Файл: Приемы работы с текстом. Маоу сош 42 г. Тюмень.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Приемы работы с текстом.

МАОУ «СОШ № 42» г.Тюмень

Пилипенко И.В.,

учитель начальных классов

Составление текста по последовательным картинкам

Виды деятельности при работе с текстом:

Сложение целого текста из частей

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту название.

Жалобно, в, деревья, стонут, лесу. Голым, мчится, по, холодный, ветер, ветвям. Зима, уже, пришла, настоящая. Верхушки, он, деревьев, качает.

Продолжи рассказ по началу

Комплексная работа с текстом

Задания к тексту:

1.Выпиши из первого предложения слово, где звуков больше, чем букв.

2.Определи количество слогов в слове случайно.

3.Выпиши из предложений с1-5 слово, соответствующее значению «Твёрдая прямоугольная коробка с прикреплённой запирающейся крышкой, используемая в дороге»

4. Выпишите из предложений с1-3 глаголы прошедшего времени ед.ч ж.р

5.Из предложений 5-7 выпишите слова, где все согласные звонкие

6. Из предложений 4-5 выпишите имя существительное, которое стоит в творительном падеже мн.ч.

7.Из предложений со 2-5 выпишите все предлоги.

8. В 5-м предложении определи грамматическую основу

Письмо с дырками

Кластер

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Приемы работы с текстом.

МАОУ «СОШ № 42» г.Тюмень

Пилипенко И.В.,

учитель начальных классов


«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».

К.Д.Ушинский
На сегодняшний день ни для кого не секрет, что современные дети мало читают книги. Причиной этому служит огромное количество других источников информации: телевизор, компьютер, сеть Интернет. Поэтому задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы возродить утраченный интерес к художественной литературе, к слову, научить работать с текстом, а также помочь овладеть прочным и полноценным навыком чтения.  
На сегодняшний день ни для кого не секрет, что современные дети мало читают книги. Причиной этому служит огромное количество других источников информации: телевизор, компьютер, сеть Интернет. Поэтому задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы возродить утраченный интерес к художественной литературе, к слову, научить работать с текстом, а также помочь овладеть прочным и полноценным навыком чтения.
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Большое внимание я уделяю работе с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать. УМК "Школа России" включает в себя разные виды и приемы работы с текстом в начальной школе. Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом, можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

Смысловое чтение

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы
:

Развитие умения анализировать задание.

Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).

Определение последовательности событий в тексте.

Формулирование простых выводов после прочтения.

Преобразование прочитанного текста в таблицу.

Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Смысловое чтение

Развитие умения анализировать задание.

Смысловое чтение

Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

Смысловое чтение

Ответы на поставленные вопросы (устно и письменно).

Смысловое чтение

Определение последовательности событий в тексте.

Составление текста по последовательным картинкам


Смысловое чтение

Формулирование простых выводов после прочтения текста.

Смысловое чтение

Преобразование прочитанного текста в таблицу.

Смысловое чтение

Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

Смысловое чтение

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного.

Осознанность чтения

Смысловое чтение

Смысловое чтение

Работа с ключевыми словами.

Виды деятельности при работе с текстом:

  • нахождение границ
  • предложений в тексте;

  • деление текста на абзацы;
  • восстановление деформированного текста;
  • Востановление текста по картинкам, по вопросам;
  • собирание текста из фрагментов;
  • определение темы, главной мысли, идеи;
  • озаглавливание;
  • дописывание концовки текста;
  • создание текстов разных стилей, разных
  • типов речи.

Сложение целого текста из частей



Задание:

Текст рассыпался на части, попробуйте его собрать. Прочитайте получившийся текст.

Находчивый муравей.

Так до своего муравейника и доплыл. Вот какой находчивый муравей!

Дождь кончился. Собрался муравей дальше идти, а дороги нет: прямо перед ним ручей разлился. Целая река воды. Столкнул тогда муравей щепочку в воду и поплыл на ней, как на лодочке.

Тащил муравей щепочку. Вдруг начался дождь. Залез муравей в старый пень, а щёлку щепкой прикрыл.)

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту название.

Жалобно, в, деревья, стонут, лесу. Голым, мчится, по, холодный, ветер, ветвям. Зима, уже, пришла, настоящая. Верхушки, он, деревьев, качает.

Продолжи рассказ по началу

  • Муравей нашел зерно. Но оно было очень тяжелое. Муравей не мог его сдвинуть. Тогда он позвал на помощь товарищей. ..
  • Маленький Коля стоял на берегу реки. Он поскользнулся и упал в воду. Но недалеко был его старший брат Миша...
  • Сережа и Володя нашли скворца со сломанным крылом. Он не мог улететь на юг. Ребята взяли скворца домой и ухаживали за ним всю зиму…

Комплексная работа с текстом

Задания к тексту:

1.Выпиши из первого предложения слово, где звуков больше, чем букв.

2.Определи количество слогов в слове случайно.

3.Выпиши из предложений с1-5 слово, соответствующее значению «Твёрдая прямоугольная коробка с прикреплённой запирающейся крышкой, используемая в дороге»

4. Выпишите из предложений с1-3 глаголы прошедшего времени ед.ч ж.р

5.Из предложений 5-7 выпишите слова, где все согласные звонкие

6. Из предложений 4-5 выпишите имя существительное, которое стоит в творительном падеже мн.ч.

7.Из предложений со 2-5 выпишите все предлоги.

8. В 5-м предложении определи грамматическую основу


ТЕКСТ:

1)Чемодан стоял на полу, крышка была открыта.

2) Кот случайно толкнул её, крышка захлопнулась и захватила голову.


3) Кот заорал, пытаясь освободиться.

4) На шум прибежали Гарька и Леонид Аркадьевич и вызволили его.

5)Он весь растопорщился, шипел, ругался и долго брезгливо тряс лапами.

6) Вообще кот оказался очень крикливым и обидчивым.

7) За большие уши Леонид Аркадьевич и Гарька окрестили его Ушастиком.

Письмо с дырками

  • Волчишка.
  • Жил в лесу волчишка с матерью. Ушла мать на охоту. Поймал волчишку человек. Он сунул его в мешок и принёс домой. Ночью волчишка подполз к двери. А дверь была открыта. Волчишка вылез на улицу и убежал в лес. А там была волчиха – мать. Обрадовались звери и убежали в глубину леса
  • Волчишка.

  • Жил в лесу _____ _ ____. Ушла мать на _____. Поймал ______ человек. Он сунул его _ _____ _ ____ __ ______. Ночью волчишка подполз _ _____. А дверь была _____. Волчишка вылез на улицу _ ____ _ ___. А там была ______ – ____. Обрадовались _____ _ _____ _ _____ ___.

Кластер

  • Кластер (гроздь, созвездие, пучок).
  • Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.
  • пополнять речевую память учащегося;
  • обогащать словарный запас;
  • продуктивно усваивать учебный материал;
  • прививать эстетический вкус;
  • формировать собственное мнение,
  • высказывать его, уметь

    аргументировать.


Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!