Файл: Особенности корпоративного управления в России (Теоретические аспекты корпоративного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В 90-х годах прошлого века активизация процессов глобализации хозяйственной жизни привела к глобализации инвестиционных процессов. Указанное всячески способствовало упрощению перемещения огромных финансовых ресурсов, которые были накоплены в развитых странах в пределах мирового рынка. Все это привело к усилению конкуренции между компаниями разных стран за получение ими капитала, необходимого для эффективного развития. Такие фирмы стали ориентироваться на требования инвесторов, для которых основным является наличие у крупной компании, надлежащей система ее корпоративного управления. Данное управление инвесторы рассматривают как индикатор, позволяющий судить о результативности деятельности хозяйствующего субъекта.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективное корпоративное управление - это особая платформа, позволяющая компаниям осуществить свой выход на рынки капитала. Кроме того, наличие такого управления во многом способствует повышению доверия со стороны инвесторов и положительно влияет на конкурентоспособность компании.

Отечественные компании встали на путь корпоративного управления сравнительно недавно по сравнению с другими странами. Вступление России в тесную связь с мировым хозяйственным процессом обусловило необходимость формирования российской модели корпоративного управления, адекватно воспринимаемой внешними экономически организациями, что и привело к развитию надлежащей практики корпоративного управления в нашей стране.

Акционерное общество стало доминирующей формой организации бизнеса в России и сегодня процесс создания и развития данной формы собственности еще активно продолжается. К числу крупных акционерных обществ относят Газпром, РЖД Сбербанк России и прочие компании, успешное развитие которых требует от собственников и высшего менеджмента разработки наиболее эффективных инструментов и механизмов управления таким бизнесом, необходимости согласования интересов между акционерами, выстраивания со всеми группами лиц, которые заинтересованы в эффективной деятельности фирмы только позитивных отношений.

Решение проблем корпоративного управления важно для отечественного бизнеса по той причине, что приток внешних инвестиций в экономику страны напрямую зависит от эффективности корпоративного управления.

Указанное обусловило постановку цели настоящей работы. Цель исследования: рассмотрение сущности корпоративного управления в России и изучение особенностей построения системы корпоративного управления на примере ПАО «Сбербанк России».


Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты корпоративного управления.
  2. Проанализировать состояние корпоративного управления на современном этапе развития в России.
  3. Охарактеризовать принципы корпоративного управления ПАО «Сбербанк России».
  4. Определить составляющие, обуславливающие эффективного рейтинга корпоративного управления ПАО «Сбербанк России».

Объект исследования – деятельность российских корпораций. Предмет исследования – система корпоративного управления ПАО «Сбербанк России».

Решение поставленных в работе задач выполнено с использованием методов системного и сравнительного анализа. Исследования в работе опираются на научные концепции и теоретические достижения отечественных и зарубежных ученых.

Проблемам результативности деятельности российских корпораций посвящены исследования А. Г Дементьева, Д. В. Исаева, И.Ю. Бочарова, В.Р. Веснина и других авторов. Особенности корпоративного управления при непосредственной реализации моделей корпоративного управления отечественными предприятиями на современном этапе развития экономики отражены в работах А. В. Безденежных, Т. Ю. Грибцовой, А.Н. Задорожной.

Работа состоит из введения, заключения, трех глав и приложений. Первая глава посвящена теоретическим аспектам корпоративного управления. Здесь рассмотрено содержание понятия «корпоративное управление», приведена характеристика система корпоративного управления.

Во второй проведено исследование состояние корпоративного управления на современном этапе развития в России, в частности отражена специфика формирования систем корпоративного управления в Российской Федерации и определены тенденции развития корпоративного управления в России.

В третьей главе изучены особенности построения системы корпоративного управления на примере ПАО «Сбербанк России»: рассмотрены принципы корпоративного компании и рейтинг корпоративного управления ПАО «Сбербанк России», а также определен вектор дальнейшего развития корпоративного управления исследуемой организации.

1.Теоретические аспекты корпоративного управления


1.1 Сущность, цели и задачи корпоративного управления

На сегодняшний день одним из наиболее эффективных способов, позволяющих существенно повысить инвестиционную привлекательность компаний такие исследователи, как Ю.А Симагин, М. Ю. Спасенных, И.Ю. Бочарова, Н.М. Розанова и др. считают качество корпоративного управления. Причем оно не только влияет на результативность деятельности хозяйствующих субъектов, но и является особым следствием улучшения инвестиционного климата в стране [2, с. 56].

В.Р. Веснин указывает на то, что корпоративное управление можно рассматривать как систему общеобязательных правил, предназначенных для регулирования возникающих в сфере деятельности компаний различных отношений; также это еще и властно-распорядительная деятельность отдельных лиц, к которым в том числе относят представителей топ-менеджмента и акционеров[4, с 80].

В результате анализа специальной литературы мы увидели, что существует два понятия «корпоративное управление» и «управление корпорацией», где возникает вопрос об их равнозначности. Согласно исследованиям В.В. Вербицкого корпоративное управление с одной стороны включает в себя процедуры по реализации прав акционеров, различные обязанности совета директоров и ответственность его членов за принимаемые ими решения в отношении деятельности компании, допустимый уровень вознаграждения топ-менеджмента, порядок раскрытия информации о функционировании хозяйствующего субъекта и систему его финансового контроля [3, с. 59].

Однако с другой стороны корпоративное управление это еще и особая деятельность государства, уполномоченных органов и организаций, которые осуществляют свою деятельность с целью регламентации указанной сферы отношений.

Следует упомянуть точку зрения И. В. Беликова, указывающего на то, что с третьей стороны корпоративное управление представлено деятельностью рейтинговых агентств, в задачи которых входит присвоение определенных оценок о работе компаний и на основании полученной информации формирование представлений для инвестора об инвестиционной привлекательности данного бизнеса [18, с. 35].

На рис. 1 отражено двоякое представление понятия «корпоративное управление» [14, с. 55]:

Рисунок 1 - Представление понятия «корпоративное управление»

Отметим тот факт, что практика корпоративного управления известна менеджерам уже несколько столетий, однако непосредственно сама теория, по словам М.В. Самосудова, стала формироваться лишь только в 80-е гг. прошлого века. На основании указанного учеными сделан вывод о том, что было двигателем экономического развития. Так в 19 в. – это предпринимательство, в 20 столетии – менеджмент, а уже в современном нам 21 веке непосредственно само корпоративное управление [34, с. 27].


В таблице 1 представлены те понятия, которые являются исторически важными и позволят прийти к правильному пониманию корпоративного управления. Таблица составлена по: 29, 33.

Таблица 1

Основные понятия корпоративного управления

С учетом понятий, представленных в таблице определений, можно сделать вывод о том, что корпоративное управление предполагает осуществление взаимодействия между многочисленными лицами и организациями, которые имеют отношение к каким-либо аспектам функционирования хозяйствующего субъекта. Мы согласны с Ю.А. Соколовой, которая утверждает, что корпоративное управление по сравнению с менеджментом находится на более высоком уровне руководства фирмой [36, с. 233].

Отметим, что в мировой практике встречаются самые различные определения понятия «корпоративное управление». Наиболее употребляемые формы отражены на рис. 2.

Обобщив выше изложенное, в рамках настоящей работы, под корпоративным управлением будем понимать процесс осуществления баланса между интересами акционеров и менеджмента, а также интересами отдельных групп, лиц и в целом непосредственно самой компании путем реализации участниками рынка определенной системы стандартов поведения, как этических, так и процедурных, принятых в бизнес-сообществе [35, с. 101].

Рисунок 2 – Определения понятия «корпоративное управление»

И.Н. Зубрилин указывает на то, что в современных условиях достижение эффективности корпоративное управление требует достижения следующих условий [11, с. 456]:

  • осознания самого предмета корпоративного управления;
  • определения юридической силы и того статуса, который имеют кодексы корпоративного управления;
  • проведение непрерывного мониторинга за возникающими изменениями в системе корпоративных отношений для того, чтобы своевременно пересмотреть существующие стандарты с учетом изменений.

Важность и необходимость корпоративного управления обусловлена тем, что оно способствует повышению экономической эффективности фирмы и что важно, определяет механизмы, позволяющие сформулировать цели компании, определить средства их достижения и контроля за результатами деятельности.

Ключевую задачу корпоративного управления О.В. Тальберг видит в защите всех участников корпоративных отношений от потенциального произвола, т.е. от неэффективной деятельности наемных менеджеров [38, с. 62].


Вслед за Л.В. Кузнецовой сведем сущность корпоративного управления к трем его важнейшим направлениям, рис. 3 [22, с. 68]:

Рисунок 3 – Направления корпоративного управления

Главной же функцией корпоративного управления выступает предупреждение и разрешение конфликтов, возникающих внутри компании, что позволяет ей выживать в условиях жесткой конкурентной среды.

В таблице 2 представлены основные категории корпоративного управления. Таблица составлена по: 31, 48.

В.В. Павлова указывает на то, что на сегодняшний день сформировались две концепции корпоративного управления, которые определяются особенностями трактовки сущности корпоративного управления [27, с. 107]. Исходя из узкой трактовки, которая связана с установлением баланса интересов между различными группами заинтересованных лиц, под предметом корпоративного управления понимают систему отношений между данными группами и лицами, вовлечен­ными в управление эмитентом как юридическим лицом.

Таблица 2

Категории корпоративного управления

Согласно второй, более расширенной концепции эффективность функциониро­вания корпорации зависит от различных факторов: внешних и внутренних, прямых и косвенных, а также экономических, социальных, правовых и организационных. Именно в рамках данных факторов и формируются различные модели корпоративного управления [19, с. 84]. Среди множества их типов выделим четыре: англо-американская, континентально-европейская, японская и предпринимательская, каждая из которых характеризуется собственными достоинствами и недостатками, т.е. имеет свои сильные и слабые стороны.

Обобщая указанные модели, Л.В. Кузнецова выделяет их основные признаки (элементы) [23, с. 46]:

  • ключевые участники корпорации и ее учредители;
  • структура владения акциями, характерная для конкретной модели;
  • состав совета директоров (советов);
  • наличие определенных законодательных рамок;
  • требования к раскрытию информации для корпораций, которые включены в листинг;
  • перечень корпоративных действий, требующие одобрения со стороны акционеров;
  • механизм взаимодействия между ключевыми участниками.

Однако ни одну из моделей нельзя назвать универсальной из-за их потенциальной возможности комбинирования ряда элементов.