Файл: Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в России (Нормативно-правовые источники, регулирующие правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 3047

Скачиваний: 82

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Право иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ) для иностранных граждан также ограничено федеральным законом, а именно положениями, предусмотренными ст. 3 Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Из данного положения прямо следует запрет иностранному гражданину иметь на праве собственности земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, можно сделать вывод, что ограничение федеральным законом на отраслевом уровне предусмотренных Конституцией РФ основных прав в форме запрета может носить однозначный характер, не допускающий каких-либо исключений, либо такой запрет может быть сформулирован в форме общего правила, из которого допускаются в предусмотренных либо законом, либо международным договором случаях исключения.

Если говорить об особом порядке реализации тех или иных основных прав, предусмотренных Конституцией, то в максимальной степени особый порядок реализации регламентирован в отношении таких основных прав, как права на труд и права на свободу передвижения и выбор места жительства или пребывания на территории Российской Федерации, а также в отношении обязанности каждого платить налоги и сборы.

При этом следует отметить, что Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регламентирует прежде всего возникновение, изменение и прекращение прежде всего административных отношений, в которые иностранный гражданин вынужден вступать при реализации права на труд, а также права на свободу передвижения.

Говоря о конституционной обязанности каждого платить установленные налоги и сборы, то регламентация такой обязанности осуществляется в рамках налогового права. При этом НК РФ использует специфически именно для данной отрасли права понятия «резидент» и «нерезидент», и разграничение данных понятий осуществляется прежде всего но признаку характера и длительности проживания налогоплательщика на территории Российской Федерации, а не по признаку наличия гражданства иностранного государства.[13]

Особенности правового статуса иностранных граждан зависят от сроков и характера их пребывания на территории Российской Федерации. При этом получить статус постоянно проживающего на территории Российской Федерации иностранный гражданин может по общему правилу только в том случае, если он прожил на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание (то есть в статусе временно проживающего) не менее одного года (ч. 2 ст. 8 названного Закона), за исключением предусмотренного этим же Законом двух случаев, позволяющих получить статус постоянно проживающего, минуя статус временно проживающего, а именно:


высококвалифицированным специалистам и членам их семей;

иностранным гражданам, признанным носителями русского языка.

Говоря о праве на свободу передвижения по территории Российской Федерации (ст. 27 Конституции), следует отметить, что право передвижения ограничено только установленным ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» запретом посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Перечень таких объектов в соответствии с ч. 1 ст. 11 данного Закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ограничение права на выбор иностранным гражданином места жительства на территории Российской Федерации установлено в отношении иностранного гражданина, временно проживающего на территории Российской Федерации. Так в соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Для изменения места жительства временно проживающему иностранному гражданину необходимо в установленном указанным Законом порядке получить разрешение на изменение места своего проживания. Для предусмотренного ч. 1 ст. 37 Конституцией РФ права на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор профессии и рода деятельности в соответствии с названным Законом установлен особый порядок его реализации. Так согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Данный особый порядок предполагает, что для заключения с иностранным гражданином трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ такому работодателю или заказчику необходимо получить соответствующее разрешение в установленном законом порядке. В то же время применительно к иностранным гражданам, постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации, такой порядок не применяется (ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), и, следовательно, реализация такими иностранными гражданами указанного права, предусмотренного ч. 1 ст. 37 Конституции РФ значительно упрощается.[14]


Таким образом, несмотря на то, что в российском законодательстве имеются различные нормативные акты, регулирующие права и обязанности иностранных граждан, все же стоит заметить, что в их содержании присутствуют достаточно значимые пробелы. Посредством их наличия, иностранные граждане в той или иной степени ущемляются в своих правах на территории РФ.

Стоит обратить внимание на такую важную проблему, касающуюся реализации иностранных граждан временно проживающих на территории РФ своего права на получение разрешения на временное проживание. Так, основанием отказа в выдаче разрешения на временное проживание (п. 13 - 17 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») признается наличие одного из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Наибольший резонанс вызвала проблема обнаружения ВИЧ-инфекции у иностранного гражданина и как последствие этого, принятие в отношении него решения о нежелательности его проживания в РФ либо об отказе в выдаче ему разрешения на временное проживание в РФ или об аннулировании ранее выданного разрешения или о депортации такого лица.

На протяжении долгого времени, в том числе и на сегодняшний день, в национальном законодательстве нет четко установленных оснований и процедуры принятия решений, касающихся права иностранных граждан, у которых выявлена ВИЧ-инфекция, на пребывание и проживание в РФ. Посредством этого, рождается большое количество жалоб со стороны иностранных граждан больных ВИЧ-инфекцией, о незаконном принятии в отношении них решений о нежелательности проживания их в РФ либо об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в РФ или об аннулировании ранее выданного разрешения или о депортации. В свою очередь, решения являются незаконными, так как суды, при их вынесении не учитывают гуманитарные соображения и семейные права. На сегодняшний день, безусловно, имеются недоработки и пробелы в регулировании правового режима временно проживающих иностранных граждан на территории РФ. Законодательному органу необходимо уделить внимание разрешению ряда таких проблем, с целью усовершенствования всей нормативно-правовой базы, регулирующей правовое положение иностранных граждан на территории РФ.


2.2. Особенности ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства

Привлечение к ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, рассматривается нормами КоАП РФ. В связи с этим, следует отметить, что конституционные принципы, предусматривающие права и свободы человека непосредственно действующими и определяющие содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, закрепляются другим конституционным принципом, как то, что осуществляя свои права и свободы человек не должен нарушать права и свободы другого человека (ст. 18 и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

За совершение административных правонарушений иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ применяются следующие административные наказания: административный штраф, административное выдворение за пределы РФ, предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административный арест, административное приостановление деятельности.[15]

Выдворение предусмотрено в ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ. Причем в ряде санкций оно обозначено как дополнительное, а в других - как дополнительное альтернативное наказание.

Следует отметить, что имеются случаи вынесения судами заведомо неисполнимых постановлений об административном выдворении. Так, судьей Советского районного суда г. Рязани 21 мая 2013 г. принято решение в отношении гражданина Узбекистана П.К.О., нарушившего режим пребывания на территории Российской Федерации и привлеченного к административной ответственности с применением к нему административного наказания в виде штрафа и административного принудительного выдворения. В удовлетворении ходатайства УФМС России по Рязанской области о помещении П.К.О. до фактического его выдворения с территории Российской Федерации в спецприемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке центра исполнения административного законодательства УМВД России по г. Рязани, было отказано.

При вынесении судом мотивированного решения об административном выдворении не было определено место пребывания иностранного гражданина на территории Рязанской области до фактического его выдворения за пределы Российской Федерации, что создало реальное препятствие для исполнения постановления.[16]


В связи с утратой или прекращения законных оснований для нахождения иностранных граждан для дальнейшего пребывания или проживания в РФ законодатель предусматривает принудительную высылку (депортацию) данных лиц. В отношении депортации, следует отметить, что данная мера не относится к видам административного наказания и не регулируется КоАП РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, в случаях совершения правонарушения, подлежат ответственности по УК РФ, на тех же основаниях, что и для российских граждан. Конституционный принцип о равенстве граждан перед законом сформулирован в ст. 4 УК РФ и указывает на равенство граждан независимо от расовой, половой, языковой и другой принадлежности, а также других обстоятельств.[17]

С очевидностью следует, что исходя из установления равенства, речь идет и об определении единых мотивов в мерах уголовной ответственности и наказания, снятия уголовной ответственности.

Таким образом, за совершение противоправных деяний для иностранных граждан предусмотрена законодательством России различная ответственность, а именно уголовная, административная, гражданская, а также ответственность за несоблюдение правил пребывания иностранным гражданином срока и режима пребывания или проживания в Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в данной курсовой работе исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации регулируется посредством множества Федеральных законов, а также отдельных правовых актов и обеспечивается за счет особых средств, представляющих собой различные обязанности, права, ограничения, меры взыскания и ответственности, как иностранных граждан, так и органов исполнительной власти, наделенных полномочиями в данной сфере.

Существующее законодательство в данной сфере правового регулирования характеризуется комплексностью. Однако анализ имеющихся норм показывает, что их явно недостаточно для того, чтобы считать правовое регулирование статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации удовлетворительным. Пробелы, сложившиеся в законодательном регулировании, требуют своего разрешения.

Правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства имеет ограниченный объем в сравнении со статусом гражданина России, что выражается в ограничении некоторых прав и свобод, и, в-третьих, данные лица обладают особой административной деликтоспособностью, которая выражается в том, что именно к ним могут быть применены определенные виды наказания как выдворение за пределы территории РФ, депортация, сокращение сроков пребывания.