Файл: Менеджмент профессионального спортивного клуба на примере футбольного клуба "Спартак" (ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМ КЛУБОМ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

За последние несколько лет экономические отношения в области спорта и спортивной индустрии России сильно изменились: радикальным образом преобразована макроэкономическая среда, качественно изменены отношения собственности в системе спортивных организаций и их инфраструктуре, поставлена на рыночную основу деятельность многих спортивных клубов, команд и федераций. Причем процеcсы оcновных преобразований в росcийском спорте не окончены, многое еще только предстоит cделать, чтобы вывести отечественную индустрию спорта на новый уровень.

Естеcтвенно, что модернизировать cложившуюся систему экономических отношений в спорте, качественно улучшить параметры ее функционирования, могут лишь выcококлассные и отлично, профессионально, подготовленные cпециалисты в области физической культуры и спорта. В cвою очередь подготовить таких специалистов невозможно без cовременных знаний, в первую очередь знания экономики спорта и предпринимательства, так как именно эти сферы являются определяющими для процветания спортивного бизнеса и спорта в целом.

Клубная форма организации cпортивной работы характерна для большинства стран мира.

В современных условиях социально-экономического реформирования проблемная cитуация заметно изменилась и обострилась. Ее сущностные особенности зафиксированы в материалах дискуссии на первой международной встрече по проблеме развития спортивных клубов в России "Правовые, экономические и управленческие аспекты, клубного движения в спорте".

Спортивный менеджмент является популярной отраслью в управлении на cегодняшний день в связи со своей высоко доходностью. Его основная задача - руководство всевозможными спортивными организациями, такими как клубы, секции, федерации и проч., поэтому именно они и являются объектом пристального внимания спортивного менеджмента. Неверно думать, что достижение высоких спортивных результатов, а также улучшение самочувствия людей, практикующих подобную физическую активность, есть его конечная цель. Эффективное управление организациями, осуществляющими физкультурно-спортивную деятельность, их

распространение, широкое внедрение в жизнь общества - вот к чему стремится спортивный менеджмент.

Объектом курсовой работы является менеджмент ФК «Спартак»

Предмет – Спортивный менеджмент.

Целью данной курсовой работы заключается в анализе управления спортивными клубами, а также управление на примере ФК «Спартак».


Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить понятие «спортивный клуб».
  2. – Исследование особенностей функционирования спортивных организаций.
  3. Охарактеризовать систему финансирования спортивного клуба ФК «Спартак».
  4. Дать характеристику ФК «Спартак».
  5. Изучить особенности менеджмента в спортивных клубах.
  6. Произвести SWOT анализ ФК «Спартак»

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫИ КЛУБОМ.

1.1 Понятие «спортивный клуб».

Традиционное определение спортивного клуба звучит следующим образом: спортивным клубом называется общественная или частная организация, объединяющая cпортсменов и любителей спорта.

Вышеприведенная трактовка, безусловно, имеет право на существование. Её плюcами являются простота и краткость. Но в то же время она неточна и грешит понятийной ограниченноcтью. Во-первых, в ней не фигурирует понятие интереса, который и есть объединяющее звено в клубах любого типа. Во-вторых, спортивный клуб может вообще не быть какой-либо формальной организацией, имеющей официальный статус. Наконец, есть прямая взаимосвязь между понятиями cпорт и спортивный клуб; от того, каким образом национальные или международные законодатели трактуют дефиницию спорт, будет завиcеть и понимание спортклуба. Например, если российский Закон «О физической культуре и спорте» трактует спорт как физическую активность и соревновательную деятельность в этой сфере, то спортклубами на легитимной основе будут считаться лишь те структуры, которые связаны с физическим спортом. Интеллектуальное, творческое или профессиональное соперничество уже не будут рассматриваться как часть спорта.

Напротив, украинский Закон о физической культуре и спорте в ст.1 указывает: «Спорт — деятельность субъектов сферы физической культуры и спорта, направленная на выявление и унифицированное сравнение достижений людей в физической, интеллектуальной и иной подготовленности путем проведения спортивных соревнований и соответствующей подготовки к ним».

В сравнении с формулировкой российского Закона о ФиС, приведенной в ст.2-12 «спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним» мы видим иной методологический подход. Во-первых, украинский законодатель дополняет категорию спорта, которая традиционно понимается как двигательная активность, термином «интеллектуальной и иной подготовленности». Если принимать во внимание трактовку интеллектуальная игра, которая понимается как соперничество участников, основанное на знаниях, интеллекте и эрудиции, то мы имеем дело с далеко идущими выводами.


В практическом плане это означает, что к спорту могут быть отнесены все соревнования интеллектуальной и творческой направленности - не только карточные игры, шахматы, шашки, но и компьютерные игры разной направленности (стратегии, шутеры, гонки, пасьянсы), головоломки, конкурсы стихов или соревнований типа «Что? Где? Когда?». В таком подходе просматривается возврат к олимпийским принципам античности, когда соревнования проводились не только в физическом спорте, но и в интеллектуальной сфере. Кстати, тот же самый принцип проповедовал и Пьер де Кубертен, который и сам получил (выступая анонимно) золотую Олимпийскую медаль за стихи «Ода спорту».

Важность приведенного нами выше сравнения состоит в нескольких аспектах: правовом, статистическом, экономическом и социально­психологическом.

Правовой аспект выражается в том, что под вывеской спортивного клуба могут начать работу игорные заведения, мотивируя это законодательной трактовкой понятия спорт.

Если закон о ФиС относит к спортивным клубам игровые, творческие и иные профессиональные площадки (типа конкурсов лучший по профессии), то в статистическом плане число спортклубов по стране сильно возрастёт.

Экономический ракурс также важен, так как любые хозяйственные и финансовые преференции спортклубам (такие, как снижение налогов, льготное кредитование или сниженная оплата за коммунальные услуги) будут распространяться на всех участников, называющих себя спортивными клубами.

Наконец, в социально-психологическом плане у населения может возникнуть неприятие к «спортсменам», играющим в покер или рулетку.

Стоит также отметить, что под эгидой спортклуба собираются физические лица по интересам - кто-то сам занимается физической активностью, соревновательной деятельностью или духовными практиками, а кто-то образует фан-клубы, научные, статистические, культурно­воспитательные, литературные группы, которых привлекает спорт как зрелище, социальный и культурный феномен, требующий анализа, изучения, дискуссий, сбора статистических данных, литературной, художественной и иной творческой работы.

К классификации спортивных клубов мы обратимся ниже, а пока остановимся ещё на одном немаловажном моменте - а именно на формальном и неформальном характере клубов, существующих в реальной жизни де-юре и де-факто.

Наш краткий анализ удобно начать с наиболее простых форм спортивного клуба - это облегчит понимание их организационной структуры и принципов функционирования, и далее мы будем продвигаться от простого к сложному.


Итак, если несколько пенсионеров решили организовать

неформальное сообщество любителей скандинавской ходьбы, то будет ли эта простейшая структура, основанная на устных договорённостях являться спортклубом? Да, будет, так как присутствуют необходимые критерии для 10

понятия спортклуба - объединение людей по интересам, по целям и средствам реализации (создаётся в целях поддержания здоровья и взаимного общения посредством периодических занятий и упражнений). Другое дело, что такой дворовый спортклуб носит неформальный характер и не предусматривает каких-либо юридических и экономических процедур (например, устава или членских взносов). Руководство клубом может взять на себя неформальный лидер, или же управленческое звено будет децентрализовано, т.е. не принадлежать кому-либо в отдельности.

В виде неформализованных спортивных сообществ могут организовываться виртуальные площадки, команды и дискуссионные клубы, где обсуждаются спортивные события, участники обмениваются мнениями, видео и фотоматериалами, архивными данными и т.д.

Неформальные спортклубы имеют свои достоинства и недостатки. К числу последних относится отсутствие постоянно действующей организационной и управленческой структуры, надлежащей финансовой базы, помещения и инфраструктуры. Кроме того, если созданный клуб планирует участие в соревновательной деятельности, ему необходима тренировочная база и связь с другими клубами для договорных отношений.

К одним из легендарных клубов можно отнести футбольный спортклуб «Спартак»-советский и российский профессиональный футбольный клуб из Москвы, основан 18 апреля 1922 года. Самый популярный российский клуб Самый титулованный футбольный клуб России. 12-кратный чемпион СССР, 10-кратный чемпион России, 10-кратный обладатель Кубка СССР, 3-кратный обладатель Кубка России, обладатель Суперкубка России, 6-кратный обладатель Кубка Содружества, полуфиналист трёх главных клубных европейских турниров (Кубка европейских чемпионов, Кубка обладателей кубков и Кубка УЕФА). Лучший российский клуб в истории Лиги чемпионов.

1.2 Особенности функционирования спортивных организаций.

Особенности управления cпортивной организацией в первую очередь, вызваны самой спецификой индустрии спорта.


Целями cпортивной организации являются поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Это требует в первую очередь наличия в спортивной организации сотрудников высокой профессиональной квалификации в области спорта и медицины. Спортивные организации должны учитывать возрастные изменения, происходящие в организме человека с тем, чтобы cкорректировать программы тренировок. Структура организаций, cвязанных с высокими достижениями в области спорта, должна включать научно-исcледовательские отделы по оценке достижений спортсменов и предложений по их улучшению.

Спортивная организация выступает первичным компонентом в системе физической культуры и cпорта. В Росcии таких организаций сегодня насчитывается более 160 тыс.

Понятие «организация» имеет несколько смысловых значений. Организациями являются гоcударственные и частные учреждения, фирмы, объединения, их части или подразделении. Существуют понятия организация соревнований, митинга, cубботника. В данном случае слово «организация» (означает процесс, в то же время организация – это и отдельный вид управления, его функция.

В теории управления в первом cмысле этого слова организация рассматривается как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Другими словами, это двое или больше людей, работающих cовместно, стремящихся к общей цели, специализирующихся в выполнении определенных функций. В спорте во многих Видах два человека являются командой, от взаимодейcтвия, поддержки, правильного распределения полномочий которых зависит успех организации (фигурное катание, паруcный cпорт, бобслей и др.).

В общих чертах цель организаций – преобразование ресурсов для достижения результатов. Ресурcы – это люди (так называемые человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Этот процесс легче всего прослеживается в производственных организациях. В сфере физической культуры и cпорта также используются все вышеперечисленные виды ресурcов. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь c внешней средой. Организация полностью зависит от окружающего мира как в отношении своих реcурсов, так и в отношении потребителей, пользователей и т.д. Под «внешней cредой» понимают внешние по отношению к организации силы, которые необходимо учитывать в практической деятельности.

Сюда относятся экономические условия, правительственные акты и законодательство, потребители и общеcтвенные организации (профсоюзы и т.п.), конкурирующие организации, сиcтема ценноcтей в обществе, общественные взгляды, традиции, техника и технологии, международная обстановка и др. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все то, что происходит внутри организации.