Файл: Цены на продукцию организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Политехнический колледж городского хозяйства»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине

ОП.11 Экономика организации

на тему «Цены на продукцию организации»

Вариант 17


Выполнила: студентка группы

Проверил:
Санкт-Петербург - 2023

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 2

1. Экономическая сущность цены товара: функции, место и роль в управлении организации 4

2. Влияние спроса и предложения на уровень цены организации 8

3. Задача 11

Заключение 12

Список использованной литературы 13




Введение



Рынок с теоретических позиций представляет собой место, где вступают во взаимодействие покупатели и продавцы товаров работ и услуг. Такой контакт рыночных сил приводит в действие закон спроса и предложения. В результате устанавливается рыночное равновесие, характеристиками которого выступает равновесная цена и количество товара. Цена является денежным выражением стоимости и должна быть выше издержек производителя, продавца, так как коммерческие организации действуют руководствуясь целью получения прибыли. Известно пять основных функций цены.

Сущность ценообразования в условиях рынка связана именно с учетом воздействия на уровень цен факторов издержек, спроса и предложения.

Актуальность изучения функций цены и влияния, оказываемого спросом и предложением на цены связано с тем, что имеется множество моделей поведения продавцов и потребителей, при этом каждый субъект рынка со стороны предложения приходится делать выбор в пользу лучшей, оптимальной ценовой стратегии. Это требует знания теоретических положений ценообразования и владения практическими навыками проведения расчетов по обоснованию цен на товары и услуги фирмы.

Цель работы – закрепление теоретических знаний по ценообразованию.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

- раскрыть экономическую сущность и функции цены;


- рассмотреть влияние спроса и предложения на уровень цены;

- провести расчет оптовой (отпускной) цены предприятия.

Предметом исследования является цены на продукцию организации.

Объект работы - рыночное ценообразование.

В контрольной работе в качестве источников использованы научные труды, учебники и учебные пособия отечественных авторов, таких как Г.П. Журавлева, Л.П. Кураков, Е.А. Лазурин, Л.С. Шаховская и др., статьи в научных периодических изданиях, электронные ресурсы.

1. Экономическая сущность цены товара: функции, место и роль в управлении организации



Цены являются, с одной стороны, денежным выражением стоимости товаров, а с другой, – рыночный уровень цен складывается как результат равновесия сил спроса и предложения. Фирма при установлении цены на свою продукцию или услуги учитывает оба эти положения. Необходимость покрыть понесенные издержки делает себестоимость объективным уровнем, ориентиром для продавца - что также определяется внутренним содержанием цены. Базовая формула цены представляет собой сумму полной себестоимости (Сп) и прибыли (П)

Ц = Сп +П. (1)

На практике при формировании цены продукции, фирма ориентируется на издержки [3, c.46]. Это объясняется практической необходимостью вести учет затрат на производство и реализацию товаров и услуг, чтобы в процессе рыночного ценообразования продажа продукции по рыночной цене (Р) позволила возместить выручкой от продажи переменные (VC) и постоянные (FC) издержки и получить норму прибыли (m).

(2)

Уровень и динамика цен на рынке есть главные индикаторы состояния рынка для конкретной фирмы и общества в целом. Цена, действуя совместно с другой движущей силой – конкуренцией, приводит в действие рыночный механизм.

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить пять функций цены, как показано на рисунке 1.



Рисунок 1 – Функции цены [6, c.80].
Рассмотрим эти функции подробнее.

1) Учетная функция цены. Цена есть мера затрат общественного труда, являясь денежным выражением стоимости. Цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько

затрачено ресурсов на изготовление товара, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена предопределяет и размер прибыли. Эта функция цены проявляется также в статистике цен [12].

2) Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. Функция стимулирования тесно связана с конкуренцией, поскольку осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене. Повышая или понижая цены можно или стимулировать, или дестимулировать: научно-технический прогресс; экономию затрат ресурсов; изменение качества продукции; изменение структуры производства и потребления.

Проявлением учетной функции цены служит множество видов цен, формируемых производителями и продавцами из разных звеньев цепочки стоимости товара (см. рисунок 2).


Элементы цены

Себестоимость

производства и

продажи

продукции

Прибыль

изготовителя

Косвенные налоги

Посредническая надбавка (скидка)

Торговая надбавка (скидка)

Акциз

НДС

изготовителя

Затраты посредника (в оптовом звене)

Прибыль

посредника

НДС

посредника

Затраты

торговли

Прибыль

торговли

НДС

торговли

Ц





ена оптовая предприятия

























Цена оптовая отпускная



















Цена оптовая закупки










Цена розничная


Рисунок 2 - Формирование цен в процессе движения товара от изготовителя к конечному потребителю [4, c.55].
Как показывает рисунок 2 цена служит учетной единицей и участвует в формировании выручки от продаж соответствующего звена:

- оптовая цена предприятия;

- оптовая отпускная цена производителя с НДС и акцизам;

- оптовая цена промышленности;

- розничная цена.

В коммерческой практике товар обычно проходит через несколько звеньев, прежде чем его приобретает конечный покупатель. Часто фирмы -производители поставляют свою продукцию генеральным дилерам, которые перепродают её розничным продавцам. Движение товара по каналам сбыта порождает необходимость установления цен, по которым товар приобретается каждым следующим звеном у предыдущего. Для решения этой задачи обычно используют посреднические и торговые надбавки и скидки. Если эта цена устраивает производителя товара, он заключает договор на поставку. Если не устраивает, то он должен повысить установленную им розничную цену. Если розничную цену диктует не производитель, а рынок, то производителю остаётся или довольствоваться малой прибылью, или отказаться от выпуска данной продукции [7, c.114].

3) Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости, которая через налоговые элементы цены решает социальные задачи общества [8, c.130]. Распределительная функция наиболее отчетливо проявляется в регулируемых тарифах на транспортные, коммунальные и иные социально значимые услуги [5, c.90].

4) Функция равновесия спроса и предложения. Под действием конкурентных сил рынок постоянно стремится к состоянию равновесия, таким образом, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена увеличивает предложения при нехватке товаров и понижает спрос при их избытке [7, c. 98].

5) Функция критерия рационального размещения
производства. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой. В ходе осуществления данной функции цен и под воздействием законов конкуренции и спроса происходит перераспределение оборотного капитала в пользу отраслей (сегментов рынка, предприятий) с большей доходностью на единицу затрат или на единицу активов.

Порой, хотя и нечасто, конкуренция устанавливает на соответствующем рынке своеобразный ценовой стандарт (вид цен), с
которым потребитель свыкся, но который не обеспечивает ему значительных выгод. В таких случаях любая компания, работающая на принципах маркетинга, исследующая через свои и/или привлекаемые специализированные организации особенности местных условий и характер сложившихся предпочтений и предлагающая более удобную для потребителя ценовую схему, будет иметь серьезные преимущества перед другими участниками рынка в борьбе за объемы продаж и размер рыночной доли.

Выбирая цель, основанную на максимизации прибыли, фирма оценивает спрос и издержки применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечат ей в будущем максимальную прибыль.

2. Влияние спроса и предложения на уровень цены организации



Вопрос о взаимодействии цены, спроса и предложения ставится для изучения поведения фирм и реакции потребителей.

На графике линия спроса (D) имеет обратный наклон, отражая действие закона спроса. Линия предложения (S) имеет положительный наклон. В точке пересечения этих линий (Е) устанавливается равновесная цена и равновесный объем продаж товара, что показано на рисунке 3.



Рисунок 3 – Рыночное равновесие по закону спроса и предложения [7, c.78]
Зависимость между ценой и соответствующим ей уровнем спроса отражена кривыми спроса (рисунок 4) для разным видов товаров.



а) для обычных товаров; б) для престижных товаров

Рисунок 4 - Зависимость между ценой и уровнем спроса [7, c.74]
Кривая спроса на рисунке 4а показывает, что чем выше цена, тем ниже спрос. При прочих равных условиях покупатель с ограниченным бюджетом откажется от приобретения товара с высокой ценой, если ему будут предложены альтернативные товары по более низкой цене. На участке AB при снижении цены с P1 до P2 спрос вырастет с Q1 до Q2.Однако это соотношение будет другим, для сбыта престижных товаров (рисунок 4б). На практике существует много примеров того, что потребители престижных товаров считают рост цен с P1 до P2 признаком улучшения качества этих товаров, соответствием их моде, и в результате спрос растет на участке CD. Но при слишком высокой цене Р3 уровень спроса оказывается ниже Q1 < Q2 , чем при цене Р2, то есть на участке DF кривая имеет наклон как для обычных товаров.