Файл: Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в России (Нормативно-правовые источники, регулирующие правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 3050

Скачиваний: 82

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовой статус иностранных граждан имеет свою специфику и характеризуется определенной степенью двойственности: находясь за пределами собственного государства, данные лица фактически подчиняются двум правопорядкам – государства пребывания и отечественному.

При этом они, обладая определенным объемом прав, предоставленных им отечественным правопорядком, во время пребывания на территории другого государства, как правило, не вправе на этот объем правомочий ссылаться.

Объем их правового статуса в государстве пребывания определяется обычно местным правопорядком и во многом зависит от предусмотренного местным законодательством правового режима.

1.3. Правовые режимы, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства

В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ установлен принцип национального режима; в соответствии с ним действует принцип уравнивания в правах иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации. При этом допускаются определённые изъятия и ограничения из этого правила.

Следует отметить, что иностранцы являются специфическими субъектами общественных отношений, вследствие чего необходима адаптация привычных форм и методов государственного управления, а значит, и формирование особого правового режима всевозможной деятельности указанных субъектов, а также органов государственной власти и должностных лиц исполнительной власти России для реализации цели обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и элементов правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, следовательно, необходим специальный правовой режим пребывания иностранцев на территории нашего государства.

В нашей стране данный правовой режим стоит рассматривать, прежде всего, с точки зрения административного права, поскольку именно ему принадлежит главенствующая роль в регулировании общественных отношений, возникающих в процессе обеспечения реализации правового режима иностранцев и лиц без гражданства.

Это связано с тем, что большая часть указанных отношений функционирует в сфере государственного управления. Их особенность заключается в том, что с одной стороны их участниками являются исполнительные органы государственной власти, которые реализуют свои полномочия, а с другой – иностранные граждане, а также лица без гражданства.


На основании этого, можно сделать вывод, что правовой режим иностранных граждан и лиц без гражданства в целом является по своей сути административно-правовым режимом, поэтому, как правило, его исследование проводится в рамках административного права.[7]

Правовой режим пребывания иностранцев служит базисным средством правового регулирования процесса пребывания иностранцев в Российской Федерации. Названный режим представляет собой совокупность норм права и мер организационного характера, определяющих порядок поведения иностранных лиц и лиц без гражданства, обеспечивающий сохранение состояния защищенности интересов личности, общества и государства, а также предотвращение либо устранение угроз этим интересам, связанных с реализацией иностранцами своего права на проживание в Российской Федерации и передвижение по её территории.

Режим пребывания, закрепляющий взаимные права и обязанности носителей публичной власти и иностранных граждан, содержит, в том числе и процедурно - процессуальные моменты их реализации, и к тому же регламентирует деятельность субъектов отношений, возникающих в связи с пребыванием иностранцев на территории Российской Федерации, в сфере действия норм данного режима.

В целом, можно сказать, правовой режим является предписанной нормами права моделью - эталоном функционирования и развития отношений в обществе, связанных с пребыванием в России иностранных граждан и лиц без гражданства, закрепленной системой различных средств материально-технического, организационного, административно-правового характера, устанавливающих меру поведения субъектов.[8]

Именно существование особого правового режима позволяет создать условия для эффективной организации деятельности государственных органов исполнительной ветви власти в отношении иностранцев, обеспечивает устойчивость деятельности и функционирования и тех, и других.

Правовой режим способствует реализации специальных мер и строгому упорядочиванию, контролю, надзору, введению новых запретов, изъятий и ограничений, но при этом является гарантом их соответствия конституционному статусу личности по отношению к иностранцам, создавая условия для выполнения обязательств в области прав человека международного плана.[9]

Режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации обеспечивается специальными средствами, целью которых является нормальное функционирование данного режима, и заключается в исполнении сторонами отношений, возникающих в сфере действия указанного режима, предписаний, установленных законодателем. В первую очередь Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан» устанавливает, что иностранные граждане в своей правосубъектности равны с гражданами Российской Федерации. Это значит, что органы государственной власти, ведущие миграционный учет, государственные органы, выдающие разрешение на временное проживание или вид на жительство и т.д. должны всегда помнить, что права и свободы иностранных граждан защищены государством и предоставляются им наравне с собственными гражданами нашего государства.[10]


С другой стороны, у иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации существуют определенные специфические обязанности, примерами которых является обязательная регистрация по месту проживания, представление достоверных сведений при осуществлении миграционного учета и осуществление юридически значимых действий, установленных различными правовыми актами Российской Федерации. По данному поводу обязанность возложена и на органы исполнительной власти, ведающие вопросами иностранных дел. Указанные органы должны осуществлять надзор за временным пребыванием (проживанием) иностранных граждан.[11]

Кроме этого, к средствам обеспечения режима пребывания иностранцев на территории Российской Федерации относятся различные ограничения, а также меры взыскания и поощрения.

Таким образом, по общему правилу, закрепленный в российском законодательстве национальный режим носит безусловный характер, лишь в некоторых случаях, в качестве исключения, предъявляется требование о взаимности.

Рассматривая данный режим, необходимо также отметить, что его предоставление вовсе не означает абсолютного (полного) уравнивания правого статуса иностранцев с правовым статусом граждан соответствующего государства. В законодательстве различных стран, как правило, наряду с национальным режимом закрепляются также определенные изъятия – исключения из общего правила о распространении национального режима (нередко их даже выделяют в качестве самостоятельного вида режима иностранцев и именуют «специальным режимом». Данные изъятия в большинстве своем обычно касаются сферы публичного права, но могут также устанавливаться и в частноправовой сфере. Так, к изъятиям, носящим публично-правовой характер следует отнести, прежде всего, ограничения политических прав и свобод иностранцев.

ГЛАВА 2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ


2.1. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства

Переходя к специфике прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства, следует отметить, что в действующем российском законодательстве данная специфика проявляется при отраслевом регулировании (нормы избирательного, гражданского, земельного, трудового, налогового), особенно в преломлении административною права.

Такую специфику устанавливает прежде всего Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Кроме того, такая особенности прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства установлены также иными федеральными законами, которые будут названы ниже.

Специфика прав и обязанностей, которыми наделены иностранные граждане и лица без гражданства на территории Российской Федерации, состоит в том, что для иностранных граждан существует особый порядок реализации этих прав, а кроме того, для иностранных граждан существуют специфические ограничения этих прав. При этом, говоря об ограничениях прав иностранных граждан, следует отметить, что принцип национального режима не может быть абсолютным, и. соответственно не может быть полного совпадения прав и обязанностей иностранных граждан с правами и обязанностями граждан Российской Федерации, поскольку иностранный гражданин, находясь на территории Российской Федерации, сохраняет связь со своим государством и обязан выполнять обязанности, вытекающие из этого состояния гражданства.

Кроме того, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, изъятия из данных положений могут устанавливаться федеральными законами и международными договорами. Аналогичное положение содержится в ст. 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Также ограничения прав иностранных граждан могут устанавливаться в соответствии ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, которая гласит, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При анализе перечисленных в главе 2 Конституции РФ основных прав и соответствующих положений федеральных законов можно обнаружить следующие установленные федеральными законами ограничения основных прав, связанных именно с отсутствием у физического лица гражданства Российской Федерации:


1. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ) ограничено тем, что федеральными законами устанавливаются прямые запреты иностранным гражданам занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, в том числе такие запреты, из которых не может быть сделано никаких исключений, и содержание которых носит категоричный и однозначный характер. Так, в соответствии с ч. I ст. 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин не может находиться на муниципальной службе, не может быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, не может быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Кроме того, из буквального толкования положений, содержащихся в ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О полиции», иностранный гражданин не может являться сотрудником полиции. Из некоторых запретов на занятие определенных должностей, поступление нормами сделаны исключения. Так, например, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 упомянутого Закона иностранный гражданин не может быть командиром гражданского воздушного судна, если иное не установлено федеральным законом. В то же время в части 5 статьи 56 Воздушного кодекса РФ установлены два исключения из общего правила, а именно указано, что в состав летного экипажа воздушного судна российского юридического лица или индивидуального предпринимателя могут входить иностранные граждане в случаях:

а) подготовки иностранного гражданина в целях получения им допуска к профессиональной деятельности в качестве члена летного экипажа гражданского воздушного судна при условии, что другие члены летного экипажа гражданского воздушного судна являются гражданами Российской Федерации;

б) заключения с иностранным гражданином трудового договора для замещения должности командира гражданского воздушного судна.

2. Права избирать и быть избранным в органы государственной власти Российской Федерации, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) иностранные граждане также лишены. Это следует как из буквального толкования статьи 32 Конституции РФ и положений статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях прав избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Лишены пассивного избирательного права, а именно права быть избранными в органы государственной власти Российской Федерации также и граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства (ч. 3.1 ст. 4 названного Закона) В ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» прописан прямой запрет в области избирательного права, а именно иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации. Но в то же время частью 10 статьи 4 названного Закона иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. В данном случае мы видим не только ограничение избирательного права иностранного гражданина в связи с его гражданством, но также наделением избирательным правом (поскольку Конституцией иностранные граждане правом избирательным правом на муниципальном уровне не наделены) при условии наличия соответствующего международного договора.[12]