Файл: Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в России (Нормативно-правовые источники, регулирующие правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 3041

Скачиваний: 82

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования темы данной курсовой работы обусловлена наличием комплексных проблем правового регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

В современных условиях глобализации общественных отношений и развития международного сотрудничества, вопросы правового статуса иностранцев приобретают все большую значимость. Высокий уровень социальной мобильности, рост миграционных и интеграционных процессов в государствах, увеличение объемов международного торгового и гражданского оборота – все эти явления неизбежно приводят к тому, что все чаще участниками тех или иных правоотношений на территории соответствующих государств становятся иностранные граждане, в связи с чем и возникает объективная необходимость в более подробном исследовании особенностей их правового статуса.

Такое исследование имеет, в свою очередь, огромное как теоретическое, так и практическое значение. В частности, с практической точки зрения – крайне важным является правильное определение пределов юридических возможностей приобретения и осуществления иностранцами в той или иной сфере правовых отношений субъективных прав, что, однако, представляется возможным только при должной теоретической проработке данных вопросов. Кроме того, актуальность рассмотрения вопросов правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства обуславливается также появлением в последнее время в отечественной и зарубежной доктрине и практике новых подходов и тенденций относительно их правового регулирования, анализ и комплексное изучение которых, может помочь выявить пробелы в регламентации и совершенствовать российское законодательство.

Таким образом, приведенные обстоятельства свидетельствует об актуальности, теоретической и практической значимости темы и, следовательно, необходимости проведения данного исследования.

Целью исследования данной курсовой работы является изучение понятия, особенностей и проблем правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России;

- рассмотреть права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с определением правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.


Предметом исследования является совокупность международно-правовых и национально-правовых норм, регулирующих правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, научная литература по указанной проблематике.

Методологическую основу настоящего исследования составляет комплекс общенаучных и частнонаучных методов: диалектического метода, метода анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического, нормативнологического, технико-юридического, сравнительно-правового.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ

1.1. Нормативно-правовые источники, регулирующие правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России

Каждое государство самостоятельно определяет режим иностранных граждан и лиц без гражданства на своей территории, посредством создания соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей их правовое положение.

В Российской Федерации специальной отрасли или подотрасли права, регулирующей правовое положение иностранных граждан не существует. Некоторые аспекты правового регулирования разбросаны по разным отраслям российского права, таким как: конституционное, гражданское, административное, и т.д.

В целом, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируется как национальным, так и международным законодательством.

Среди международных договоров нужно выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о статусе беженцев и ряд других международных договоров.


В общем виде конституционный принцип определения правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ. Так, согласно данной норме, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории Российской Федерации правами и исполняют обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

На основании ст. 71 Конституции РФ, вопросы правового положения иностранных граждан и вопросы миграционной политики, находятся в федеральном ведении. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории государства.[1]

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет правовое положение иностранных граждан в России, а также регулирует отношение между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов – с иной стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и другой деятельности.

Ряд вопросов миграционного права регламентированы на основе Указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства, а также нормативно-правовых актов других органов исполнительной власти (Федеральной миграционной службы, Федеральной пограничной службы и др.).

Кроме того, существует небольшой массив регионального законодательства, затрагивающий проблемы внутренней миграционной политики.

Частично подобные правовые акты принимаются во исполнение федерального законодательства, частично – в связи с необходимостью решения тех или иных региональных проблем.[2]

Можно сделать вывод, что правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации регулируется посредством множества Федеральных законов, а также отдельных правовых актов и обеспечивается за счет особых средств, представляющих собой различные обязанности, права, ограничения, меры взыскания и ответственности, как иностранных граждан, так и органов исполнительной власти, наделенных полномочиями в данной сфере.


1.2. «Иностранный гражданин» и «лицо без гражданства»: понятие, особенности данных правовых статусов и их классификация

Правовое положение лиц, которые находятся на территории того либо другого государства, зависит прежде всего от наличия либо отсутствия у них гражданства государства пребывания. Наибольший объем прав у лиц, имеющих гражданство этого государства.[3]

Правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства либо лиц с двойным гражданством, постоянно либо временно пребывающих на территории страны, имеет определенные особенности и специально урегулировано законодательством каждого государства.

Субъект права в любой отрасли права, в том числе и конституционного, - это обладатель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, возложенных на него правовым актом.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» указывает, что иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Таким образом, понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» в большинстве случаев совпадают.[4]

Особое место в группе иностранных граждан и лиц без гражданства занимают беженцы, которыми согласно норм Федерального закона от 19 февраля 1993 № 4528-I «О беженцах» признаётся лицо, «которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».


Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» различает три вида иностранных граждан:

а) временно пребывающих в РФ – лицо, прибывшее в РФ на основании визы либо в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство либо разрешение на временное проживание. По общему правилу, срок временного пребывания иностранного гражданина, который прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяноста суток. Срок может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия либо перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ. В Законе специально оговорены случаи, когда срок не может быть продлен или сокращен. Решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами;

б) временно проживающих в РФ - лицо, получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, если иное не установлено законом.

в) постоянно проживающих в РФ - лицо, которое получило вид на жительство. Вид на жительство выдаётся иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство этот срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлён на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительства неограниченно.[5]

Некоторые категории иностранных граждан – дипломаты, послы, консулы и т.д. – не подведомственны российской юрисдикции и пользуются правом экстерриториальности. За нарушение российских законов не несут ответственность по законам того государства, которое они представляют.

Иностранные граждане могут пользоваться защитой со стороны своего государства (гражданской принадлежности) и защитой международных органов. В первом случае эти функции возлагаются на дипломатические представительства и консульские учреждения. К их основным функциям относится защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом.

Защита международных органов осуществляется в пределах и условиях, которые устанавливаются договаривающимися государствами. Наиболее значимым органом обеспечения правового статуса человека является Европейский суд по правам человека, действующий в рамках Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. В соответствии с Конвенцией, Европейский суд по правам человека может принимать жалобы от любого физического лица либо любой группы частных лиц, утверждающих, что явились жертвами нарушения одним из договаривающихся государств их прав, признанных в настоящей Конвенции. Государства-участники обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права. В качестве условия обращения в Европейский суд по правам человека устанавливается исчерпанность всех внутренних средств правовой защиты.[6]