Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Составление текста по последовательным картинкам
Виды деятельности при работе с текстом:
Сложение целого текста из частей
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту название.
1.Выпиши из первого предложения слово, где звуков больше, чем букв.
2.Определи количество слогов в слове случайно.
4. Выпишите из предложений с1-3 глаголы прошедшего времени ед.ч ж.р
5.Из предложений 5-7 выпишите слова, где все согласные звонкие
6. Из предложений 4-5 выпишите имя существительное, которое стоит в творительном падеже мн.ч.
7.Из предложений со 2-5 выпишите все предлоги.
Приемы работы с текстом.
МАОУ «СОШ № 42» г.Тюмень
Пилипенко И.В.,
учитель начальных классов
«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».
К.Д.Ушинский
На сегодняшний день ни для кого не секрет, что современные дети мало читают книги. Причиной этому служит огромное количество других источников информации: телевизор, компьютер, сеть Интернет. Поэтому задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы возродить утраченный интерес к художественной литературе, к слову, научить работать с текстом, а также помочь овладеть прочным и полноценным навыком чтения.
На сегодняшний день ни для кого не секрет, что современные дети мало читают книги. Причиной этому служит огромное количество других источников информации: телевизор, компьютер, сеть Интернет. Поэтому задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы возродить утраченный интерес к художественной литературе, к слову, научить работать с текстом, а также помочь овладеть прочным и полноценным навыком чтения.
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Большое внимание я уделяю работе с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать. УМК "Школа России" включает в себя разные виды и приемы работы с текстом в начальной школе. Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом, можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.
Смысловое чтение
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы
:
Развитие умения анализировать задание.
Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).
Определение последовательности событий в тексте.
Формулирование простых выводов после прочтения.
Преобразование прочитанного текста в таблицу.
Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.
Смысловое чтение
Развитие умения анализировать задание.
Смысловое чтение
Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
Смысловое чтение
Ответы на поставленные вопросы (устно и письменно).
Смысловое чтение
Определение последовательности событий в тексте.
Составление текста по последовательным картинкам
Смысловое чтение
Формулирование простых выводов после прочтения текста.
Смысловое чтение
Преобразование прочитанного текста в таблицу.
Смысловое чтение
Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
Смысловое чтение
Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного.
Осознанность чтения
Смысловое чтение
Смысловое чтение
Работа с ключевыми словами.
Виды деятельности при работе с текстом:
- нахождение границ
- деление текста на абзацы;
- восстановление деформированного текста;
- Востановление текста по картинкам, по вопросам;
- собирание текста из фрагментов;
- определение темы, главной мысли, идеи;
- озаглавливание;
- дописывание концовки текста;
- создание текстов разных стилей, разных
предложений в тексте;
типов речи.
Сложение целого текста из частей
Задание:
Текст рассыпался на части, попробуйте его собрать. Прочитайте получившийся текст.
Находчивый муравей.
Так до своего муравейника и доплыл. Вот какой находчивый муравей!
Дождь кончился. Собрался муравей дальше идти, а дороги нет: прямо перед ним ручей разлился. Целая река воды. Столкнул тогда муравей щепочку в воду и поплыл на ней, как на лодочке.
Тащил муравей щепочку. Вдруг начался дождь. Залез муравей в старый пень, а щёлку щепкой прикрыл.)
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту название.
Жалобно, в, деревья, стонут, лесу. Голым, мчится, по, холодный, ветер, ветвям. Зима, уже, пришла, настоящая. Верхушки, он, деревьев, качает.
Продолжи рассказ по началу
- Муравей нашел зерно. Но оно было очень тяжелое. Муравей не мог его сдвинуть. Тогда он позвал на помощь товарищей. ..
- Маленький Коля стоял на берегу реки. Он поскользнулся и упал в воду. Но недалеко был его старший брат Миша...
- Сережа и Володя нашли скворца со сломанным крылом. Он не мог улететь на юг. Ребята взяли скворца домой и ухаживали за ним всю зиму…
Комплексная работа с текстом
Задания к тексту:
1.Выпиши из первого предложения слово, где звуков больше, чем букв.
2.Определи количество слогов в слове случайно.
3.Выпиши из предложений с1-5 слово, соответствующее значению «Твёрдая прямоугольная коробка с прикреплённой запирающейся крышкой, используемая в дороге»
4. Выпишите из предложений с1-3 глаголы прошедшего времени ед.ч ж.р
5.Из предложений 5-7 выпишите слова, где все согласные звонкие
6. Из предложений 4-5 выпишите имя существительное, которое стоит в творительном падеже мн.ч.
7.Из предложений со 2-5 выпишите все предлоги.
8. В 5-м предложении определи грамматическую основу
ТЕКСТ:
1)Чемодан стоял на полу, крышка была открыта.
2) Кот случайно толкнул её, крышка захлопнулась и захватила голову.
3) Кот заорал, пытаясь освободиться.
4) На шум прибежали Гарька и Леонид Аркадьевич и вызволили его.
5)Он весь растопорщился, шипел, ругался и долго брезгливо тряс лапами.
6) Вообще кот оказался очень крикливым и обидчивым.
7) За большие уши Леонид Аркадьевич и Гарька окрестили его Ушастиком.
Письмо с дырками
- Волчишка. Жил в лесу волчишка с матерью. Ушла мать на охоту. Поймал волчишку человек. Он сунул его в мешок и принёс домой. Ночью волчишка подполз к двери. А дверь была открыта. Волчишка вылез на улицу и убежал в лес. А там была волчиха – мать. Обрадовались звери и убежали в глубину леса
- Волчишка.
Жил в лесу _____ _ ____. Ушла мать на _____. Поймал ______ человек. Он сунул его _ _____ _ ____ __ ______. Ночью волчишка подполз _ _____. А дверь была _____. Волчишка вылез на улицу _ ____ _ ___. А там была ______ – ____. Обрадовались _____ _ _____ _ _____ ___.
Кластер
- Кластер (гроздь, созвездие, пучок).
- Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.
- пополнять речевую память учащегося;
- обогащать словарный запас;
- продуктивно усваивать учебный материал;
- прививать эстетический вкус;
- формировать собственное мнение,
высказывать его, уметь
аргументировать.
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи: