Файл: «Государственное управление и местное самоуправление: общее и особенное».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и структура государственного управления
1.2. Государственная власть и местное самоуправление
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИ В РФ
2.1. Анализ исполнительной власти РФ
2.2. Анализ законодательной и судебной власти в РФ
3. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
3.1. Проблемы государственного управления в РФ
3.2. Пути совершенствования государственного управления в РФ
Экономическое регулирование
Государственная поддержка
Государственные гарантии прав
Контроль и надзор
Рис 2.2. Формы государственного регулирования местного самоуправления
Из данных рисунка 2.2.можно увидеть, что основными формами государственного регулирования местного самоуправления являются:
1.Законодательное регулирование
2.Экономическое регулирование
3.Контроль и надзор
4.Государственная поддержка
5.Государственные гарантии прав.
На некоторых территориях субъектов во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления имеются две крайности, либо они существуют как бы параллельно, автономно, доводя эту автономность до абсурда, либо местное самоуправление подменяют государственным местным управлением, а это не лучшим образом влияет на существующую социально-экономическую ситуацию в регионе
3. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
3.1. Проблемы государственного управления в РФ
Осуществление в РФ административной реформы и сопутствующей ей реформы государственной службы поднимает на поверхность многие проблемы и накопившиеся противоречия, без скорейшего решения которых невозможно создание эффективного государственного управленческого аппарата.
Традиционно, в специальной литературе, к числу нерешенных проблем в системе государственного управления и местного самоуправления РФ относят такие как:
1.отсутствие целостной системы государственной службы;
2.недоверие граждан к системе государственного управления;
3.низкая эффективность работы органов местного самоуправления;
4.снижение уровня престижности государственной службы из-за трудностей продвижения по карьерной лестнице;
5.отсутствие системы перевода государственного служащего из одного государственного органа или государственной службы в другую с сохранением его статуса;
6.неэффективность кадровой политики на государственной службе, связанная с частым реформированием системы органов государственной власти;[16]
7. коррупция и невысокая эффективность мер по борьбе с ней, а также недостаточный контроль со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов; несоответствие уровня возлагаемой ответственности и ограничений социальному положению государственного служащего;
8.неупорядоченность механизма внутренней организации государственной службы, влекущая повышение уровня коррупции и злоупотреблений; формализм и бюрократия как в отношениях между государственными служащими и гражданами, так и между государственными структурами
Эти и другие проблемы государственного управления и местного самоуправления в РФ по-прежнему являются следствием ее малой эффективности и неспособности компетентно решать задачи по развитию рыночной экономики и гражданского общества, невосприимчивости к реформированию и стимулированию деятельности государственных служащих.
Следует учитывать, что какие бы изменения не происходили в данной сфере, они так или иначе связаны с фигурой конкретного исполнителя, реализующего задачи и функции государства. И здесь вновь следует обратиться к одной из важнейших проблем современной государственной службы – недостаточному уровню профессионализма и профессиональной компетентности государственных служащих, несовершенству системы их профессиональной подготовки и переподготовки.[17]
Государственное управления является важнейшим элементом в общем совокупном механизме государственной власти, благодаря которому возможно осуществление и реализация государственных целей и задач. Из всех видов управления в обществе только государственное управление опирается в процессах своего формирования и реализации на государственную власть. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране
3.2. Пути совершенствования государственного управления в РФ
Главными аспектами модернизации системы государственного управления и местного самоуправления являются:
1.оптимизация структуры муниципальной службы по функциям,
2.повышение качества подготовки и повышение квалификации кадров государственной службы в Республике Беларусь
3.повышение уровня организационной культуры государственного управления и местного самоуправления в РФ и реализация мер антикоррупционной политики и т.д.
Для достижения цели по реформированию процесса управления персоналом государственной службы РФ на местном уровне необходимо, на наш взгляд, проведение следующих мероприятий:
1. Разработать рамочную методику функционально-кадрового аудита исполкома, позволяющую провести структурный анализ исполкома как организации, анализ функций и задач подразделений и работников, анализ кадровых ресурсов госоргана и эффективности применения кадровых технологий. Аудит призван совершенствовать управляемость исполкома (например, исключить дублирующие или излишние функции), оценить эффективность деятельности кадровой службы, выявить «проблемные зоны» и «точки роста» кадрового потенциала госоргана.
2. Установить и законодательно закрепить полномочия и функционал кадровых служб исполкомов областного и базового уровней в части управления кадровыми ресурсами местных исполнительных и распорядительных органов. Изучить возможность передачи части задач по управлению персоналом с базового уровня на областной. Разработать и утвердить типовые перечни и описания профессиональных компетенций руководителей и работников кадровых служб.
3. Разработать рамочные методики подготовки среднесрочных кадровых программ и краткосрочного кадрового планирования на уровне государственного органа и региона.
4. Совершенствовать информационно-техническое обеспечение кадровых служб исполкомов. [18]
5. Организовать на базе Академии управления работу инновационного методического центра поддержки трансфера новых кадровых технологий в сферу управления персоналом государственной службы на местном уровне.
6. Разработать и внедрить в учебный процесс Академии управления учебный курс «Управление персоналом государственной службы на региональном уровне». Включить его элементы в учебные программы переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и их резервов.
7. Внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы управления персоналом государственной службы, исходя из накопленного опыта работы и современных тенденций в управлении человеческими ресурсами.
8. Демонстрировать открытость государственной службы для талантливых работников из других сфер. Расширять практику использования открытого конкурсного отбора, размещать на официальных сайтах местных органов власти статическую и динамическую информацию о проводимой в государственном органе кадровой политике.
В процессе исследования были выявлены такие проблемы, как недостаточная мотивация и несовершенный набор инструментов у государственных служащих для формирования положительного имиджа, а также малая осведомлённость населения о деятельности государственных служащих. Для решения этих проблем необходимы меры по:
1) официальной регламентации этической стороны деятельности государственных служащих;
2) расширению способов информирования населения и повышения уровня участия и взаимодействия населения с властными структурами;
3) повышению профессиональных навыков государственных служащих в сфере коммуникаций с помощью проведения различных тренингов, семинаров и курсов.
Активное внедрение данных мероприятий позволит устранить имеющиеся проблемы в сфере государственного и местного самоуправления РФ и сделать его более эффективным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении работы подведем итоги и сделаем выводы:
Государственное управление представляет собой совокупность органов государственной власти, которые осуществляют руководство и управленческие полномочия на уровне государственном уровне. К основным ветвям власти государственного управления относят:
1.Законодательную
2.Исполнительную
3.Судебную
Каждая из вышеназванных ветвей власти имеет свою специфику управления, нормативно-правовую основу и категорию лиц, составляющих организационно-кадровое обеспечение управления. Все функции государственного управления условно делят на две большие группы:
1.Внешние
2.Внутренние
К первой категории можно отнести функции, связанные с внешней политикой государства – функция обороны, функция мира и порядка.
Ко второй категории можно отнести функции, которые выполняют органы государственного управления внутри самой страны. К данной категории можно отнести – социальную функцию, налоговую и тд.
Государственное управление строится на основе соблюдения основных принципов:
1.Законность
2.Публичность
3.Рациональность и тд.
Местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Нормативно-правовую основу местного самоуправления составляют:
1.Конституция;
2.Федеральные законы ;
3.Уставы;
Государственная власть и местное самоуправление РФ имеют определенные различия по:
1.Характеру власти
2.Компетенции органов управления
3.Источникам средств
4.Территориальному признаку и тд.
Помимо отличительных от органов государственной власти черт, местное самоуправление имеет определенные сходства с ним. В частности, к данным сходствам можно отнести то, что являясь разновидностью публичной власти, муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти:
1 виды публичной власти;
2.используются те же методы управления и организационного построения управленческих структур,
3.выполняются аналогичные функции и тд.
Все проблемы в системе государственного и местного самоуправления в РФ условно делят на три группы:
1. Проблемы нереального планирования
2.Проблемы неэффективности управления
3. Проблемы неэкономичности управления
Главными аспектами модернизации системы государственного и местного самоуправления в Российской Федерации на основе являются:
1.оптимизация структуры государственной и муниципальной службы по функциям,
2.повышение качества подготовки и повышение квалификации кадров государственного и муниципального управления в РФ,
3.повышение уровня организационной культуры государственного управления в Российской Федерации и реализация мер государственной антикоррупционной политики и тд.
Таким образом, подводя общий итог по всей работе можно сказать о том, что для эффективного развития государственной власти и местного самоуправления необходимо устранять имеющиеся проблемы и совершенствовать механизм разделения полномочий между государствами и субъектами РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Безобразов В.П. Государство и общество. Управление, самоуправление и судебная власть (статьи): монография. — Электрон.дан. — СПб.: Лань - 2014. — 760 с.
2.Берг О.В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты // Журнал российского права. - 2010. - № 4. - С.21-25.
3.Братановский С.Н. Основы местного самоуправления. Курс лекций : учебное пособие / С.Н. Братановский. - М.: Юнити-Дана - 2010. - 168 с.
4.Будович М.С. Институциональные ловушки государственного управления. – Казань - 2015. – 197 с.