Файл: «Разработка эффективной системы организационных коммуникаций предпринимателя: оценка внешних и внутренних форм взаимодействия».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие, сущность и виды организационных коммуникаций предпринимателя
1.2. Виды коммуникаций в организации
1.3. Значение организационных коммуникаций и проблемы при их реализации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ООО «ЭГНИТРАНС»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ эффективности организационных коммуникаций в ООО «Эгнитранс»
2.3. Пути и рекомендации по совершенствованию коммуникаций в организации
2.4. Оценка влияния предложенных мер на эффективность деятельности предприятия
Ответы на следующий вопрос предложенной анкеты изображены на рисунке 8.
Рисунок 8. Вопрос № 4. Как развиты неформальные коммуникации в вашем отделе (подразделении)?, чел.
Согласно представленным данным, 10 респондентов высказались «хорошо» и столько же считает, что «удовлетворительно». Мнение, что неформальные коммуникации развиты «отлично» высказали лишь шестеро из опрошенных.
Ответ на вопрос «какой вид коммуникационных сетей присутствует в вашей организации?» представлены изображены ниже на рисунке 9.
Рисунок 9. Вопрос № 5. Какой вид коммуникационных сетей присутствует в вашей организации?
Согласно представленным данным 15 человек (большинство) считает, что в организации преобладают круговые коммуникации. Пятеро опрошенных высказались о преобладании веерных коммуникаций и лишь один опрошенный считает, что в ООО «Эгнитранс» выстроены последовательные коммуникационные процессы.
Ответы на следующий вопрос предложенной анкеты изображены ниже на рисунке 10.
Рисунок 10. Вопрос № 6. Какие каналы передачи информации вы применяете чаще обычного?
Согласно представленным данным чаще всего при общении используется телефон (11 человек) и устная речь (9 человек). Остальные каналы, по мнению опрошенных, в рассматриваемой организации используются крайне редко и в небольшом объеме.
Данные по ответу на вопрос «какие виды коммуникативных барьеров возникают у вас в процессе организационных коммуникаций?» представлены на рисунке 11.
Рисунок 11. Вопрос № 7. Какие виды барьеров возникают у вас в процессе коммуникаций?
Согласно отображенным на рисунке 11 данным основным коммуникативным барьером является непреднамеренное искажение сообщений. Также имеет место неудовлетворительная обратная связь и иерархические барьеры. Другие факторы, мешающие коммуникациям в организации, получили минимальное значение баллов, но следует отметить, что в идеальном варианте их вообще не должно быть.
Проанализировав полученные ответы, можно сделать вывод, что в ООО «Эгнитранс» в процессе коммуникации существуют преграды. Существующие коммуникационные каналы не всегда справляются с объемами информации, что обуславливает возникновение проблем в коммуникационном процессе, выражающихся в неполном исполнении поручений или заданий из-за не хватки данных или не вовремя дошедшей информации. Данные проблемы требуют безотлагательного решения, чему и будет посвящен следующий параграф данной работы.
2.3. Пути и рекомендации по совершенствованию коммуникаций в организации
На основе проведенного анализа было выявлено, что в организации существуют проблемы, снижающие эффективность коммуникаций. С целью повышения эффективности коммуникационного процесса в ООО «Эгнитранс» является целесообразным реализация следующих мероприятий, перечисленных на рисунке 12.
Рисунок 12. Рекомендации по повышению эффективности коммуникации в ООО «Эгнитранс»
Согласно представленному рисунку 12 для повышения эффективности коммуникации в ООО «Эгнитранс» необходимо:
I. Совершенствование внешних коммуникаций:
1) разработать меры для построения привлекательного для внешней среды образа предприятия.
II. Совершенствование внутренних коммуникаций:
2) формирование эффективной обратной связи;
3) автоматизировать сбор и оценку информации между подразделениями;
4) направить усилия на совершенствование организационной культуры;
5) повысить эффективность системы информирования персонала в ООО «Эгнитранс».
Рассмотрим предложенные рекомендации подробнее.
1. Действия по улучшению привлекательности образа (имиджа) предприятия.
Для формирования привлекательности внешнего образа ООО «Эгнитранс» можно выделить следующие направления:
- проведение долгосрочной рекламно-имиджевой кампании для создания положительного имиджа у потребителей;
- усовершенствование механизмов планирования и бюджетирования имиджевых рекламных кампаний;
- отслеживание и поддержание присутствия предприятия в прессе, общественной жизни общества, культурно-массовых, спортивных мероприятиях (другими словами: всегда «быть на слуху»);
- обновление применяемой системы РR: доработка имеющейся символики и традиций;
- создание единой информационной системы, включающей в себя: общее собрание, информационные доски, компьютерные рассылки.
2. Формирование эффективной обратной связи.
Эффективная коммуникация в организациях включает в себя обязательное общение сверху вниз. Это так же просто, как и сложно. Организации, которые эффективно общаются, ожидают сильной коммуникации от менеджеров к сотрудникам, обеспечивают обучение и коучинг менеджерам, чтобы помочь в создании своих навыков общения, иметь широкие коммуникационные инструменты для использования менеджерами и сотрудниками и оценивают эффективность их усилий в области коммуникации.
Для снижения недопонимания между руководством современного предприятия и его подчиненными необходим только прямой и конструктивный диалог [14, c. 215]. Одной из составляющих такого диалога является обратная связь от руководителя к подчиненному. Для формирования эффективной обратной связи является целесообразным реализация ряда мероприятий, основными из которых являются следующие:
- организация приема по срочным и несрочным вопросам;
- создание телефонной «горячей линии» для персонала;
«создание электронной почты и он-лайн каналов коммуникаций.
Эффективность предложенных мероприятий проявляется в возможности достижения позитивных, а также избегания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации.
3. Автоматизация сбора и оценки информации между подразделениями.
Построение эффективных организационных коммуникаций требует сбора и анализа информации о всех фактах хозяйственной деятельности предприятия и изменениях как внешней, так и внутренней среды.
Автоматизация бизнес-процессов и организация быстрого обмена информацией между сотрудниками – все это необходимо для увеличения эффективности работы. Автоматизация предприятий позволяет улучшить планирование загрузки производственных мощностей, распределение ресурсов, сводное и прогнозное планирование, управление цехами; обеспечить прозрачность бизнес-процессов, оперативность и достоверность финансовой отчетности и аналитики, а также снизить себестоимость производства [17, c. 262].
4. Совершенствование организационной культуры.
Для совершенствования организационной культуры ООО «Эгнитранс» руководство должно регулярно осуществлять следующие необходимые мероприятия:
- создание условий, способствующих развитию системы культурных ценностей у персонала;
- организация обучения (повышения квалификации) сотрудников с целью формирования у персонала культурных ценностей рассматриваемого предприятия;
- организация эффективной системы управления;
- создание единых ценностных ориентиров коллектива;
- создание и развитие единого видения будущего предприятия;
- наглядный пример руководителя и работников, занимающих высокие должности;
- разработка и внедрение систем эффективной моральной мотивации сотрудников [8, c. 195].
5. Повышение эффективности системы информирования персонала на рассматриваемом предприятии. Необходимо выработать в коллективе стремление к обеспечению полной осознанности выполняемых заданий на основе получения от вышестоящего руководства исчерпывающей и конструктивной информации.
С целью формирования на предприятии системы поведенческих стандартов рекомендуется создать документ, содержащий список основных требований к работникам ООО «Эгнитранс» («Кодекс корпоративного поведения»).
Таким образом, были сформулированы основные направления совершенствования процесса коммуникации в ООО «Эгнитранс». В следующем параграфе рассчитаем влияние предложенных мероприятий на эффективность деятельности предприятия.
2.4. Оценка влияния предложенных мер на эффективность деятельности предприятия
Далее рассчитаем экономическую целесообразность совершенствования коммуникаций в ООО «Эгнитранс». Согласно прогнозным данным, основанным на опыте других предприятий, повышение эффективности процесса коммуникаций позволит увеличить выручку рассматриваемого предприятия на 5%. Составим таблицу с исходными данными для расчета влияния предложенных мероприятий на экономическую эффективность деятельности предприятия (см. табл. 4).
Таблица 4
Исходные данные для расчета
Показатель |
Ед. измерения |
Значение |
1. Численность работников, охваченных мероприятием (Чоб) |
чел. |
150 |
2. Выручка - до внедрения |
тыс. руб. |
166550 |
- после внедрения |
174878 |
|
3. Среднемесячная заработная плата (ЗП) |
тыс. руб. |
40 |
4. Затраты на внедрение мероприятия (взяты примерно) (З) |
тыс. руб. |
500 |
5. Отчисления на соц. нужды |
30% |
Экономический эффект от повышения эффективности процесса коммуникаций определим с помощью следующих расчетов.
1. Прирост производительности труда.
Пт= *100% (1)
где, Пт – прирост производительности труда
Ппм - производительность труда после внедрения мероприятия;
Пдм – производительность труда до внедрения мероприятия.
Пт= *100%= 105%.
2. Рассчитаем относительную экономию численности по формуле:
Пт= (2)
Эч= ==15750 /10500= 1,5 (чел.)
3. Экономия заработной платы рассчитаем по формуле:
Эзп = Фзп*Эч (3)
Эзп= 1,5 *40*12=720 (тыс. руб.)
4. Экономия по социальным отчислениям рассчитаем по формуле:
Эсн=Эзп * 0,3 (4)
Эсн= 720*0,3= 216 (тыс. руб.)
5. Годовая экономия внедрения предложенного мероприятия составит по формуле:
Эг= Эзп+Эсн (5)
Эг=720+216= 936 (тыс. руб.).
Итак, согласно проведенным расчетам, годовая экономия от внедрения мероприятий по повышению эффективности процесса коммуникаций в ООО «Эгнитранс» составит 936 тыс. руб.
6. Экономический эффект от предложенных мероприятий рассчитывается по следующей формуле:
Эобщ. = Эг.общ – Зобщ, (6)
где, Э – экономическая эффективность предложенных мероприятий, тыс. руб.;
Эг.общ – общий экономический результат от всех мероприятий, тыс. руб.;
Зобщ. – общие затраты на реализацию всех предложенных мероприятий, тыс. руб.
Рассчитаем экономический эффект предложенных рекомендаций по повышению эффективности процесса коммуникаций по формуле (6):
Э = 936– 500= 436 тыс. рублей.
Э >0, значит предлагаемый проект экономически эффективен и введение запланированных мероприятий на рассматриваемом предприятии является целесообразным.
Таким образом, для совершенствования коммуникаций в целях повышения эффективности деятельности ООО «Эгнитранс» необходимо применять комплексный подход. А кроме того, руководство каждого современного предприятия должно помнить, что совершенство недостижимо, но при наличии эффективной организационной коммуникации появляется неограниченный потенциал для совершенствования во всех сферах бизнеса и управления людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение необходимо сформулировать обобщающие выводы.
Коммуникативные процессе в организации – это процессы, необходимые хозяйствующему субъекту для информирования, убеждения или создание связей между индивидами, группами и их окружением. Вся история развития общества - это процесс создания организаций и развития их «коммуникационных потребностей».
Большая часть предпринимателей имеют свои каналы и методы обмена данными с внешним и внутренним окружением. Процесс коммуникации может осуществляться в различных формах и видах, содержание которых может коренным образом отличаться друг от друга в зависимости от его участников и целей осуществления.
Коммуникации в современных организациях ‒ сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов и имеющий много видов. Когда коммуникации в организации проходят все этапы коммуникационного процесса, возникает ряд барьеров как межличностного характера, так и организационного и технического происхождения. Обладая объективными знаниями, менеджеры в процессе коммуникации способны воздействовать на своих подчиненных, а также эффективно организовывать их работу на предприятии.