Файл: «Характеристика объектов коммерческой деятельности в торговле».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 8560

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Товары классифицируются и по таким признакам, как частота спроса, его стабильность и характер.

По этому признаку товары подразделяются на:

  • товары повседневного спроса — наиболее часто запрашиваемые потре­бителем (продовольственные, ряд товаров хозяйственного назначения и т. д.). Коммерческие операции по этим товарам осуществляются на постоянной основе, по долгосрочным договорам;
  • периодического спроса, когда спрос населения формируется при отсутствии товара в потреблении или при необходимости замены товара (электротовары, транспортные средства и т. д.). Коммерческие операции по этим товарам осуществляются по долгосрочным договорам с предоплатой и достаточно нестабильной периодичностью;
  • редкого спроса — изделия из драгоценных металлов, антиквариат и т. д. Коммерческие операции по этим товарам совершаются при личном отборе с привлечением экспертов по договорам с особыми условиями, вызванными уникальностью товара;
  • сезонного спроса — одежда, обувь, спортивный инвентарь. По этим товарам коммерческие операции осуществляются также по сезону.

Для рационального формирования ассортимента товаров в торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности покупки, когда помимо одного вида товара предполагается приобретение еще нескольких видов товаров. Поэтому кроме сведений об ассортименте товаров следует собрать информацию о взаимодополняемых или взаимозаменяемых товарах. Например, продажа подержанных автомобилей должна сочетаться с реализацией запчастей к ним, а также смазочных и других материалов (взаимодополняемые товары). Взаимозаменяемые товары могут быть как одной товарной группы (автотранспортные средства), так и разных (мука и макаронные изделия и т. д.). При отсутствии одного вида товара покупателю предлагаются заменяющие виды товаров.

Для обеспечения поиска нужного товара в условиях насыщения рынка и увеличения разнообразия товаров была разработана соответствующая их номенклатура и создана международная Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), используемая в 50 странах ЕС. В ближайшее время она будет принята и в России.

В отличие от других систем классификации товаров в ГС предусмотрено шесть разрядов кодирования товаров: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции, подпозиции и субпозиции. По основной номенклатуре содержится 5019 субпозиций; 3558 — подпозиции, 1241 — позиция, 33 — подгруппы, 96 — групп, 21 — раздел. Оговорено, что страны, применяющие ГС в таможенных тарифах могут для дополнительной детализации товаров по видам добавлять разряды.


Признаки группировки товаров в ГС: назначение, степень обработки, вид материала (сырья), из которого изготовлен товар, значение товара. Такая группировка применяется в России при оформлении таможенных грузов, установлении таможенных тарифов, учете и составлении отчетности по экспортно-импортным операциям.

С развитием импортно-экспортных операций и переходом на систему штрихового кодирования товаров возникает необходимость приведения отечественных товаров к единообразию и конкурентоспособности по признаку информационного обеспечения. Первые две цифры означают код страны-изготовителя, следующие пять цифр — код предприятия-изготовителя, следующие пять — код товара, последней идет контрольная цифра.

Как уже было сказано ранее, являясь объектом коммерческой деятельности, товар предназначен удовлетворять определенные потребности в соответствии с его качественными характеристиками.

Качество товара — это, с одной стороны, безопасность, с другой — полезные свойства, т. е. потребительские качества. Таким образом, качество товара есть совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использования его по назначению.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» в Российской Федерации введена обязательная сертификация товаров отечественного производства для обеспечения их безопасности и экологичности. На импортную продукцию помимо сертификата качества страны-импортера в Российской Федерации органы Госстандарта выдают сертификат соответствия или сертификат качества (соответствие ГОСТу Российской Федерации). Условие безопасности и экологической чистоты реализуемого товара должно учитываться при соверше­нии коммерческих операций и присутствовать в обязательном порядке в договорах и контрактах купли-продажи товаров.

Для эффективной коммерческой деятельности в договорах необходимо предусматривать, например, и способы определения качества товара, которые зависят от характера товара, практики, сложившейся в торговле товаром данно­го вида, наличия лабораторной базы и экспресс - методов диагностики товара.

Приведем основные способы определения качества товара, отражаемые в договорах на его поставку.

По стандарту. Этот способ предполагает поставку товара по качеству, точно соответствующему определенному стандарту. Стандарты разрабатываются специальными организациями (НИИ, Институтами по стандартизации, фир­мами, специализирующимися на выпуске определенной продукции и т. д.) и утверждаются правительственными органами. Наличие стандартов (ГОСТы. ОСТы) значительно облегчает установление качества товара в контрактах (договорах) купли-продажи на товары массового спроса и унифицированную продукцию. В сертификате качества отражается соответствие данного товара ГОСТу или ОСТу. Этим способом идентифицируются продовольственные товары и некоторые непродовольственные товары массового спроса.


По техническим условиям. Этот способ применяется в тех случаях, когда на данный товар нет стандартов и когда по особым условиям производства и эксплуатации к качеству должны предъявляться специальные требования. Технические условия содержат подробную характеристику товара, описание материалов, из которых он должен изготавливаться, правила и методы его проверки. Технические условия могут быть представлены либо заказчиком (покупателем) и при подписании договора купли-продажи приняты поставщиком, либо разработаны фирмой-поставщиком и подтверждены заказчиком (покупателем). Технические условия являются частью договора (товары сложнотехнические).

По спецификации, которая содержит необходимые технические параметры, характеризующие товары. Спецификация может составляться как продавцами (поставщиками или импортерами), так и покупателями. В спецификации приводятся особые показатели потребительских свойств товара, методы их объективной оценки, сроки гарантии и реализации, формы контроля. Специфика­ция подписывается сторонами и является неотъемлемой частью договора купли-продажи (мебель, некоторые канцелярские товары и т. д.).

По образцу. Это способ предполагает установление качества товара в соот­ветствии с определенным образцом, согласованным и подтвержденным в дого­воре сторонами и являющимся эталоном. В договор вносят указания о количестве экземпляров отобранных образцов и порядке сличения поставленного то­вара с этими образцами. Экземпляров образцов должно быть не менее двух по одному для каждого участника сделки (по образцам контролируется качество одежды, тканей, обуви и т. д.).

Договором предусматривается хранение сторонами образцов в течение оп­ределенного срока с даты поступления последней партии товара.

По предварительному осмотру (отбору товара потребителем на складе продавца). В договоре этот способ обозначается как «осмотрено — одобрено» или «по личному отбору товара покупателем». При этом покупателю предос­тавляется право осмотреть всю партию товара в установленный срок. Если за этот срок к качеству товара претензии не предъявляются, то продавец в даль­нейшем за него не отвечает, если только в товаре не было скрытых недостатков, которые покупатель при его осмотре обнаружить не мог и о которых ему до совершения сделки не сообщили. Качество сложнотехнических товаров таким способом устанавливать не рекомендуется. Данный способ приемлем, когда доступны для визуального осмотра основные конструкции товаров и это не тре­бует специальных знаний об их производстве и использовании (товары хозяйст­венного назначения — ведра, лопаты, вилы и т. д.).


Поскольку качество товара является мерой его полезности, то одна из основных задач торговли — обеспечение потребителей именно такими товарами. Для сохранения качества товаров большое значение имеет правильная организация таких технологических операций, как транспортирование, приемка, хранение и др. Способствует этому и применение современного оборудования для перемещения, хранения, подготовки товаров к продаже.

Для обеспечения эффективной реализации товаров важное значение имеют товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.

Товарные знаки и знаки обслуживания (ТЗ и ЗО) — это обозначения, по которым различают продукцию разных изготовителей или услуги, оказываемые разными организациями. Наименование мест происхождения товаров используется для обозначения товаров, особые свойства которых определяются харак­терными для отдельных регионов природными и другими условиями.

Правовая основа ТЗ и ЗО определена Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1.

При работе с товаром необходимо учитывать его жизненный цикл.

Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что любое изделие, какими бы потребительскими свойствами оно ни обладало, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным, товаром. При этом прибыль от реализации прежнего товара настолько уменьшается из-за падения спроса, что дальнейшая торговля им становится экономически невыгодной.

Жизненный цикл товара состоит из следующих стадий:

  • внедрение;
  • рост;
  • зрелость;
  • насыщение;
  • спад.

На стадии внедрения товара торговля им убыточна, поскольку объем продаж низок, а расходы на продвижение велики.

В стадии роста происходит признание покупателями товара, спрос на него быстро увеличивается. Соответственно растут объем продаж и прибыль, а расходы на рекламу уменьшаются.

Зрелость товара наступает, когда большинство покупателей уже приобрело его. Поэтому темпы роста продаж падают, прибыль начинает снижаться из-за увеличения расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия.

При насыщении рынка товаром рост его продаж не наступает, даже если предпринимаются усилия по их стимулированию. Тем не менее прибыль торговли на этой стадии жизненного цикла товара может увеличиться из-за уменьшения расходов на производство (полное освоение технологии, снижение брака и т. п.).


Стадия спада — это период резкого снижения сначала продаж товара, а затем и прибыли.

Предприятие торговли на основе изменений темпов продажи и прибыли определяет, на какой стадии жизненного цикла находится в настоящее время товар, и принимает различные меры, способствующие поддержанию спроса на него (проводит рекламные акции, снижает цены и др.).

Можно сделать вывод, что товар – это основной объект коммерческой деятельности в торговле. Он имеет свои особенности, виды и ключевые моменты. Также к товарам предъявляются особые требования для поддержания их качества и стимулирования конкуренции. Все это отражается на общей ситуации рынка.

Услуги как объекты торговли.

В рыночной экономике огромную роль играет сфера услуг, особенно в экономически развитых странах. Услуга является результатом непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

Экономическая полезность делает услугу предметом торговли. Причем услуга может выражаться не только в форме полезной деятельности, но и касаться всякого изменения лица или товара.

Услуги, оказываемые населению, по функциональному назначению подразделяются на материальные и социально-культурные.

Материальные услуги удовлетворяют материально-бытовые потребности человека. Они обеспечивают восстановление, изменение или сохранение потребительских свойств изделий либо изготовление новых изделий, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. Поэтому к материальным услугам, в частности, относят бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, услуги общественного питания, услуги транспорта.

Социально-культурные услуги удовлетворяют духовные, интеллектуальные потребности и поддерживают нормальную жизнедеятельность потребителя. С их помощью обеспечивается духовное и физическое развитие, повышение профессионального мастерства, поддержание и восстановление здоровья личности. К социально-культурным могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т. д.

Услуга торговли — это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.

Услуги торговли можно разделить на две группы:

  • услуги оптовой торговли (оказываемые предприятиями оптовой торговли);
  • услуги розничной торговли (оказываемые в магазинах и других предприятиях розничной торговли).