Файл: Менеджмент профессионального спортивного клуба на примере футбольного клуба "Спартак" (ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМ КЛУБОМ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поcтроив весной 1922 года свой собственный стадион, команда стала зарабатывать на существование продажей билетов на игры и платным проведением выездных матчей по России. Летом 1922 года футбольный клуб из Краснопресненского района в народе стали называть «Красная Пресня». В 1923 году команда официально вернулаcь к названию «Красная Пресня»

До 1935 года команда, несколько раз за это время сменившая свое название («Красная пресня», «Промкооперация» и «Пищевик» – именно из-за связи с пищевой промышленностью к красно-белым со временем прицепилось прозвище «мясо») выступала в рамках чемпионата Москвы. Начальником команды в 1934 году стал Николай Старостин (один из четырех братьев, игравших за клуб и оказавших сильное влияние на его историю; помимо Николая, за будущий «Спартак» выступали Андрей, Петр и Александр Староcтины).

19 апреля 1935 года было принято решение о переименовании команды в «Спартак» (постановление о создании ДСО «Спартак» было принято несколькими месяцами ранее), разработан устав и эмблема клуба, а также цвет формы: красные футболки с поперечной белой полосой шириной 8,5 см. 18 июля того же года была официально открыта тренировочная база команды в Тараcовке.

12 апреля 1935 года команда «Промкооперация» провела первую игру, после того как была переименована в «Спартак». Сам матч был победным для «Спартака», со cчётом 7:1 была обыграна «Трёхгорка». На игре присутствовало 5 тысяч зрителей, матч был сыгран на стадионе «Трёхгорная мануфактура».

В 1935 году Косарев решил создать физкультурно-спортивное общество. После того как Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР поддержал идею о создании общества, было принято сделать его на основе кружков спорта «Промкооперации». Добро дал директор «Промкооперации» И. Е. Павлов.

В 1936 году был проведен первый чемпионат СССР. Однако его началу предшествовал первый выезд «Спартака» за рубеж: советским спортивным руководителям пришло приглашение провести товарищеский матч с сильнейшим клубом Франции тех времен – «Рэсингом». Поскольку опозориться перед капиталистическим соперником советский футбол не имел права, было решено отправить сборную, состоящую из футболистов двух сильнейших клубов страны тех времен «Спартака» и московского «Динамо». Советские футболисты достойно уступили 1:2, а после этого матча красно-белые провели еще несколько товарищеских встреч и победили с общей разницей 41:0.

Однако начало первого союзного первенства, участие в котором приняли 4 московские команды (помимо «Спартака» и «Динамо» чемпионский титул оспаривали ЦДКА и «Локомотив»), две ленинградские («Динамо» и «Красная Заря») и динамовцы Киева, получилось для красно-белых не таким успешным – команда, тренировал которую чех Антонин Фивебр, уступила армейцам Москвы со счетом 0:3. Проиграв незадолго до финиша и основным конкурентам – московским динамовцам, «Спартак» потерял надежды на чемпионство и занял итоговое 3-е место, пропустив вперед еще и киевлян.


В том же 1936 году состоялся и второй – осенний – чемпионат страны. Между двумя этими соревнованиями был проведен любопытный показательный матч – в рамках физкультурного парада спартаковцы провели игру на искусственном газоне, постеленном на Красной площади, в присутствии Сталина. Основной состав победил дублеров со счетом 4:3, и клуб, благодаря этой игре, завоевал множество поклонников.

На осеннем чемпионате (в котором принимало участие уже 8 команд – новичком стало тбилисское «Динамо») красно-белые выступили удачнее и, сведя вничью поединки со основными конкурентами – динамовцами Москвы и Киева, впервые стали чемпионами СССР.

Противостояние двух московских клубов продолжалось многие годы, а на заре союзных первенств переживало период наивысшего накала. Помимо спортивного соперничества (до начала войны спартаковцы, и динамовцы пополам поделили 6 чемпионских титулов) в дело вмешалась и политика – в 1942 году по приказу патрона «Динамо» Лаврентия Берии, ревновавшего к успехам «народной команды», братья-Старостины были арестованы по сфабрикованному обвинению и осуждены на 10 лет лагерей. Лишь в 1953 году после смерти Сталина и расстрела Берии братья снова смогли встретиться.

Впервые послевоенные годы «Спартак» отошел в тень, и основная борьба за титул велась между московскими «Динамо» и ЦДКА. Армейцы захватили лидирующие позиции в советском футболе и в период с 1945 по 1951 год выиграли 5 из 7-ми возможных чемпионских трофея. Красно-белые за это время могли похвастаться лишь двумя бронзовыми пьедесталами и успешными выступлениями в Кубке страны – «Спартак» 5 раз подряд выходил в финал и трижды (в 46-м, 47-м и 50-м гг.) завоевывал Кубок. Еще одним светлым пятном стало появление в составе красно-белых Никиты Симоняна, трижды становившегося лучшим бомбардиром первенства.

Смена царствующей династии произошла в 1952 году – и опять не без вмешательства власть имущих. Олимпийская сборная СССР, составленная преимущественно из футболистов армейского клуба, проиграла югославам, и ЦДСА был расформирован. Соперничество заклятых врагов из «Динамо» и «Спартака» возобновилось.

С 1952-го по 1962 год красно-белые 5 раз завоевывали золотые медали чемпионата, а в 1958-м команде удался золотой дубль. В сезоне-1966/67 состоялся дебют «Спартака» в еврокубках – команда приняла участие в розыгрыше Кубка обладателей кубков и дошла до 1/8 финала. Однако в 70-х годах величие московского клуба постепенно потускнело – на советский футбольный Олимп взошли киевляне под руководством Валерия Лобановского. Триумф украинской команды совпал с наиболее мрачной страницей в истории «Спартака» – в 1976 году (во второй раз в истории в этот год из-за Олимпиады было проведено 2 чемпионата – весенний и осенний) красно-белые продемонстрировали блеклую игру и покинули высший дивизион.


К чести спартаковцев, они довольно быстро вернули себе утраченные позиции. Главным вдохновителем возрождения клуба стал Константин Бесков, возглавивший команду в этот трудный период. Под его руководством «Спартак» с первого захода вернулся в элиту, а уже через 2 года – в сезоне-1979 – праздновал победу в чемпионате СССР.

С того момента в течение 8 лет спартаковцы не оставались без медалей – правда, всего лишь один раз – в 1987 году – они были высшего достоинства. Гораздо более уверенно стал выглядеть «Спартак» и на международной арене: в сезоне-1980/81 советская команда дошла до четвертьфинала самого престижного европейского турнира, где уступила мадридскому «Реалу», а 3 года спустя дошла до той же стадии Кубка УЕФА. В чемпионском составе 1987 года блистали такие игроки как Сергей Родионов, Федор Черенков, Вагиз Хидиятуллин, Валерий Шмаров, Виктор Пасулько, Юрий Суслопаров, Александр Бубнов, ворота защищал великий Ринат Дасаев, его сменщиков был Станислав Черчесов.

В 1988 году Бесков покинул команду, и ему на смену пришел Олег Романцев, бывший защитник команды, чемпион СССР 1979 года. В истории «Спартака» началась наиболее славная эпоха. Сходу, выиграв очередные медали чемпионов СССР, «Спартак» взял двухгодичную паузу и позволил стать последними победителями союзного первенства московским армейцам. Зато в новообразованном чемпионате России красно-белым не было равных – команда выиграла 9 чемпионских званий за первые 10 лет. Лишь в 1995 году трофей уехал во Владикавказ.

К тому же периоду относятся и наиболее успешные европейские кампании «Спартака»: в сезоне-1990/91 советская команда смела со своего пути «Наполи» Диего Марадоны и мадридский «Реал» с Бутрагеньо и Уго Санчесом в составе. Причем испанцев москвичи обыграли 3–1 на «Сантьяго Бернабеу», проигрывая по ходу матча 0–1. В сезоне-1992/93 лишь возмутительное судейство не позволило московской команде пройти в финал Кубка обладателей кубков. А 3 года спустя, основательно нюхнув пороху Лиги чемпионов, российская команда повторила рекорд этого турнира, победив во всех шести матчах группового этапа. К сожалению, к началу матчей плей-офф многие игроки покинули команду: Станислав Черсесов, арендованный «Спартаком» у дрезденского «Динамо», вернулся в немецкий клуб, Василий Кульков и Сергей Юран перебрались в английский «Милуолл», а капитан команды Виктор Онопко – в испанcкий «Овьедо». Кроме того, тяжелейшую травму получил ведущий защитник москвичей Дмитрий Хлестов. Недостаток опытных игроков сказался – российский клуб проиграл «Нанту» первый матч ¼ финала 0:2, а в ответном поединке, ведя 2:0 после двух точных ударов Юрия Никифорова, не сумел удержать преимущество и закончил матч вничью 2:2. Незадолго до поединков с французским клубом спартаковскую семью постигла тяжелая утрата – ушел из жизни последний из братьев Старостиных, Николай Петрович, ставший символом команды.


Как выяснилось, золотые медали 2001 года стали последними в новейшей иcтории «Спартака». После триумфа 90-х наступил период жестокого упадка. После ухода Олега Романцева в 2003 году редкому тренеру удавалось продержаться дольше, чем один cезон: Андрей Чернышов, Невио Скала, Александр Старков, Владимир Федотов, Станислав Черчесов – лишь Старкову удалось провести полноценный сезон, ставший для спартаковцев серебряным. Приглашение в команду огромного количества малоизвестных зарубежных футболистов не принесло успеха на внутренней арене, а про евро кубковые баталии тех времен болельщики «Спартака» и вовсе не хотят вспоминать.

После провальных сезонов 2003-го и 2004 гг. наметились перемены к лучшему – в течение трех лет «Спартак» заканчивал сезон на втором месте. Однако в сезоне-2008 неудачная игра во внутреннем первенстве и провал в квалификационных матчах Лиги чемпионов стоил поста главного тренера Станиславу Черчесову, и на его место был приглашен знаменитый в прошлом футболист датчанин Микаэль Лаудруп.

После не слишком удачного cтарта в сезоне - 2009 Лаудруп был отправлен в отставку, а исполняющим обязанности главного тренера cтал генеральный директор Валерий Карпин. В 2019 году на должность главного тренера Спартака был назначен Доме́нико Теде́ско — немецко-итальянский футбольный тренер.

2.2 Особенности менеджмента в спортивных клубах.

В 20 веке Ф. Тейлор высказал идею об универсальности менеджмента, и она состоит в том, что управление каждой организацией, вне зависимости от ее поля деятельности, основывается на идентичных принципах. В соответствии с данной точкой зрения, спортивный клуб можно поставить на одну позицию с любой другой компанией: будь то, например, завод по производству металлов или фирма по предоставлению аудиторских услуг. Но, на мой взгляд, данное обобщение чрезмерно: в управлении коммерческими организациями можно выделить некие общие черты, но в то же время каждая из них вращается в своей сфере и имеет свои особенности. Таким образом, чтобы выявить отличительные признаки функционирования организаций в спортивной сфере, нужно рассмотреть их специфичные цели, методы управления, коммуникации, стратегии и другие характеристики. Своё внимание главным образом я бы хотела сфокусировать на спортивных клубах, поскольку данный объект управления, на мой взгляд, наиболее значительно отличается от традиционных компаний и обладает рядом интересных особенностей. Как и любая коммерческая организация, спортивный клуб (его менеджеры и владельцы) нацеливается, прежде всего, на получение прибыли и увеличение дохода, но использует для этого нетипичные инструменты. Если компания на рынке, как правило, генерирует выручку путем предоставления товаров или услуг, то менеджеры спортивного клуба оперируют также и иными способами получения доходов. Как отмечается в литературе, спортивный клуб зарабатывает путем продажи билетов на футбольные матчи (это можно рассматривать как предоставление услуг), продажи прав на телевещание, за счет средств спонсоров, путем продажи товаров с символикой клуба и рекламы. Но данные аспекты деятельности могут быть присущи и другим организациям. Что является абсолютно не типичным для иных сфер, это то, что в спортивных клубах широко применяется практика перепродажи игроков и получение за счет этого прибыли. То есть фактически игроки рассматриваются как активы,  на продаже которых можно зарабатывать. В обычной организации с трудом можно представить, чтобы работника за значительную плату передавали другой компании.


Что касается положения на рынке, то спортивным клубам, как и многим компаниям в других сферах, приходится действовать в условиях жесткой конкуренции. Менеджеры клуба справляются с ней путем создания и продвижения бренда команды. Как отмечают потребители, наличие уникальных брендов клубов оказывает положительное влияние на удовлетворенность  посещениями игр и  увеличивает удовольствие от чувства принадлежности к определенному клубу. Но формирование бренда спортивного клуба – непростая задача для менеджмента, и этот процесс отличен от развития бренда в других сферах. Так, на продвижение бренда в спорте оказывают влияние такие факторы, как наличие игроков-звезд, известного тренера, личность владельца клуба, история команды и многие другие, не присущие компаниям на других рынках. В обычных компаниях работники не обладают харизмой, способной притянуть потребителей, в то время как известные игроки и тренер в спортивном клубе относятся к факторам привлечения аудитории. Таким образом, менеджеры клуба должны уметь правильно использовать все эти инструменты для увеличения числа фанатов и, как следствие, возрастания посещаемости игр и прибыли.

Помимо всего прочего, значительное влияние на бренд спортивного клуба оказывает и  его выступления в различных чемпионатах. Так, чем выше положение команды в рейтинге, тем больше людей захотят посмотреть на ее игру. Но существует и обратная сторона медали. Как отмечают исследования, посещаемость игр возрастает при увеличении неопределенности результата, и если команда занимает стабильно высокое положение в рейтинге, то на ее игру с аутсайдером спрос будет не таким большим. Отсюда следует другая особенность менеджмента в спорте: чтобы повысить доходность от продажи билетов, существует система перераспределения доходов и, следовательно, известных игроков от более богатых команд к более бедным, чтобы относительно выровнять возможности всех команд и увеличить неопределенность исхода матчей. Разве можно представить, чтобы в конкурентной борьбе, предположим, в автомобильной отрасли в США Дженерал Моторс помогал Крайслеру занять стабильные позиции на рынке? Очень маловероятно, но в спортивной индустрии подобные случаи находят свое место.

Также отличительной чертой управления спортивным клубом выступает то, что менеджеры в большей степени, чем где-либо еще, должны иметь дело с человеческим фактором. Результативность команды на чемпионатах целиком зависит только от коллективных усилий игроков и тренера, и задача менеджеров подобрать игроков таким образом, чтобы каждый из них чувствовал себя частью команды и был нацелен на ее успех. Значительную часть своей ответственности в данной сфере менеджеры делегируют главному тренеру, которого также в какой-то мере можно назвать менеджером. Деятельность тренера включает анализ внешней и внутренней среды спортивной организации, разработку целей и планов по их достижению, контроль и оценку выполнения задач. Также на тренера возлагаются обязанности мотивации игроков, организация их командной работы и взаимодействий. Но в отличие от менеджмента, когда руководитель, как правило, ставит перед работниками цели и задачи и следит за их выполнением, тренер формулирует их взаимно с игроками исходя из их возможностей (имеет место значительно более тесная взаимосвязь, чем в случае менеджмента). Таким образом, формируется их сильная взаимная ответственность за результат.