Файл: Менеджмент профессионального киберспортивного клуба на примере G2 Esports.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Мировой опыт продвижения клубов
1.1 Самые популярные спортивные клубы
1.2. Продвижение киберспортивных клубов
1.3 Анализ PR-мероприятий по продвижению киберспортивных клубов
Глава 2 Угрозы и возможности продвижения в G2 Esports
2.1 Ожидания и реальная ситуация в G2 Esports
2.2 Сравнительный SWOT-анализ G2 Esports и Реал Мадрида
Глава 1 Мировой опыт продвижения клубов
1.1 Самые популярные спортивные клубы
В современном мире наиболее узнаваемые бренды тратят огромные суммы денег на маркетинг и продвижение. Но привлекать внимание аудитории к своей компании можно не только таким способом, но и множеством других. Одним из таких способов является – предоставление новой продукции, которая в корне отличается от концепций всего товарного ассортимента. Также можно привлекать внимание потребителей резонансными высказываниями в СМИ. Не стоит забывать и о политике брендов в работе в медиасфере.
Спорт всегда был неотъемлемой частью общества и приковывал к себе много внимания. Чего только стоят олимпийские игры, которые являются поводом для многих людей брать отпуска и наблюдать за праздником спорта (историческая справка об олимпийских играх). Одним из самых популярных видов спорта в этом мероприятии является – футбол. Именно на примере футбольных брендов далее будет рассматриваться продвижение успешных клубов. Самыми узнаваемыми брендами в наши дни являются следующие клубы:
- Реал Мадрид;
- Пари Сен-Жермен;
- Манчестер Сити;
- Манчестер Юнайтед;
- Барселона.
Именно эти несколько клубов привлекали к себе внимание в разное время. Без сомнений это великие клубы, и свою популярность они получили не только за работу со СМИ, но и благодаря своей знаменательной истории побед. Ниже будут рассмотрены клубы Реал Мадрид и Пари Сен-Жермен.
ФК Реал Мадрид. Мадридский «Реал» один из самых известных футбольных клубов в современном мире. Он выступает в высшем испанском дивизионе. Он является одним из трех клубов, который ни разу не вылетал из Ла Лиги, наряду с «Барселоной» и «Атлетик Бильбао». Также является одним из самых титулованных клубов в испанском футболе. На его счету 65 национальных трофеев: рекордные 34 титула чемпиона Ла Лиги, а также 19 Кубков Короля, 11 Суперкубков Испании и 1 Кубок Лиги; рекордсмен по количеству побед и голов в Лиге чемпионов. Но больше интересует не вся история клуба, а определенный период в его истории.
Все началось в 1996 году с приходом к посту главного тренера Фабио Капеллы, именно он начал приглашать в команду таких звезд как Давора Шукера, Предрага Миятовича, Кларенса Зеедорфа, Бодо Илльгнера, Секретариу и Роберто Карлоса. Но Капелло продержался в клубе всего 1 год. Начиная с 2000 на пост президента Реал Мадрида стал Флорентино Перес, и тогда он стал реализовывать свой план. Собрать в «Реале» всех лучших футболистов планеты.
Свою деятельность Перес начал с покупки португальца Луиша Фигу у «Барселоны» за рекордные 71 миллион евро. Спустя год в ряды «Реала» влился Зинедин Зидан, за которого заплатили «Ювентусу» ещё больше – 75 миллионов. Ещё через год из «Интера» прибыл Роналдо, летом 2003 года – Бекхэм, в 2004 – Оуэн. Таким образом, в сезоне 2004/05 вместе играли четыре футболиста, удостаивавшиеся «Золотого мяча»: Роналдо (лучший футболист мира 1997 и 2002 годов), Зидан (1998), Фигу (2000), Оуэн (2001). Такой Реал Мадрид получил прозвище «Галактикос». Именно это стало главным оружием в привлечении внимания к клубу. С этого момента бренд клуба стал значительно развиваться и набирать свою мощь.
ФК Пари Сен-Жермен. Вокруг этого французского клуба разгорелся один из самых скандальных переходов на данный момент. Переход бразильского футболиста Неймара стал главной сенсацией летнего трансфертного окна 2017 года. Неймар перешел из «Барселоны», с которой дважды выиграл чемпионат Испании, трижды Кубок Испании, а также смог завоевать один трофей Лиги чемпионов УЕФА, в сезоне 2014/15 вместе с клубом сделал «золотой xет-трик», он же «требл» (победа во всех 3 самых крупных турнирах: Лига чемпионов, Ла Лига и Кубок Испании). Также в 2015 году занял третье место в голосовании на награду «Золотой мяч». В августе 2017 года Неймар решает перейти в Пари Сен-Жермен за рекордные 222 миллиона долларов. Тем самым этот переход стал самым дорогим в истории.
Исходя из таблицы 1.1 видно, что 2 самых дорогих трансфера принадлежат именно Пари Сен-Жермен. Именно эти переходы привлекали внимание прессы к парижскому клубу. На фоне этих переходов клуб стал развивать свою узнаваемость. Пользуясь именем своего города и одной из самых крупных модных недель, Пари Сен-Жермен стал развиваться в фэшн сфере и поднимал свою узнаваемость все больше и больше. Благодаря этому, он стал одним из самых узнаваемых футбольных клубов в США.
Таблица 1.1 – Самые дорогие трансферы среди футбольных клубов
№ |
Имя футболиста |
Переход из ФК |
Переход в ФК |
Позиция |
Трансферная стоимость, $ |
1 |
Неймар |
Барселона |
Пари Сен-Жермен |
Нападающий |
222 |
2 |
Килиан Мбаппе |
Монако |
Пари Сен-Жермен |
Нападающий |
135 |
3 |
Жуан Феликс |
Бенфика |
Атлетико Мадрид |
Нападающий |
126 |
4 |
Антуан Гризманн |
Атлетико Мадрид |
Барселона |
Нападающий |
120 |
Филипе Коутиньо |
Ливерпуль |
Барселона |
Полузащитник |
120 |
|
6 |
Усман Дембеле |
Боруссия Дортмунд |
Барселона |
Вингер |
105 |
Поль Погба |
Ювентус |
Манчестер Юнайтед |
Полузащитник |
105 |
|
8 |
Эден Азар |
Челси |
Реал Мадрид |
Вингер |
100 |
Криштиану Роналду (2) |
Реал Мадрид |
Ювентус |
Нападающий |
100 |
|
Гарет Бейл |
Тоттенхэм Хотспур |
Реал Мадрид |
Вингер |
100 |
|
11 |
Криштиану Роналду (1) |
Манчестер Юнайтед |
Реал Мадрид |
Нападающий |
94 |
Ситуация с остальными клубами из списка очень похожа. Что «Барселона», что «Манчестер Сити» тратили огромное количество денег на трансферы в какой-либо промежуток времени.
1.2. Продвижение киберспортивных клубов
В главе 1.1 было рассмотрено, как главные спортивные клубы формировали свою узнаваемость, теперь стоит перейти к киберспорту. И тут есть ряд ключевых особенностей, которые меняют систему формирования клуба и их продвижение.
Самым главным отличием киберспорта от традиционного спорта является то, что дисциплины в компьютерном спорте принадлежат кому-то. Компьютерная игра – это плод чей-то интеллектуальной деятельности, в частности команда разработчиков создает игру, издатель – компания, издающая игру, разработанные внутри компании или отдельными компаниями, занимающимися разработкой компьютерных игр. Он забирает на себя все сторонние вопросы, не связанные с разработкой игр. Получается, что дисциплиной в киберспорте кто-то владеет. У футбола нет владельца, и правила игры определяются международной федерацией. В киберспорте правила дисциплины определяет издатель игры, так же он может влиять на свое творение по средствам обновлений, тем самым меняя «мету» в игре.
Из этого вытекают следующие различия. Киберспортивные дисциплины постоянно меняются, практически каждые полгода, и получается, что внутри игровые правила меняются, что и приносит разнообразие в дисциплины. Забота разработчика о своей игре выражается не только в постоянной заботе о продукте, но и в развитии соревновательного потенциала игры.
Интегрироваться в киберспорте можно по-разному: можно работать с лидерами мнений – киберспортивными командами, стримерами или видеоблогерами. Можно спонсировать турниры для профессионалов или для любителей. Можно покупать рекламу в сообществах или на стрим-площадках, ставить баннеры непосредственно в компьютерных клубах и так далее. Все способы отличаются бюджетами, охватами, качеством.
Можно выделить основные варианты интеграций:
- киберспортивные команды;
- профессиональные турниры
- любительские турниры;
- стримеры и ютуберы;
- компьютерные клубы.
Киберспортивные команды. Профессиональные игроки стали лидерами мнений: фанаты хотят быть похожими на них, доверяют их рекомендациям, используют такое же игровое оборудование, носят такую же одежду. Охват киберспортивной команды формируется главным образом за счёт её участия в соревнованиях, но наиболее восприимчивая часть аудитории – фанбаза в социальных сетях команды и её игроков.
Иногда успешность на соревнованиях компенсируется так называемой «медийностью» команды – количеством подписчиков на их персональных страницах или в фан-клубах, каналах на YouTube и Twitch.tv – так, например, российская команда Team Spirit подписала игрока в Hearthstone SilverName, который стал чемпионом World Cyber Arena в 2016, но сейчас мало играет на турнирах – зато стал одним из самых медийных стримеров. В этом случае работа с командой частично переходит в разряд работы с видеоблогерами.
Команда – это совокупность всех её сайтов, страниц, сообществ и каналов, а также её название, логотип и форма. Каждый пункт из этого списка допускает интеграцию: можно размещать информацию о компании на официальном сайте и в анонсах в социальных сетях, брендировать её сообщества и каналы с видеозаписями и стримами, делать нативные интеграции в контент и, конечно, разместить лого на форме и получать охват через трансляции соревнований и фотографии в статьях и анонсах.
Можно продвигать товар за счёт логотипа популярной команды. Примеров много: коврики Na`Vi или Team Liquid, кресла M19 и так далее.
Профессиональные турниры. Турниры с участием профессиональных игроков – главный генератор охвата в киберспортивном поле. Самые дорогие, но и самые эффективные – те турниры, которые проходят в офлайне полностью или по крайней мере частично (например, финальный этап): их трансляции получаются самыми зрелищными, и их приходят посмотреть сотни тысяч зрителей.
Профессиональный турнир может длиться от двух–трёх дней до нескольких месяцев, если это крупная лига. В последние несколько лет организаторами самых крупных турниров выступают издатели игр: Valve (Dota 2), Riot Games (League of Legends), Blizzard Entertainment (Overwatch и другие франшизы), Capcom (Street Fighter V), EA Sports (FIFA) и другие. Фактически турниры проводят компании, которые специализируются именно на этом, – турнирные операторы. Крупнейшие в нашем регионе – StarLadder (Киев) и RuHub (Москва).
Основная характеристика турнира – размер призового фонда: чем солиднее цифра, тем больше шанс привлечь топовых игроков и команды, за которыми придут и зрители.
The International – первый по дисциплине Dota 2 и самый крупный среди прочих ежегодных киберспортивных турниров. Именно он привлекает к себе самое больше внимание во всех спортивных СМИ. Причина тому – огромный призовой фонд турнира (таблица 1.2).
Таблица 1.2 – Призовой фонд The International
Турнир |
Призовые |
The International 2011 |
$ 1 600 000 |
The International 2012 |
$ 1 600 000 |
The International 2013 |
$ 2 874 380 |
The International 2014 |
$ 10 923 977 |
The International 2015 |
$ 18 429 613 |
The International 2016 |
$ 20 770 460 |
The International 2017 |
$ 24 787 916 |
The International 2018 |
$ 25 532 177 |
The International 2019 |
$ 34 302 501 |
The International 2020 |
$ 40 018 195 |
В приведённой таблице видно, что призовой фонд, начиная с 2013 года, постоянно возрастал. Это связанно с высокой заинтересованностью игроков, ведь Valve Corporation (американская фирма-разработчик компьютерных игр, в том числе Dota 2) применили интересную стратегию. Они ввели во внутриигровом магазин предмет, от покупки которого 25% потраченных реальных денег уходят в призовой фонд. Таким образом, разработчик полностью организовывал соревнования, а сообщество игроков организовывало вознаграждения. Победители The International получали огромную известность, игроки становились практически в один ряд со знаменитостями.
На этом турнире собираются самые лучшие команды во всего мира. Так как в киберспорте нет международной федерации, то официального чемпионата мира не существует. В сообществе сложилось тенденция, что самые крупные турниры в каждой дисциплине и являются чемпионатом мира. Из этого формируется еще одна особенность киберспорта – он не имеет границ государств. Единственные границы – это региональные, которые существуют из-за огромного расстояния между континентами.
Таким образом, в киберспорте образуются несколько основных регионов:
- Европа;
- Азиатский регион;
- Океания;
- Америка;
- иногда отдельно выделяют СНГ и Китайский регион.
В каждом из этих регионов киберспорт развивается с разной скоростью, но уровень игроков высших дивизионов зачастую примерно одинаковый.
Любительские турниры. Любительские турниры отличаются от профессиональных тем, что нацелены привлекать людей не смотреть, а лично принимать участие. Здесь нет космических призовых – поэтому профессиональные игроки ивент пропустят, зато любители смогут получить отличный соревновательный опыт. Так что любительский турнир обеспечивает менее массовое, но более глубокое вовлечение аудитории: человек гораздо лучше запоминает то, что делал сам, чем то, что просто видел.
К тому же, турнир часто не воспринимается как реклама и находится «ниже линии», представляя собой интересную и свежую опцию для множества стандартных BTL-активностей, к которым публика уже привыкла ( «собери», «отправь», «выиграй», «количество призов ограничено») и которые из-за этого с каждым годом теряют эффективность.
Ещё одно преимущество любительских турниров в том, что их охват можно достаточно точно таргетировать по географическому принципу и получить просмотры (или по крайней мере их существенную часть) именно там, где есть необходимость продвигаться.