медленное увеличение представленности сегмента крупных и средних предприятий. Укрупнение сектора связано с традиционными для капиталоемких и ресурсоемких отраслей факторами - эффектом масштаба, экономией затрат на реализацию товаров и общими тенденциями укрупнения бизнеса, наблюдаемыми в целом в экономике. При общих довольно высоких трендах развития, основная проблема сектора оптовой торговли в России – это его концентрация в Москве и Московской области при недопустимо более малом развитии в регионах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммерческая деятельность является определяющим фактором функционирования рынка. С одной стороны, коммерция – это область практической деятельности, в рамках которой решаются различные задачи рынка и торговли, а с другой стороны, коммерческая деятельность представляет собой самостоятельную область науки, которая характеризует организацию коммерческих процессов в сфере товарного обращения, а также пути эффективного осуществления торговых сделок.
С переходом к рынку все большее значение приобретает коммерческая деятельность торгового предприятия. Она является непременным условием его эффективной работы и развития. Коммерческую деятельность торгового предприятия следует рассматривать в увязке с внешней средой, охватывающей широкий спектр экономических и социальных вопросов. Она должна базироваться на российской модели формирования рынка, экономических факторах и складывающихся рыночных отношениях. Иначе говоря, коммерческая деятельность предопределяется реалиями экономики переходного периода.
Основой торговли выступают купля и продажа товаров, обусловленные сменой форм стоимости. Купля-продажа товаров у поставщиков, строящаяся на коммерческой основе, не исчерпывает всего многообразия процессов коммерческой деятельности. Речь должна идти о комплексности коммерческой деятельности, охватывающей производство, продвижение, распределение и реализацию продукции.
Торговля и коммерческая деятельность между собой тесно связаны: изменения в технологии торговли сопровождаются изменениями в коммерческом деле. Стратегия коммерции должна быть направлена на доведение товаров до потребителей, сопровождаемое коммерческими действиями и операциями, тактика которых заключается в снижении текущих затрат.
Особо возрастает роль коммерции в практической деятельности, так как она направлена на развитие торговли в условиях рыночного хозяйствования. Существенное значение имеют более полное удовлетворение запросов покупателей, организация торгового обслуживания и получение прибыли.
При осуществлении коммерческой деятельности с учетом требований рынка необходимо иметь в виду, что структура действующих товарных рынков неоднородна. В переходный период сформировались различные формы и сферы деятельности товарных рынков, которые обладают неодинаковыми товарно-материальными и трудовыми ресурсами, материально-технической базой и др.
Таким образом, коммерческая деятельность в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли с помощью товаров и услуг. Из этого можно сделать вывод, что коммерческая деятельность в торговле – понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара, т.е. чтобы акт купли-продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимо совершить некоторые оперативно-организационные и хозяйственный операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственный связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т.д. И главную роль играют именно объекты – товары и услуги, которые являются особым «обложкой» коммерческой деятельности в особого предприятия. От их качества, вида и уровня зависит репутация предприятия, его доходность и дальнейшее будущее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно правовые акты:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – Москва: проспект, КноРус, 2015. – 554с.
- Федеральный закон от 28.12.2009 года № 381 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»;
- Федеральный закон от15.02.1992 года № 2300 1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 23.11. 2009 г. N 261 ФЗ)
- Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1.
- ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термин, определения, 2014
Основная литература:
- Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность [Электронный ресурс]: учебник/ Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2017.— 500 c.: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452590 ISBN 978-5-394-01418-5. Текст : электронный.
- Памбухчиянц, О.В. Основы коммерческой деятельности: учебник/ О.В. Памбухчиянц. – 2-е изд., стер. – Москва : Дашков и К°, 2019. – 284 с. : ил. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573214 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-03076-5. – Текст: электронный.