Файл: «Характеристика объектов коммерческой деятельности в торговле».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 8538

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основная услуга торговли — это реализация товара. Однако для того, чтобы выгодно продать товар, необходимо осуществить целый комплекс мероприятий, связанных с закупкой товаров, их хранением, доставкой в магазин, предпродажной подготовкой и др.

Услуги как оптовой, так и розничной торговли по своей сути являются посредническими. Причем, учитывая многообразие таких услуг, часть из них относятся к материальным (например, перевозка товаров, их хранение, подготовка к продаже и пр.), а часть — к социально-культурным (консультирование покупателей, информационные услуги и др.).

Подводя итог, можно сказать, что услуги также являются основным объектом коммерческой деятельности, а также неотъемлемым элементом эффективного функционирования торговли в целом. И товары, и услуги имеют цель принести в себе пользу для потребителя, и, в связи с этим, к ним предъявляются высокие требования, в частности, качества и соответствия.

Глава 2. Торговля и ее роль в сфере товарного обращения.

Одним из видов коммерческой деятельности является торговля.

Торговля – это особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи товаров и представляющая собой совокупность операций, направленных на обеспечение покупателей в процессе торгового обслуживания.

Торговля служит источником поступления денежных средств в государственный бюджет и является основой финансовой стабильности государства. Виды торговли отражены на рисунке 2. В широком понимании существует два основных вида торговли – внутренняя и внешняя, каждая из которых включает себя свои подвиды и формы.

2.1. Характеристика внутренней торговли, ее особенности и виды.

Внутренняя торговля – это такая торговля, которая осуществляется внутри государства. Исходя из особенностей стадий процесса обращения товаров, во внутренней торговле различают оптовую торговлю как посредничество между отраслями и розничную торговлю как конечное звено в реализации товаров потребителю.

Современная торговая деятельность осуществляется в сфере товарного обращения специализированными оптовыми и розничными предприятиями, следовательно.


Оптовая торговля – это реализация товаров крупными партиями для дальнейшей перепродажи. Товары при этом в конечное потребление не поступают.

Розничная торговля – это реализация товаров конечному потребителю для личного или семейного использования. На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота финансовых средств, вложенных в производство и создается экономическая основа для возобновления производства.

Закупочная торговля, так же называемая заготовительной или собирательной, отличается тем, что с помощью нее выполняется количественное сбалансирование объемов на рынке. Малые объемы товаров собираются и предлагаются покупателю большими партиями. Это могут быть сельскохозяйственные продукты питания (картофель, морковь и т.д.), древесина, различные детали, вторичное сырье.

Торговля по производственным связям происходит в основном между предприятиями, когда мелкие детали производятся и продаются для применения их в производстве крупных изделий.

Распределительную оптовую торговлю характеризует закупка предприятиями-оптовиками товаров большими партиями у производителей и перепродажа более мелкими партиями торговцам или небольшим предприятиям. Чаще всего это торговля сырьем и материалами (текстиль, запасные части, продукты питания).

Для розничной торговли характерно разнообразие форм и методов ее организации. Существенную конкуренцию крупным универсальным специализированным магазинам, торговым комплексам и домам составляют вещевые рынки, которые отличаются низкими ценами и оперативной реакцией на спрос потребителей, а так же за многие годы закрепившая свои позиции уличная торговля. Однако в последние годы с развитием интернет-ресурсов оптовая и розничная торговля тесно и неразрывно связана со всемирной сетью. Если ранее для того, чтобы получить единичный уникальный или обыденный ходовой товары, нужно было ехать не просто в другие города, но и в другие страны к непосредственным поставщикам, то теперь с каталогами товаров тех или иных интересующих производителей и распространителей можно ознакомиться на сайтах и в интернет-магазинах. Спрос настолько стремительно растет, что пытаться удовлетворять его посредством торговли исключительно в специализированных магазинах и универмагах попросту нецелесообразно.

Отдельное внимание стоит уделить биржевой торговле. В современных условиях у данного вида коммерческой деятельности стремительно растет потенциал, она становится все более популярной среди общества, преимущественно, в слоях молодежи. Главная операция биржевой торговли - купля-продажа соответствующих активов. Принимать участие в торговле на бирже (покупать или продавать актив) могут любые участники рынка, но делать они это могут, как правило, только через биржевых посредников.


Для биржи характерны следующие виды активов:

  1. Валюты (особенность заключается в том, что такая торговля ведется круглосуточно, ведь благодаря различным часовым поясам можно обнаружить, что в любое время суток в любой точке мира обязательно работает какая-нибудь крупная биржа);
  2. Акции (менее ликвидный товар по сравнению с валютой, даже если речь идет об акциях крупных мировых компаний, потому объемы торгов в сотни и тысячи раз ниже, чем у основных валют);
  3. Товары (это может быть нефть и газ, золото и злаки, и суть заключается в том, что реального получения товара не происходит);
  4. Опционы.

Без биржевой торговли, равно как и без деления торговли товарами на оптовую и розничную, стал бы невозможен прогресс в рыночных отношениях. Β настоящее время можно вполне серьезно утверждать, что биржевая торговля - главная форма торговли с точки зрения масштабности, объемов и участников. Но это совершенно не означает отнесения на второй план иных организованных рынков, товаров и услуг.

Внутренняя торговля более близка и повседневна для населения, каждый день общество вступает в торговую сделку, являясь потребителем или продавцом.

2.2. Характеристика внешней торговли и ее особенности.

В первую очередь, необходимо отметить, что внешняя торговля – это торговля, которая связанна с международным обменом товарами, услугами, работами, информацией и т.п. Среди разновидностей внешней торговли можно выделить:

  • Импортную торговлю;
  • Транзитную торговлю;
  • Экспортную торговлю.

Касаемо импортно-экспортной торговли можно отметить ее основные моменты. Для международной торговли характерно ведение её в 2-х направлениях, одним из которых является импорт (ввоз иностранных товаров, услуг, капиталов, интеллектуальной собственности и даже идей в страну), а другим — экспорт. Он представлен вывозом национальных товаров, идей и прочего из страны. Таким же образом может осуществляться и реализация услуг.

Транзитная же торговля — это такой способ продажи, когда торговая организация поставляет товары покупателю не со своего склада, а непосредственно от поставщика или от их производителя. В основе такой торговли лежат два самостоятельных договора поставки:

  1. Транзитный поставщик перечисляет денежные средства продавцу за товары. При этом получателем груза по договору является конечный покупатель. Товар фактически не поступает на склад транзитного поставщика, но согласно договору он все равно приобретает право собственности на него.
  2. Транзитный поставщик получает денежные средства от конечного покупателя за поставленные товары. Но грузоотправителем выступает организация-продавец.

Сложность данной торговой схемы заключается в том, что товары, поставляемые конечным покупателям, фактически не приходуются на складе посредника. Β этой связи зачастую возникают споры с налоговым контролем касаемо определения момента отгрузки товара, так как от него зависит своевременность отражения доходов, учитываемых при начислении налога на прибыль. Помимо всего прочего случаются споры касаемо учета расходов на транспортировку товаров, реализуемых транзитом.

Внешняя торговля на современном этапе – это наиболее развитая форма международных экономических отношений. Заинтересованность отдельных стран в расширении своих международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на международных рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь более высокую прибыль в связи с использованием дешевой рабочей силы и сырья развивающихся стран.

Современной внешней торговле присущи следующие особенности:

  • Увеличение международного товарного обмена под воздействием НТР и углубление его интернационализации. Например, за 70 - 80-е гг. объем международной торговли возрос с 313,7 до 3 435 млрд. долларов, или почти в 11 раз. Рост объема международной торговли был вызван такими факторами, как коренная ломка структуры энергетического баланса развитых промышленных стран, увеличение потребления нефтепродуктов, возросший спрос на машинные средства труда в связи с индустриализацией сельского хозяйства, а также увеличение темпов промышленного, транспортного и энергетического строительства в развивающихся странах. Этому способствовало и расширение внешнеторгового обмена между промышленно развитыми странами, что в немалой степени связано с созданием региональных торгово-экономических блоков в результате процесса интеграции;
  • Изменения в географическом распределении международной торговли, что проявляется в увеличении удельного веса развивающихся стран в международной торговле;
  • Динамичность развития торговли;
  • Изменение торговой структуры экспорта под воздействием НТР, которая ускорила объективный процесс международного разделения труда и вызвала рост обмена наукоемкой продукцией, готовыми изделиями и услугами. В целом изменения в структуре товарного экспорта характеризуются тем, что в 90 - е гг. неуклонно увеличивается доля готовых изделий, удельный вес которых составляет более 2/3 стоимости мирового товарооборота;
  • появление новых отраслей и производств, что вызвало растущую зависимость ряда стран от импорта некоторых видов сырья, особенно цветных металлов, нефти, газа;
  • установление под воздействием НТР глубоких и устойчивых технологических связей между предприятиями разных стран по выпуску изделий машиностроительной, химической, электротехнической и электронной промышленности;
  • ускорение объективного процесса международного разделения труда. Так, в настоящее время все более значительная часть товаров, поступающих в международный оборот, представляет собой промежуточные продукты, а не конечные изделия.

Таким образом, современная международная торговля постепенно утрачивает изначально присущие ей черты простой реализации на внешнем рынке определенного излишка продукции и все более сводится к заранее согласованным поставкам товаров между кооперирующимися предприятиями разных стран. Но несмотря на это, она имеет огромное значение для формирования государственной экономики, международных связей. Внешняя торговля показывает уровень экономической развитости в определенном государстве – от нее зависит не только в определенной мере доходность государства, но также она отражает место государства на международной арене.

2.3. Современные проблемы розничной и оптовой торговли и предложения по их устранению.

Многие розничные торговые организации в процессе своей деятельности рано или поздно сталкиваются с определенными проблемами, которые негативно влияют на эффективность работы компании в целом. К таким проблемам можно отнести:

  • отсутствие квалифицированного в сфере торговли персонала;
  • материальные и товарные потери в процессе хозяйственной деятельности;
  • отсутствие автоматизированных систем управления торговой компанией.

Во многом на имидж розничной торговой компании влияет уровень квалификации персонала. Работодатели, допускающие к работе в сфере обслуживания персонал, не имеющий профессионального образования, совершает ошибку, тем более списывая это на нехватку кадров. Неподготовленный персонал, в процессе работы будет сталкиваться с множеством трудностей, которые предполагает сфера торговли, а это может привести к текучести кадров и лишним расходам на привлечение и обучение новых работников.

Потери в процессе хозяйственной деятельности торгового предприятия снижают прибыльность компании. При возникновении естественной убыли на предприятии, ее можно нормировать и предвидеть. При недостаче и возникновении брака, необходимо достаточно затрат для восстановления товарных запасов на складах и прилавках, а так же выяснения причин потерь.

Существуют также непредвиденные потери, которые обычно происходят по причине невнимательности при оформлении накладных и формировании заказа поставщиком, неосторожной транспортировке и разгрузке, при выкладке товаров, а так же недобросовестности покупателей. Такие моменты актуальны больше всего в магазинах самообслуживания, в итоге предприятие имеет большие убытки.